8 класс. Русский язык. Осложненные предложения

8 класс. Русский язык. Осложненные предложения

Комментарии преподавателя

Ввод­ные кон­струк­ции – это ино­род­ные слова,

внут­ренне чуж­дые при­ютив­ше­му их пред­ло­же­нию.

А.М. Пеш­ков­ский

Ввод­ные слова – это слова или со­че­та­ния слов, при по­мо­щи ко­то­рых го­во­ря­щий вы­ра­жа­ет свое от­но­ше­ние к тому, что он со­об­ща­ет.

Ввод­ные слова не свя­за­ны в пред­ло­же­нии с дру­ги­ми сло­ва­ми. Они не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (рис. 1).

Графическое обозначение вводных конструкций

Рис. 1.  Гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние ввод­ных кон­струк­ций (Ис­точ­ник)

При­мер ввод­но­го слова:

Ино­пла­не­тяне, ви­ди­мо, се­год­ня не при­ле­тят.

При­мер ввод­но­го со­че­та­ния:

Ино­пла­не­тяне, по всей ви­ди­мо­сти, се­год­ня не при­ле­тят.

При­мер ввод­но­го пред­ло­же­ния:

Ино­пла­не­тяне, как го­во­ри­ли, долж­ны были при­ле­теть се­год­ня.         

По­сколь­ку и ввод­ные слова, и ввод­ные со­че­та­ния, и ввод­ные пред­ло­же­ния вы­пол­ня­ют в пред­ло­же­нии оди­на­ко­вые функ­ции, для их обо­зна­че­ния мы будем ис­поль­зо­вать объ­еди­ня­ю­щий тер­мин «ввод­ные кон­струк­ции». Ввод­ные кон­струк­ции слу­жат для вы­ра­же­ния раз­лич­но­го рода оце­нок со­дер­жа­ния пред­ло­же­ния. Их зна­че­ние ли­ше­но кон­крет­но­сти, оно имеет от­вле­чен­ный ха­рак­тер.

Оче­вид­но, се­год­ня ино­пла­не­тяне не при­ле­тят. – слово оче­вид­но вы­ра­жа­ет зна­че­ние пред­по­ло­же­ния.

Ввод­ные кон­струк­ции не вхо­дят в струк­ту­ру пред­ло­же­ния, не яв­ля­ют­ся его ча­стью. Но при устра­не­нии ввод­ной кон­струк­ции пред­ло­же­ние те­ря­ет тот от­те­нок, ко­то­рый она вы­ра­жа­ла, сле­до­ва­тель­но, со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния при­об­ре­та­ет несколь­ко дру­гой ха­рак­тер.

Ино­пла­не­тяне, ве­ро­ят­но, по­ле­те­ли в дру­гое место.

При устра­не­нии ввод­ной кон­струк­ции пред­ло­же­ние при­об­ре­та­ет ка­те­го­ри­че­ский ха­рак­тер, но его ос­нов­ное со­дер­жа­ние, струк­ту­ра, со­став чле­нов пред­ло­же­ния и от­но­ше­ния между ними оста­ют­ся неиз­мен­ны­ми:

Ино­пла­не­тяне по­ле­те­ли в дру­гое место.

Ввод­ные кон­струк­ции в пред­ло­же­нии вы­де­ля­ют­ся ин­то­на­ци­ей. Они обыч­но про­из­но­сят­ся по­ни­жен­ным тоном и от­де­ля­ют­ся па­у­за­ми от чле­нов пред­ло­же­ния. Если ввод­ная кон­струк­ция вклю­че­на в се­ре­ди­ну пред­ло­же­ния, то его ин­то­на­ция, так ска­зать, «раз­мы­ка­ет­ся»:

На пись­ме ввод­ные кон­струк­ции вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми, реже – тире.

Пунк­ту­а­ции в пред­ло­же­ни­ях с ввод­ны­ми кон­струк­ци­я­ми будет по­свя­щен сле­ду­ю­щий урок.       

