Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )
Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )
Комментарии преподавателя
"Соединительные О и Е в сложных словах"
Знать: об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.
Уметь: верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.
Ход урока
I. Лексико-орфографическая работа.
(слайд 3)
Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель.
II. Попутное повторение.
(слайд 4)
Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Задание: Е И
Приехать | Претихий | |
приблизиться | предобрый | |
прехороший | приподняться | |
пристроить | прийти | |
престранный | преодолеть | |
приклеить | приказать | |
прибыть | приобрести |
III. Объяснение новой темы.
(слайд 5)
Форма: беседа.
– Какие слова называются сложными?
– Как образуются сложные слова?
На экране:
вода, лазить —> водолаз
море, плавать —> мореплаватель
мышь, ловить —> мышелов
Слово учителя:
Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6)
Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая – после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 7)
(Вывод делают сами учащиеся).
IV. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е».
(слайд 8)
V. Чтение словарной статьи.
(слайд 9)
VI. Контроль за пониманием темы.
(слайд 10)
1. Творческая работа. (слайд 10)
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
Пить чай | (чаепитие) | |
помогать взаимно | (взаимопомощь) | |
любить труд | (трудолюбие) | |
люди одной фамилии | (однофамильцы) | |
тот, кто ходит пешком | (пешеход) | |
старший класс | (старшеклассник) |
2. Работа с учебником. (слайд 11)
Упражнение 150.
3. Творческая работа по рисункам.
Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов в левого столбика.
4. Попутное повторение. (слайд 3)
Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – добросовестный.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – доброжелательное.
VII. Закрепление.
1. На экране: (слайд 13)
пыль | хранить | |
овощ | тушить | |
огонь | сосать | |
телевидение | плавать | |
море | передача | |
три | бороться | |
земля | мерить |
Задание.
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».
2. «Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 15)
Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.
Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.
3. Работа с учебником.
Упражнение 168.
4. Кроссворд. (слайд 18)
(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
- Специалист по разведению садов.
- Локомотив с паровым двигателем.
- Канал для выхода дыма из трубы.
- Руссккая народная игра-пляска.
- Лес, поваленный бурей.
- Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.
- Огнестрельное оружие.
с | а | д | о | в | о | д |
п | а | р | о | в | о | з |
д | ы | м | о | х | о | д |
х | о | р | о | в | о | д |
б | у | р | е | л | о | м |
с | а | м | о | т | е | к |
п | у | л | е | м | е | т |
VIII. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.