8 класс. Русский язык. Прямая и косвенная речь

8 класс. Русский язык. Прямая и косвенная речь

Комментарии преподавателя

Если в по­вест­во­ва­ние вклю­че­ны вы­ска­зы­ва­ния дру­гих лиц, то они об­ра­зу­ют так на­зы­ва­е­мую «чужую речь» (рис. 1).

Способы передачи чужой речи

Рис. 1. Спо­со­бы пе­ре­да­чи чужой речи (Ис­точ­ник)

Пет­ров ска­зал: «Отыс­кать клад – это от­лич­ная идея!» – пря­мая речь

или

Пет­ров ска­зал, что отыс­кать клад – это от­лич­ная идея. – кос­вен­ная речь.

Чужой речью на­зы­ва­ют также соб­ствен­ное вы­ска­зы­ва­ние ав­то­ра, ко­то­рое он про­из­нес ранее или со­би­ра­ет­ся про­из­не­сти, а также мысли ав­то­ра или дру­гих людей:

Вот по­дой­ду к нему зав­тра и скажу «Не буду я с вами клад ис­кать, я сам, один найду!»

или с кос­вен­ной речью:

Вот по­дой­ду к нему зав­тра и скажу, что не буду я с ними клад ис­кать, а сам, один найду.

Пря­мая речь – это до­слов­ное вос­про­из­ве­де­ние чу­жо­го вы­ска­зы­ва­ния. Для ее пе­ре­да­чи ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, ко­то­рые со­сто­ят из двух ком­по­нен­тов: слов ав­то­ра и соб­ствен­но пря­мой речи.

Диа­лог (от греч. dialogos – раз­го­вор) ис­поль­зу­ет­ся в тех слу­ча­ях, когда необ­хо­ди­мо пе­ре­дать несколь­ко ре­плик раз­го­ва­ри­ва­ю­щих между собой ге­ро­ев (рис. 2).

Диалог

Рис. 2. Диа­лог (Ис­точ­ник)

Пря­мая речь в таких кон­струк­ци­ях – это обя­за­тель­ный ком­по­нент, а вот слова ав­то­ра могут от­сут­ство­вать.         

Кос­вен­ная речь – это пе­ре­сказ чу­жо­го вы­ска­зы­ва­ния. Для ее оформ­ле­ния ис­поль­зу­ет­ся один из типов при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния – кон­струк­ция с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным.

Глав­ная часть таких пред­ло­же­ний стро­ит­ся от имени ав­то­ра тек­ста и со­от­вет­ству­ет сло­вам ав­то­ра при пря­мой речи, а при­да­точ­ная часть пе­ре­да­ет со­дер­жа­ние вы­ска­зы­ва­ния и со­от­вет­ству­ет пря­мой речи.

Кос­вен­ная речь

Цель вы­ска­зы­ва­ния

Спо­соб при­со­еди­не­ния

При­ме­ры

По­вест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние

Союзы будто, что

Он ска­зал, что при­ле­тит утром.

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние

Ме­сто­име­ния и на­ре­чия кто, что, какой, где, по­че­му, когда;ча­сти­ца ли в зна­че­нии союза

Мама спро­си­ла, когда при­ле­тит са­мо­лет.

По­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние

Союз чтобы

На­чаль­ник при­ка­зал, чтобы все вышли на улицу.

Пет­ров ска­зал: «Я хочу найти клад сам». – Пря­мая речь.

Пет­ров ска­зал, что хочет найти клад сам. – Кос­вен­ная речь.

Вы­ска­зы­ва­ние, пе­ре­дан­ное с по­мо­щью кос­вен­ной речи, из­ме­ни­лось.

Пет­ров ска­зал о своем же­ла­нии найти клад са­мо­сто­я­тель­но

(со­дер­жа­ние вы­ска­зы­ва­ния Пет­ро­ва пе­ре­да­но до­пол­не­ни­ем с за­ви­си­мы­ми сло­ва­ми);

Пет­ров, если ве­рить его сло­вам, хочет найти клад сам

(само пред­ло­же­ние пе­ре­да­ет со­дер­жа­ние вы­ска­зы­ва­ния Пет­ро­ва, а ввод­ное со­че­та­ние ука­зы­ва­ет на ав­то­ра вы­ска­зы­ва­ния).

Такие спо­со­бы пе­ре­да­чи чужой речи не от­но­сят­ся ни к пря­мой речи, ни к кос­вен­ной.

Пря­мая речь может сто­ять после, до или внут­ри слов ав­то­ра, а также об­рам­лять слова ав­то­ра с двух сто­рон. Рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния за­ви­сит от вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния ком­по­нен­тов кон­струк­ции – пря­мой речи и слов ав­то­ра, от места, в ко­то­ром слова ав­то­ра раз­ры­ва­ют пря­мую речь или, на­о­бо­рот, пря­мая речь раз­ры­ва­ет слова ав­то­ра, от ко­ли­че­ства вво­дя­щих пря­мую речь гла­го­лов.