 Группы вводных конструкций по значению

Рис. 2. Груп­пы ввод­ных кон­струк­ций по зна­че­нию (Ис­точ­ник)

Груп­пы ввод­ных кон­струк­ций по зна­че­нию (рис. 2)

1. Ввод­ные кон­струк­ции, ука­зы­ва­ю­щие на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ще­ния, оце­ни­ва­ют со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния как бес­спор­ное, как пред­по­ла­га­е­мое или воз­мож­ное.

Со зна­че­ни­ем бес­спор­но­сти упо­треб­ля­ют­ся такие ввод­ные кон­струк­ции, как бес­спор­но, ко­неч­но, ра­зу­ме­ет­ся, без со­мне­ния, без вся­ко­го со­мне­ния, факт, само собой и др.

Ино­пла­не­тяне, дей­стви­тель­но, в этот день не при­ле­те­ли.

Без со­мне­ния, они от­пра­ви­лись в ка­кое-то дру­гое место.

Воз­мож­ность или пред­по­ло­же­ние вы­ра­жа­ют­ся ввод­ны­ми кон­струк­ци­я­ми ви­ди­мо, ка­жет­ся, надо по­ла­гать, ви­дать, может быть, воз­мож­но, по­жа­луй, по всей ве­ро­ят­но­сти и др.

Может быть, они при­ле­тят зав­тра? Воз­мож­но, мы их все-та­ки уви­дим.

2. Ввод­ные кон­струк­ции, вы­ра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ную оцен­ку со­об­ще­ния, вклю­ча­ют слова, на­зы­ва­ю­щие чув­ства: сча­стье, ра­дость, огор­че­ние, со­жа­ле­ние, стыд и др. С ними могут со­че­тать­ся слова, ука­зы­ва­ю­щие на того, кто ис­пы­ты­ва­ет чув­ство, т. е. кому при­над­ле­жит эмо­ци­о­наль­ная оцен­ка со­дер­жа­ния: к моему стыду, к его огор­че­нию, на ее сча­стье и т. д.

В со­став таких ввод­ных кон­струк­ций могут вхо­дить слова, вы­ра­жа­ю­щие сте­пень про­яв­ле­ния чув­ства или его оцен­ку:

К со­жа­ле­нию, ино­пла­не­тяне не при­ле­те­ли.

К на­ше­му со­жа­ле­нию, ино­пла­не­тяне не при­ле­те­ли.

К на­ше­му огром­но­му со­жа­ле­нию, ино­пла­не­тяне не при­ле­те­ли.

3. Ввод­ные кон­струк­ции, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния, вклю­ча­ют слова мне­ние, пред­по­ло­же­ние, слова и др. С ними могут со­че­тать­ся слова, уточ­ня­ю­щие, чье это мне­ние и кому, сле­до­ва­тель­но, при­пи­сы­ва­ет­ся со­об­ще­ние:

По-мо­е­му, ино­пла­не­тяне се­год­ня не при­ле­тят.

По моему мне­нию, ино­пла­не­тяне се­год­ня не при­ле­тят.

По его сло­вам, они уле­те­ли в дру­гое место.

4. Ввод­ные кон­струк­ции по прав­де ска­зать, при­знать­ся, от­кро­вен­но го­во­ря, по­про­сту го­во­ря и др. оце­ни­ва­ют спо­соб вы­ра­же­ния мысли.

Между нами го­во­ря, мы не ве­ри­ли, что к нам при­ле­тят ино­пла­не­тяне.

5. Ввод­ные кон­струк­ции бы­ва­ет, как обыч­но, как обыч­но бы­ва­ет, как пра­ви­ло, слу­ча­ет­ся, как во­дит­ся, как ино­гда слу­ча­ет­ся и др. ука­зы­ва­ют на сте­пень обыч­но­сти из­ла­га­е­мых фак­тов:

Ино­пла­не­тяне, слу­ча­лось, за­ле­та­ли в наши места, но очень давно.

Ввод­ных кон­струк­ций та­ко­го типа немно­го, они ука­зы­ва­ют на по­вто­ря­е­мость, пе­ри­о­дич­ность со­об­ща­е­мых фак­тов или, на­о­бо­рот, на их слу­чай­ность, еди­нич­ность: бы­ва­ет, как обыч­но, как обыч­но бы­ва­ет, как пра­ви­ло, слу­ча­ет­ся, как во­дит­ся, как ино­гда слу­ча­ет­ся.

