8 класс. Русский язык. Осложненные предложения

8 класс. Русский язык. Осложненные предложения

Комментарии преподавателя

 

Об­сто­я­тель­ство – вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый слу­жит для ха­рак­те­ри­сти­ки дей­ствия или при­зна­ка. Об­сто­я­тель­ство ука­зы­ва­ет на:

*образ дей­ствия: Ручей, свер­кая и журча, бежит по дну овра­га;

*время: Про­ве­рив ра­бо­ту, пе­ре­дай её учи­те­лю;

*уступ­ку: Даже силь­но от­став от со­пер­ни­ка, он про­дол­жал борь­бу;

а также *при­чи­ну, *усло­вие, *место, * цель или * сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка.

Об­сто­я­тель­ство от­ве­ча­ет на раз­но­об­раз­ные во­про­сы: куда? как? когда? где? зачем? по­че­му? с какой целью? в какой сте­пе­ни?   

Об­сто­я­тель­ствавы­ра­жен­ные

Де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми

Обособ­ля­ют­ся

Не обособ­ля­ют­ся

В боль­шин­стве слу­ча­ев:

Петя бес­страш­но шел нав­стре­чу опас­но­сти, /ни се­кун­ды не со­мне­ва­ясь в своей по­бе­де/.

За­дер­жав­шись в до­ро­ге/, мы опоз­да­ли на поезд.

Можно много успеть, /имея сво­бод­ное время/

Обыч­но со зна­че­ни­ем об­ра­за дей­ствия, тесно свя­зан­ный по со­дер­жа­нию со ска­зу­е­мым, об­ра­зу­ет вме­сте со ска­зу­е­мым смыс­ло­вой центр вы­ска­зы­ва­ния:

Петя стоял чуть на­кло­нив го­ло­ву, спо­кой­ный и уве­рен­ный в своей по­бе­де. – Не про­сто стоял, а стоял чуть на­кло­нив го­ло­ву.

Если стоят после со­чи­ни­тель­но­го или под­чи­ни­тель­но­го союза или со­юз­но­го слова, от­де­ля­ют­ся от него за­пя­той:

Петя со­би­рал­ся на­чать сра­же­ние, но, (/по­дой­дя по­бли­же/), оста­но­вил­ся в рас­те­рян­но­сти.

Петя со­би­рал­ся на­чать сра­же­ние, но оста­но­вил­ся в рас­те­рян­но­сти, (/по­дой­дя по­бли­же).     

Сто­я­щие после про­ти­ви­тель­но­го союза а, их невоз­мож­но ото­рвать от союза и пе­ре­ста­вить в дру­гое место пред­ло­же­ния без на­ру­ше­ния его струк­ту­ры:

 Пете было нужно сроч­но при­нять ре­ше­ние,  /при­няв его/), на­чать дей­ство­вать.

Но: Петя в ми­ну­ту опас­но­сти ни­ко­гда не те­рял­ся, а,(/чув­ствуя во­оду­шев­ле­ние/)на­чи­нал дей­ство­ватьбыст­ро и четко.

 

Если пред­став­ля­ют собой фра­зео­ло­гиз­ма­ми:

Спешу к вам го­ло­ву сломя (= очень спешу). Нель­зя ра­бо­тать спу­стя ру­ка­ва (= неохот­но, небреж­но).

Оди­ноч­ное де­е­при­ча­стие

В зна­че­нии гла­голь­но­сти, ука­зы­ва­ет на время дей­ствия, его при­чи­ну, усло­вие:

Еще немно­го по­сто­явПетя со­брал­ся ухо­дить.

За­ду­мав­шись, князь шёл по тро­пин­ке.

Пе­ре­шёп­ты­ва­ясь, они по­до­шли к две­рям ка­би­не­та.

К ней, лая, ки­ну­лись со­ба­ки.

Гри­го­рий мол­чал, за­ду­мав­шись.

При­мы­ка­ю­щие к гла­го­лу-ска­зу­е­мо­му и близ­кие по зна­че­нию к на­ре­чи­ям об­ра­за дей­ствия, от­ве­ча­ют на во­про­сы

как? каким об­ра­зом? в каком по­ло­же­нии?

Еще пять минут он про­сто­ял не ше­лох­нув­шись.

Князь шёл за­ду­мав­шись.

Что, су­дарь, пла­че­те? Жи­ви­те-ка сме­ясь. Ло­ша­ди шлине спеша.

войти не по­сту­чав­шись, *идет на­кло­нив­шись, *бро­сить­ся на по­мощь не раз­ду­мы­вая и т. д.   

Два оди­ноч­ных де­е­при­ча­стия, вы­сту­па­ю­щие в функ­ции од­но­род­ных об­сто­я­тельств:

Петя долго стоял в ожи­да­нии, хму­рясь и него­дуя.