Если пря­мая речь сле­ду­ет за ав­тор­ски­ми сло­ва­ми, то после слов ав­то­ра ста­вит­ся двое­то­чие, пря­мая речь вы­де­ля­ет­ся ка­выч­ка­ми, пер­вое слово пря­мой речи пи­шет­ся с про­пис­ной буквы. Во­про­си­тель­ный и вос­кли­ца­тель­ный знаки, а также мно­го­то­чие в пря­мой речи ста­вят­ся перед ка­выч­ка­ми, а точка – все­гда после ка­вы­чек:

Слова ав­то­ра: «Пря­мая речь».

Слова ав­то­ра: «Пря­мая речь!»

Слова ав­то­ра: «Пря­мая речь?»

Слова ав­то­ра: «Пря­мая речь…»

Пет­ров по­ду­мал и ска­зал: «Я буду ис­кать клад один».

Пет­ров по­ду­мал и ска­зал: «Я буду ис­кать клад один!»

Пет­ров по­ду­мал и ска­зал: «Можно я буду ис­кать клад один?»

Пет­ров по­ду­мал и ска­зал: «Я, по­жа­луй, буду ис­кать клад один…»   

Если пря­мая речь стоит перед ав­тор­ски­ми сло­ва­ми, то она также вы­де­ля­ет­ся ка­выч­ка­ми. После пря­мой речи вме­сто точки ста­вит­ся за­пя­тая (после ка­вы­чек) или во­про­си­тель­ный, вос­кли­ца­тель­ный знак, мно­го­то­чие (перед ка­выч­ка­ми). После од­но­го из этих зна­ков ста­вит­ся тире. Слова ав­то­ра на­чи­на­ют­ся со строч­ной буквы:

«Пря­мая речь», – слова ав­то­ра.

«Пря­мая речь!» – слова ав­то­ра.

«Пря­мая речь?» – слова ав­то­ра.

«Пря­мая речь…» – слова ав­то­ра.

«Я буду ис­кать клад один», – по­ду­мав, ска­зал Пет­ров.

«Я буду ис­кать клад один!» – по­ду­мав, ска­зал Пет­ров.

«Можно я буду ис­кать клад один?» – по­ду­мав, ска­зал Пет­ров.

«Я, по­жа­луй, буду ис­кать клад один…» – по­ду­мав, ска­зал Пет­ров.

Если ав­тор­ские слова на­хо­дят­ся внут­ри пря­мой речи, то ка­выч­ки ста­вят­ся толь­ко в на­ча­ле и в конце пря­мой речи и не ста­вят­ся между пря­мой речью и ав­тор­ски­ми сло­ва­ми.

Если на месте раз­ры­ва пря­мой речи ав­тор­ски­ми сло­ва­ми не долж­но быть ни­ка­ко­го знака или долж­ны сто­ять за­пя­тая, точка с за­пя­той, двое­то­чие или тире, то слова ав­то­ра вы­де­ля­ют­ся с обеих сто­рон за­пя­той и тире, после ко­то­рых пер­вое слово пи­шет­ся со строч­ной буквы:

«Пря­мая речь, – ав­тор­ские слова, – пря­мая речь».

«Я решил, – ска­зал Пет­ров, – ис­кать клад один».

Ис­ход­ная фраза: Я решил ис­кать клад один.

 «Я решил,– ска­зал Пет­ров, – что буду ис­кать клад один».

Если на месте раз­ры­ва пря­мой речи долж­на сто­ять точка, то перед ав­тор­ски­ми сло­ва­ми ста­вят­ся за­пя­тая и тире, а после них – точка и тире. Вто­рая часть пря­мой речи на­чи­на­ет­ся с про­пис­ной буквы:

«Пря­мая речь, – ав­тор­ские слова. – Пря­мая речь».

«Я хочу вам кое-что со­об­щить, - по­ду­мав, ска­зал Пет­ров. – Я решил ис­кать клад один».   

Если на месте раз­ры­ва пря­мой речи дол­жен сто­ять во­про­си­тель­ный или вос­кли­ца­тель­ный знак, то этот знак со­хра­ня­ет­ся перед ав­тор­ски­ми сло­ва­ми, после знака ста­вит­ся тире, слова ав­то­ра на­чи­на­ют­ся со строч­ной буквы, после них ста­вит­сяточка и тире, вто­рая часть пря­мой речи на­чи­на­ет­ся с про­пис­ной буквы:

«Пря­мая речь! – слова ав­то­ра. – Пря­мая речь».

«Пря­мая речь? – слова ав­то­ра. – Пря­мая речь».

«Все-та­ки буду ис­кать клад один! – ре­ши­тель­но ска­зал Пет­ров. – И вам так проще будет».

«Может быть, мне од­но­му пойти? – спро­сил Пет­ров. – А то я вам ме­шать буду».        

Если на месте раз­ры­ва пря­мой речи долж­но сто­ять мно­го­то­чие, то оно со­хра­ня­ет­ся перед ав­тор­ски­ми сло­ва­ми и после него ста­вит­ся тире. Если вто­рая часть пря­мой речи не об­ра­зу­ет са­мо­сто­я­тель­но­го пред­ло­же­ния, после слов ав­то­ра ста­вит­ся за­пя­тая и тире, вто­рая часть пря­мой речи на­чи­на­ет­ся со строч­ной буквы:

«Пря­мая речь... – слова ав­то­ра, – пря­мая речь».