6. Ввод­ные кон­струк­ции, об­ра­щен­ные к со­бе­сед­ни­ку с целью при­влечь его вни­ма­ние, вы­звать его от­клик на вы­ска­зы­ва­ние, от­ли­ча­ет наи­бо­лее неяс­ное и неопре­де­лен­ное зна­че­ние. Это кон­струк­ции как зна­ешь, зна­е­те, зна­е­те ли, по­ни­ма­е­те, ви­ди­те ли, из­во­ли­те ви­деть (уста­рев­шее), су­ди­те сами, со­гла­си­тесь и др. По сво­е­му упо­треб­ле­нию такие ввод­ные кон­струк­ции по­хо­жи на ча­сти­цы. Их упо­треб­ле­ние неред­ко вы­зва­но взвол­но­ван­но­стью го­во­ря­ще­го или сбив­чи­во­стью его мыс­лей.

Од­на­ко, зна­е­те, мы так долго ждали при­ле­та ино­пла­не­тян, что со­вер­шен­но за­мерз­ли.

7. Ввод­ные кон­струк­ции, ука­зы­ва­ю­щие на от­но­ше­ния между ча­стя­ми вы­ска­зы­ва­ния (могут ука­зы­вать на сле­до­ва­ние одних фак­тов за дру­ги­ми при пе­ре­чис­ле­нии): во-пер­вых, во-вто­рых и т. д.; на­ко­нец и др.

Во-пер­вых, ино­пла­не­тяне при­ле­та­ют сюда очень редко.

Во-вто­рых, се­год­ня не очень хо­ро­шая по­го­да.

Ввод­ные кон­струк­ции на­про­тив, на­о­бо­рот, впро­чем и др., прав­да (с от­тен­ком усту­пи­тель­но­сти) ука­зы­ва­ют на про­ти­во­по­став­ле­ние со­дер­жа­ния пред­ло­же­ния преды­ду­ще­му вы­ска­зы­ва­нию.

Впро­чем, мы все равно будем ждать при­ле­та ино­пла­не­тян.

Прав­да, в сле­ду­ю­щий раз по­ста­ра­ем­ся под­го­то­вить­ся по­луч­ше.         

Ввод­ные кон­струк­ции сле­до­ва­тель­но, зна­чит, вы­хо­дит, стало быть и др. могут по­ка­зы­вать, что со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния ло­ги­че­ски вы­те­ка­ет из пред­ше­ству­ю­ще­го вы­ска­зы­ва­ния как его след­ствие:

Сле­до­ва­тель­но, наши шансы уви­деть ино­пла­не­тян силь­но уве­ли­чат­ся.

С по­мо­щью ввод­ной кон­струк­ции может также вы­ра­жать­ся вывод, обоб­ще­ние, за­клю­че­ние (итак, во­об­ще, таким об­ра­зом и др.)

Итак, будем го­то­вить­ся и ждать при­ле­та ино­пла­не­тян.       

Ввод­ные кон­струк­ции имеют слож­ную си­сте­му зна­че­ний. Их упо­треб­ле­ние в речи не толь­ко оправ­дан­но, но и со­вер­шен­но необ­хо­ди­мо. Од­на­ко неуме­рен­ное и неумест­ное ис­поль­зо­ва­ние ввод­ных кон­струк­ций (на­при­мер, ска­жем, зна­чит, так ска­зать, к при­ме­ру, по­ни­ма­ешь и дру­гих) де­ла­ет речь небла­го­звуч­ной, кос­но­языч­ной, а ино­гда и непо­нят­ной.

Вы все слы­ша­ли такую речь:

Идем, зна­чит, мы, зна­чит, с сест­рой, зна­чит, и видим, зна­чит,

ино­пла­не­тяне, зна­чит, летят...

ТАК НЕЛЬ­ЗЯ!

*************************************************************

Ввод­ные слова, со­че­та­ния и пред­ло­же­ния (ввод­ные кон­струк­ции) при про­из­не­се­нии вы­де­ля­ют­ся ин­то­на­ци­ей. Ввод­ные слова на пись­ме обособ­ля­ют­ся на пись­ме за­пя­ты­ми, реже – тире, скоб­ка­ми.

