8 класс. Русский язык. Текст
8 класс. Русский язык. Текст
Комментарии преподавателя
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи.
Задача этого стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.
Художественный стиль употребляется в устной: фольклор (сказка, былина, песня) – и в письменной речи: эпические произведения (рассказ, повесть, роман), лирические произведения (ода, сонет, элегия, лирическое стихотворение), драматические произведения (комедия, драма, трагедия).
Типы речи в текстах художественного стиля: повествование (рассказ, повесть, сказка), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (авторское отступление).
Особенностями этого стиля являются высокая образность, эстетическая функция языка, жаргонизмы, просторечие, диалектизмы (в художественных целях), индивидуальный авторский стиль, в художественной речи не только (и не столько) передается определенная информация об окружающем мире – художественный текст создает свой собственный, образный мир.
Основные языковые особенности:
- употребление различных тропов, широкое использование всех пластов русской лексики, широкое употребление народно-поэтических слов;
- употребление конкретных существительных;
- привлечение нелитературных слов и выражений, диалектизмов, жаргонизмов;
- использование индивидуально-авторских неологизмов;
- широкое использование различных морфологических средств;
- воспроизведение устной разговорной речи, стилизация, пародирование;
- восклицания, возгласы, вопросы; инверсия, перечисления, повторы и т. д.;
- использование всех видов простого и сложного предложения;
- употребление предложений с прямой и косвенной речью;
- недопустимость стандартизированности;
- использование средств поэтического синтаксиса (инверсий, риторических вопросов и восклицаний, анафор и эпифор и др.)
Выразительными средствами являются:
тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении:
метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола, ирония, литота и др.
фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос; ритм, рифма, используемые преимущественно в поэтическом произведении.
Эпитет – красочное, образное определение в переносном значении, подчеркивает наиболее существенные признаки определяемого предмета: парус одинокий, веселый ветер, золотая осень.
Сравнение – это выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется
посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов как, точно, словно, будто, как будто, что: Любовь, как истина, темна и, как полынь, горька.
Метафора – это троп, основанный на сходстве двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: хвост поезда.
Метонимия – замена слова другим, смежным по значению, например: У меня на полке стоит весь Пушкин (имеются в виду книги). Мама сварила вкусный борщ. Я съел две тарелки (содержимое тарелок).
Олицетворение – приписывание неживому объекту свойств живого существа: А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!
Ирония – употребление слова или выражения в значении, противоположном прямому. Обычно за внешне положительной оценкой скрывается отрицательная:
…С дворов
Свозили лодки.
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов (А.С. Пушкин).
Гипербола содержит непомерное преувеличение свойства, признака предмета, явления, действия:
Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается мировая основа.
Сегодня
До последней пуговицы в одежде
Жизнь переделаем снова (В.В. Маяковский).
Литота содержит непомерное преуменьшение свойства, признака предмета, явления, действия.
И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).
Анафора – стилистический прием повтора слова в начале строки, строфы (предложения):
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали (А.А. Блок).
Антитеза – противопоставление в тексте понятий, признаков, свойств:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин).
Инверсия – изменение обычного порядка слов (определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение)
Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? (А.С. Пушкин).
(напрасный дар, случайный дар…)
Параллелизм – сравнение в виде сопоставления:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит –
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
Градация – ступенчатое расположение выражений. Часто градация представляет собой расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Риторический вопрос – вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя:
Какой русский не любит быстрой езды? (Н.В. Гоголь).
Проанализируем отрывок из стихотворения А.А. Блока:
Осень поздняя. Небо открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной.
В этом отрывке использованы следующие языковые средства, характерные для художественного стиля:
– ритм, рифма;
– инверсия – прилагательное после существительного (осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная);
– эпитет – открытое небо;
– метафора – леса сквозят тишиной;
– синтаксический параллелизм (одинаковое построение предложений) в первой строке;
– назывные предложения, которые создают ощущение статичности, неподвижности.
Понятие языка художественной литературы является более широким по отношению к понятию художественного стиля. Художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей обычно представлены другие стили, в первую очередь разговорный.
Встречается вкрапление других стилей и в авторское повествование, особенно при использовании несобственно-прямой речи.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/tekst/hudozhestvennyy-stil?seconds=0
http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/11-klass/funkionalnyie-stili-rechi-russkogo-yazyika.html
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.