8 класс. Русский язык. Осложненные предложения
8 класс. Русский язык. Осложненные предложения
Комментарии преподавателя
Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой – широко используются в языке художественной литературы.
Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:
До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно и быстро (он очень хорошо помнил дорогу), лишь иногда останавливаясь, чтобы перевести дух.
По структуре вставная конструкция является или отдельным словом, или словосочетанием, или предложением, простым или сложным:
Людоед не приходил сюда (в замок) много лет.
Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны) и двинулся к дверям.
Конечно, людоеда в замке никто не ждал, но (есть же все-таки умные люди!), первый министр, оказывается, предупреждал короля, что такой визит весьма вероятен.
По содержанию и смысловым связям с предложением вставные конструкции очень разнообразны.
Вставные конструкции могут
Включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении: |
Все теннисные ракетки и мячи (в основном, королевского оранжевого цвета) валялись на полу и подоконниках. |
Содержать уточнение количественного характера: |
Людоед всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет) мечтал бывать в королевском замке на всех праздниках. Все в замке (включая всю обслугу) обожали королевские праздники |
Содержать добавочное сообщение: |
Людоед очень любил сказки (он всегда слушал их), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная. |
Служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей: |
Людоед дальше шел медленно (ему как будто не хотелось идти дальше), не спеша прошел в широкий длинный коридор за залом и остановился в раздумье. |
Выражать причину действия, события, явления, описываемого в предложении: |
Людоед поморщился (он не любил спорт, особенно теннис) и прошел дальше, в следующую дверь. |
Могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части: |
Вдруг людоед увидел проход и дверь, ведущую – какая неожиданная удача! – на кухню. |
Вставные конструкции могут находиться только в середине и реже в конце основного предложения, но не в его начале.
В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.
На письме вставные конструкции выделяются
Скобками |
Тире |
запятыми |
Людоед огляделся в растерянности (в холле было около десятка дверей), потом решительно повернул налево и вошел в маленькую дверь. |
Этот зал – в замке его называли Малый спортивный зал – был совершенно пуст. |
Дверь, как потом выяснил людоед, вела в зал для игры в теннис. |
1. Поясняющие отдельные слова в основном предложении; 2. Представляющие собой попутные авторские замечания, где используются восклицательный или вопросительный знаки, передающие отношение автора к высказанной мысли или ее оценку – удивление, недоумение, одобрение, сомнение, иронию; 3. Дополняющие или поясняющие содержание основного предложения. |
1. Дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора; 2. Если на месте вставки не должно быть никакого знака. |
Очень редко. |
Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.
В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие):
Оказалось, что в ближних к Градову деревнях – не говоря про дальние, что в лесистой стороне, – до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.
Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди!), лесник пригласил нас в дом.
Он встал и, прихрамывая – он был на протезе, – прошёл к окну.
Дополнительно
Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда вставная конструкция предваряется, например, союзом или союзным словом:
Обычно на королевских кухнях, как все отлично знают, бывает очень много самой вкусной еды.
При наличии союзов или союзных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но, в отличие от них, не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием.
Сравните с предыдущим примером:
Когда повезет попасть на королевскую кухню, – если повезет, – надо не растеряться и попробовать все самое вкусное.
В этом предложении мы имеем дело не со вставной конструкцией, а с придаточным условным (если повезет, надо не растеряться...).
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/predlozheniya-s-obraweniyami-vvodnymi-slovami-i-mezhdometiyami/vstavnye-konstruktsii?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=FOqWntpoYmg
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.