За­пя­тые

И скоро ль, на ра­дость со­се­дей-вра­гов, мо­гиль­ной за­сып­люсь зем­лёю?

Ввод­ные кон­струк­ции вы­ра­жа­ют чув­ства

Ге­ро­и­ней этого ро­ма­на, само собой ра­зу­ме­ет­ся,была Маша.

Ввод­ные кон­струк­ции вы­ра­жа­ют сте­пень уве­рен­но­сти

Я, как уже ска­за­нони­ко­гда не от­ли­чал­ся крас­но­ре­чи­ем.

Ввод­ные кон­струк­ции ука­зы­ва­ют на ис­точ­ник со­об­ще­ния

Впро­чем, он был в душе доб­рый че­ло­век.

Ввод­ные кон­струк­ции ука­зы­ва­ют на связь мыс­лей

Нрава Та­тья­на была скром­но­го или, лучше ска­затьза­пу­ган­но­го.

Ввод­ные кон­струк­ции ука­зы­ва­ют на спо­соб оформ­ле­ния мыс­лей

Стру­сил ты, при­знай­ся, когда мо­лод­цы мои на­ки­ну­ли тебе ве­рёв­ку на шею?

Вы ужпо­жа­луй­стане вы­да­вай­те меня.

Ввод­ные кон­струк­ции вы­ра­жа­ют при­зыв к со­бе­сед­ни­ку с целью при­влечь его вни­ма­ние

Не пу­тай­те вод­ные слова с чле­на­ми пред­ло­же­ния.

От­ли­чие ввод­ных слов от чле­нов пред­ло­же­ния.

Ввод­ные слова

Члены пред­ло­же­ния

Ка­жет­ся, шеп­чут ко­ло­сья друг другу.

Мир ка­жет­ся мне кни­гой бес­ко­неч­ной.

За тем лесомвидноозеро.(= на­вер­ное, на­хо­дит­ся)

За тем лесом видно озеро.

Дождь, ка­за­лось, за­ря­дил на­дол­го.

Море на сотни миль во­круг ка­за­лось пу­стын­ным.

Бес­спор­но, ты прав.

Ваше право на от­пуск бес­спор­но.

Цехвоз­мож­но, уже ре­ор­га­ни­зо­ван.

Цех воз­мож­но ре­ор­га­ни­зо­вать.

Он, точно, немно­го стра­нен.

Ваше ре­ше­ние за­да­чи аб­со­лют­но точно.

Пре­жде всего, нужно ли го­во­рить имен­но об этом? (ука­зы­ва­ет­ся связь мыс­лей).

Пре­жде всего нужно го­во­рить имен­но об этом («сна­ча­ла»).

Онбез­услов­но, прав (ввод­ное слово; ука­зы­ва­ет­ся на уве­рен­ность в его право­те).

Он без­услов­но прав (об­сто­я­тель­ство; ука­зы­ва­ет­ся сте­пень его право­ты).

Ваши рас­суж­де­нияесте­ствен­но, под­во­дят нас к пра­виль­но­му ре­ше­нию («ра­зу­ме­ет­ся»).

Ваши рас­суж­де­ния есте­ствен­но под­во­дят нас к пра­виль­но­му ре­ше­нию (есте­ствен­ным об­ра­зом).

Далее, слово берет пред­се­да­тель со­бра­ния (по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния мыс­лей).

Далее слово берет пред­се­да­тель со­бра­ния («затем»; по­сле­до­ва­тель­ность фак­тов).

По­доб­ные ста­тьи, во­об­ще, пред­став­ля­ют ин­те­рес, но кон­крет­но эта вряд ли по­дой­дет для на­ше­го жур­на­ла (в зна­че­нии «во­об­ще го­во­ря»).

Раз­жи­гать ко­ст­ры он во­об­ще за­пре­щал... (в зна­че­нии «все­гда», «со­всем, при всех усло­ви­ях»).

Во­об­ще здесь мне нра­вит­ся, и ком­на­ту эту я сниму (в зна­че­нии «в общем», «а целом»).

Актерв конце кон­цов, мало под­го­тов­лен для такой от­вет­ствен­ной роли.

В конце кон­цов они [офи­це­ры] взяли сто­ро­ну ко­ман­ди­ра.