Вы­сту­па­ю­щие в ка­че­стве од­но­род­но­го члена в паре с необособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством:

Петя с недо­уме­ни­ем и на­хму­рясь на­блю­дал за вхо­дом в пе­ще­ру.

Два де­е­при­част­ных обо­ро­та, со­еди­нен­ные непо­вто­ря­ю­щим­ся со­ю­зом и, за­пя­той не раз­де­ля­ют­ся, как и дру­гие од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния в таких слу­ча­ях.

/Со­брав­шись с мыс­ля­мии /скон­цен­три­ро­вав­шись/, он про­ду­мы­вал каж­дое свое дей­ствие.

Союз и может со­еди­нять не два де­е­при­част­ных обо­ро­та, а дру­гие кон­струк­ции (два ска­зу­е­мых, два про­стых пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­со­чи­нен­но­го), и за­пя­тая в таких слу­ча­ях может сто­ять и перед со­ю­зом, и после него.

Петя стоял, /об­ло­ко­тив­шись на ру­ко­ят­ку меча/, и из­ред­ка огля­ды­вал­ся по сто­ро­нам.  

Про­нёс­ся вихрь, и, будто до­го­няя его, по­ва­лил мок­рый снег.

Союз или по­яс­ни­тель­ный или раз­де­ли­тель­ный:

Из овра­га нес­лось вор­ко­ва­ние диких го­лу­бейили, иначе го­во­ря, гор­ли­нок

(за­пя­тая перед по­яс­ни­тель­ным со­ю­зом или).

Но: Я уже при­вык к окру­жа­ю­щим меня яв­ле­ни­ям или, вер­нее го­во­ря, чу­де­сам при­ро­ды

(нет за­пя­той перед раз­де­ли­тель­ным со­ю­зом или).

Не пу­тать!

Обо­ро­ты вы­сту­па­ют

Не как де­е­при­част­ные обо­ро­ты, а как ввод­ные со­че­та­ния (по со­ве­сти го­во­ря, судя по всему...):

Судя по всему, дра­кон не очень то­ро­пил­ся на битву с таким гроз­ным про­тив­ни­ком.

Если де­е­при­ча­стие имеет в ка­че­стве за­ви­си­мо­го слова со­юз­ное слово ко­то­рый в со­ста­ве при­да­точ­но­го опре­де­ли­тель­но­го пред­ло­же­ния, то такое де­е­при­ча­стие от при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния за­пя­той не от­де­ля­ет­ся:

1. Перед вхо­дом в пе­ще­ру лежал огром­ный ка­мень, 2.не обой­дя ко­то­рый было невоз­мож­но уви­деть Петю.

1. Вот книга, 2. про­чи­тав ко­то­рую вы узна­е­те много ин­те­рес­но­го.

1. Перед ста­ры­ми за­во­да­ми воз­ни­ка­ли де­сят­ки про­блем, 2) не решив ко­то­рые невоз­мож­но пе­рей­ти к новым ме­то­дам по­строй­ки ко­раб­лей.

Обособ­ля­ют­ся об­сто­я­тель­ства, вы­ра­жен­ные су­ще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ных па­де­жах (обыч­но с пред­ло­га­ми),

С пред­ло­га­ми или пред­лож­ны­ми со­че­та­ни­я­ми

ввиду, вслед­ствие, бла­го­да­ря, по при­чине, на­по­до­бие, по­доб­но, при усло­вии, при на­ли­чии, при, во­пре­ки, за неиме­ни­ем, со­глас­но, с со­гла­сия, во из­бе­жа­ние и др.

Бла­го­да­ря от­лич­ной по­го­де и осо­бен­но яр­ко­му солн­цу, ожи­да­ние дра­ко­на не было че­ре­с­чур тя­гост­ным.

В ком­на­те Елены, бла­го­да­ря плот­ным за­на­вес­кам,было почти темно.

Дети, во­пре­ки мо­ро­зу, вышли по­гу­лять. 

Детям, по при­чине ма­ло­лет­ства, не опре­де­ли­ли ни­ка­ких долж­но­стей.

С пред­лож­ным со­че­та­ни­ем несмот­ря на

На ули­цах, несмот­ря на яркое солн­це, го­ре­ли фо­на­ри

Обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства могут быть вы­ра­же­ны срав­ни­тель­ным обо­ро­том.

Го­ло­ва у нее остри­же­на, как у маль­чиш­ки.

Обособ­ля­ют­ся и об­сто­я­тель­ства, вы­ра­жен­ные на­ре­чи­я­ми (оди­ноч­ны­ми или с за­ви­си­мы­ми сло­ва­ми) при на­ли­чии до­пол­ни­тель­ных усло­вий и спе­ци­аль­ных сти­ли­сти­че­ских задач:

И вот, неожи­дан­но, в пе­ще­ре раз­дал­ся гро­хот.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/predlozheniya-s-obraweniyami-vvodnymi-slovami-i-mezhdometiyami/obosoblenie-obstoyatelstv?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=SkW3ic1mfI4

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.