«Даже не знаю, может быть, все-та­ки... – про­тя­нул Пет­ров, – пойти за кла­дом с вами».

Если вто­рая часть пря­мой речи пред­став­ля­ет собой новое пред­ло­же­ние, после слов ав­то­ра ста­вит­ся точка и тире, вто­рая часть пря­мой речи на­чи­на­ет­ся с про­пис­ной буквы:

«Пря­мая речь... – слова ав­то­ра. – Пря­мая речь».

«Даже не знаю... – про­тя­нул Пет­ров. – На­вер­ное, все-та­ки с вами за кла­дом пойду».

«Пря­мая речь... – слова ав­то­ра, – пря­мая речь».

«Даже не знаю, может быть, все-та­ки... – про­тя­нул Пет­ров, – пойти за кла­дом с вами».

Если в ав­тор­ских сло­вах внут­ри пря­мой речи име­ют­ся два гла­го­ла со зна­че­ни­ем вы­ска­зы­ва­ния, из ко­то­рых один от­но­сит­ся к пер­вой части пря­мой речи, а вто­рой – ко вто­рой, то после слов ав­то­ра ста­вит­ся двое­то­чие и тире, при­чем пер­вое слово вто­рой части пря­мой речи пи­шет­ся с про­пис­ной буквы:

«Пря­мая речь, – слова ав­то­ра + слова ав­то­ра: – Пря­мая речь».

«Даже не знаю, как по­сту­пить... – про­тя­нул Пет­ров и, по­мол­чав, до­ба­вил: – Все-та­ки, на­вер­ное, один пойду за кла­дом».

Если пря­мая речь стоит внут­ри ав­тор­ских слов, то перед ней ста­вит­ся двое­то­чие, а после нее – за­пя­тая или тире (ис­хо­дя из кон­тек­ста).

 Слова ав­то­ра: «Пря­мая речь», слова ав­то­ра.

Или

Слова ав­то­ра: «Пря­мая речь» – слова ав­то­ра.

Пет­ров по­мол­чал, вздох­нул: «Не знаю, что и де­лать», потом опять за­ду­мал­ся.

– за­пя­тая раз­де­ля­ет од­но­род­ные ска­зу­е­мые вздох­нул и за­ду­мал­ся, между ко­то­ры­ми на­хо­дит­ся пря­мая речь.

Или:

Пет­ров по­мол­чал, потом, про­бор­мо­тав«Не знаю, что и де­лать», раз­вер­нул­ся

 и вышел из ком­на­ты.

– за­пя­тая за­кры­ва­ет де­е­при­част­ный обо­рот, в со­став ко­то­ро­го вклю­че­на пря­мая речь.

Если пря­мая речь за­кан­чи­ва­ет­ся во­про­си­тель­ным или вос­кли­ца­тель­ным зна­ком, перед вто­рой ча­стью ав­тор­ских слова ста­вит­ся тире:

Пет­ров по­мол­чал, потом ре­ши­тель­но ска­зал: «Один за кла­дом пойду!» – и ре­ши­тель­но

вышел из ком­на­ты.

На во­прос Пет­ро­ва: «Может, мне од­но­му за кла­дом пойти?» – никто не от­ве­тил.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Рис. 3. Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с пря­мой речью (Ис­точ­ник

До­пол­ни­тель­но

Сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти пря­мой речи.

В ху­до­же­ствен­ном тек­сте сти­ли­сти­че­ские функ­ции пря­мой речи за­клю­ча­ют­ся в изоб­ра­же­нии ре­че­во­го по­ве­де­ния пер­со­на­жа.

В ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре и пуб­ли­ци­сти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях, близ­ких к ней по стилю (очер­ках, фе­лье­то­нах), ис­поль­зу­ют­ся экс­прес­сив­ные формы пе­ре­да­чи чужой речи, ожив­ля­ю­щие ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние. От­ра­жа­ют­ся осо­бые ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ские черты участ­ни­ков диа­ло­га (ре­че­вая ма­не­ра и про­фес­си­о­наль­ный опыт) в ин­тер­вью, бе­се­дах, круг­лых сто­лах.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/pryamaya-i-kosvennaya-rech/pryamaya-i-kosvennaya-rech-znaki-prepinaniya-v-predlozheniyah-s-pryamoy-rechyu?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=TXDe7ewe36I

http://www.youtube.com/watch?v=LqxDU03lwps

http://www.youtube.com/watch?v=1KoTxE4WAR4

http://www.youtube.com/watch?v=keN4m2akuII

http://www.youtube.com/watch?v=zx4-ugyjKF4

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/04/pryamaya-i-kosvennaya-rech-kartochka-informator-s-zadaniem

http://infourok.ru/konkurs?dwldurl=http%3A%2F%2Ffs1.ppt4web.ru%2Fuploads%2Fppt%2F5552%2F616223f4bb14be78335f5130bf81b30c.ppt

Файлы