Сол­неч­ные пятна были на полу, потом пе­ре­шли на при­ла­вок, на стену и со­всем ис­чез­ли; зна­чит, солн­це уже скло­ни­лось за пол­день (А. Чехов).( оно си­но­ни­мич­но сло­вам«сле­до­ва­тель­но», «стало быть»)

Че­ло­век зна­чит неиз­ме­ри­мо боль­ше, чем при­ня­то ду­мать о нем... (Н. Го­голь) (близ­ко по смыс­лу к «озна­ча­ет»).

Бо­роть­ся – зна­чит по­бе­дить (между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, вы­ра­жен­ны­ми неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, тре­бу­ет­ся тире).

Ипотом, он в моих гла­зах зна­ме­ни­тость («кроме того»).

И потом он стал зна­ме­ни­тым («затем, после этого»).

Выверно, пе­ре­ве­де­ны сюда из Рос­сии?

Вы верно пе­ре­ве­ли этот от­ры­вок?

После об­хо­да боль­ных врачможет быть, у себя в ка­би­не­те («воз­мож­но»).

После об­хо­да боль­ных врач может быть у себя в ка­би­не­те («может на­хо­дить­ся»).

Нужно ис­пра­вить иглав­ным об­ра­зом, до­пол­нить све­жим ма­те­ри­а­лом (в зна­че­нии «самое глав­ное»).

Он до­бил­ся успе­ха глав­ным об­ра­зом бла­го­да­ря сво­е­му тру­до­лю­бию («пре­иму­ще­ствен­но», «в ос­нов­ном», «боль­ше всего»).

Прав­да

Прав­да, хо­ро­шо, что он при­е­хал? (прав­да – ввод­ное слово в зна­че­нии «не прав­да ли?»).

Прав­да, на дис­кус­сию у него ушло много сил, но зато мо­ло­дежь мно­го­му на­учи­лась (Н. Ост­ров­ский)

(прав­да – ввод­ное слово в функ­ции усту­пи­тель­но­го союза).

Му­жи­ки не были убеж­де­ны, что сараи те­перь и прав­да стали не их (прав­да – ча­сти­ца в зна­че­нии «дей­стви­тель­но»).

Зна­ешь

Он, зна­ешь, че­ло­век обя­за­тель­ный (ввод­ное слово).

А нам за это зна­ешь что будетПотом зимы были зна­ешь какиеЯ нашел на столе зна­е­те что? (зна­ешьзна­е­те в зна­че­нии экс­прес­сив­но-уси­ли­тель­ной ча­сти­цы).

На­ко­нец

Да ухо­ди­те же, на­ко­нец! (А. Чехов).

В зна­че­нии же «под конец», «на­по­сле­док», «после всего», «в ре­зуль­та­те всего» слово на­ко­нец не яв­ля­ет­ся ввод­ным, на­при­мер:

Мы под­ни­ма­лись все выше и выше и на­ко­нец до­стиг­ли вер­ши­ны горы. Быст­ро ушли все на­лич­ные день­ги, брил­ли­ан­ты жены,на­ко­нец и боль­шая часть при­да­но­го до­че­ри (Н. Го­голь).

По­жа­луй­ста

Пе­ре­дай­те, по­жа­луй­ста, эту ру­ко­пись ре­дак­то­ру (по­жа­луй­ста – ввод­ное слово = «прошу вас»).

Скажи по­жа­луй­ста, какой храб­рец! (цель­ное со­че­та­ние скажи по­жа­луй­ста при вы­ра­же­нии удив­ле­ния, воз­му­ще­ния, него­до­ва­ния).

Ве­че­ром по­жа­луй­ста, а днем прий­ти не могу (по­жа­луй­ста – ча­сти­ца для вы­ра­же­ния со­гла­сия, в зна­че­нии «да»).

Од­на­ко

Смот­ри, од­на­ко, будь осто­рож­на. Сколь­ко хло­пот, од­на­ко (ввод­ное слово од­на­ко обособ­ля­ет­ся, если стоит в се­ре­дине или в конце пред­ло­же­ния).

Мы не на­де­я­лись встре­тить­ся, од­на­ко встре­ти­лись (слово од­на­ко не яв­ля­ет­ся ввод­ным, если стоит в на­ча­ле пред­ло­же­ния (части слож­но­го пред­ло­же­ния) или свя­зы­ва­ет од­но­род­ные члены (в этих слу­ча­ях имеет зна­че­ние про­ти­ви­тель­но­го союзано).

Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют те слу­чаи, когда слово од­на­ко в на­ча­ле пред­ло­же­ния имеет зна­че­ние меж­до­ме­тия и на этом ос­но­ва­нии от­де­ля­ет­ся за­пя­той: Од­на­ко, какой ветер! (А. Чехов).

Если ввод­ное слово стоит в на­ча­ле или в конце обособ­лен­но­го обо­ро­та, то между ними за­пя­тая не ста­вит­ся:

Ре­бё­нок, /оче­вид­но ис­пу­гав­шись по­сто­рон­них/, бро­сил­ся к ма­те­ри.

Срав­ни­те: Ре­бё­нок,/ ис­пу­гав­шись, оче­вид­но, по­сто­рон­них/, бро­сил­ся к ма­те­ри.

На этом ос­но­ва­нии слова на­при­мер, в част­но­сти, глав­ным об­ра­зом и др., сто­я­щие в на­ча­ле уточ­ня­ю­ще­го или при­со­еди­ни­тель­но­го обо­ро­та, вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми вме­сте со всем обо­ро­том, т. е. после них ни­ка­ко­го знака не ста­вит­ся.

При встре­че двух ввод­ных слов за­пя­тая между ними ста­вит­ся:

Дождь, од­на­ко же, ка­жет­ся, за­ря­дил на­дол­го.

Стало быть, по-ва­ше­му, фи­зи­че­ским тру­дом долж­ны за­ни­мать­ся все без ис­клю­че­ния?

Ввод­ные слова от­де­ля­ют­ся от пред­ше­ству­ю­ще­го со­чи­ни­тель­но­го союза, если ввод­ное слово можно опу­стить или пе­ре­ста­вить в дру­гое место пред­ло­же­ния без на­ру­ше­ния его струк­ту­ры

(и и но):

Те­рен­тий про­бав­лял­ся мел­кой сле­сар­ной ра­бо­той; но, во-пер­вых, ра­бо­ты было

мало, и, во-вто­рых, много вре­ме­ни от­ни­ма­ли неот­лож­ные дела.

Если же изъ­я­тие или пе­ре­ста­нов­ка ввод­но­го слова невоз­мож­ны, то за­пя­тая после союза не ста­вит­ся ( ино и а):

Несча­стье ни­сколь­ко его не из­ме­ни­ло, а на­про­тив, он стал еще креп­че и энер­гич­нее.

Не яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми и не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми слова и сло­во­со­че­та­ния:

авось, бук­валь­но, будто, вдо­ба­вок, в до­вер­ше­ние, вдруг, ведь, в ко­неч­ном счете, вот, вряд ли, все-та­ки, даже, едва ли, ис­клю­чи­тель­но, имен­но, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по пред­ло­же­нию, по по­ста­нов­ле­нию, по ре­ше­нию, при­бли­зи­тель­но, при­мер­но, при­том, почти, по­это­му, про­сто, ре­ши­тель­но, слов­но, якобы и др.

Если во ввод­ной кон­струк­ции про­пу­ще­но слово, то вме­сто одной за­пя­той обыч­но ста­вит­ся тире:

С одной сто­ро­ны, со­чи­не­ние ин­те­рес­но по сво­е­му со­дер­жа­нию, с дру­гой – оно стра­да­ет неров­но­стью из­ло­же­ния.

*****************************************************************************

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/predlozheniya-s-obraweniyami-vvodnymi-slovami-i-mezhdometiyami/vvodnye-slova-sochetaniya-i-predlozheniya?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=GRHM8xyEtfg

http://www.youtube.com/watch?v=k3eda4XcXhM

http://www.youtube.com/watch?v=CZxTvKdo75Q

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/predlozheniya-s-obraweniyami-vvodnymi-slovami-i-mezhdometiyami/znaki-prepinaniya-v-predlozheniyah-s-vvodnymi-slovami-2?seconds=0

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.