8 класс. Русский язык. Осложненные предложения

8 класс. Русский язык. Осложненные предложения

Комментарии преподавателя

Встав­ные кон­струк­ции вно­сят в ос­нов­ное пред­ло­же­ние до­пол­ни­тель­ные све­де­ния, по­пут­ные за­ме­ча­ния, уточ­не­ния, по­яс­не­ния, по­прав­ки и так далее. Встав­ные кон­струк­ции, с одной сто­ро­ны, рас­про­стра­не­ны в уст­ной речи, а с дру­гой – ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в языке ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Встав­ные кон­струк­ции менее тесно свя­за­ны с пред­ло­же­ни­ем, чем ввод­ные, и по­то­му резко вы­па­да­ют из его струк­ту­ры. Они более ин­то­на­ци­он­но изо­ли­ро­ва­ны зна­чи­тель­ны­ми па­у­за­ми, ха­рак­тер­ны­ми для так на­зы­ва­е­мой ин­то­на­ции вклю­че­ния:

До замка оста­ва­лось около трех часов пути, лю­до­ед шел уве­рен­но и быст­ро (он очень хо­ро­шо пом­нил до­ро­гу), лишь ино­гда оста­нав­ли­ва­ясь, чтобы пе­ре­ве­сти дух.

По струк­ту­ре встав­ная кон­струк­ция яв­ля­ет­ся или от­дель­ным сло­вом, или сло­во­со­че­та­ни­ем, или пред­ло­же­ни­ем, про­стым или слож­ным:

Лю­до­ед не при­хо­дил сюда (в замок) много лет.

Он по­до­шел со сто­ро­ны сада, пе­ре­лез через огра­ду (с се­вер­ной сто­ро­ны) и дви­нул­ся к две­рям.

Ко­неч­но, лю­до­еда в замке никто не ждал, но (есть же все-та­ки умные люди!), пер­вый ми­нистр, ока­зы­ва­ет­ся, пре­ду­пре­ждал ко­ро­ля, что такой визит весь­ма ве­ро­я­тен.

По со­дер­жа­нию и смыс­ло­вым свя­зям с пред­ло­же­ни­ем встав­ные кон­струк­ции очень раз­но­об­раз­ны.

Встав­ные кон­струк­ции могут

Вклю­чать на­зва­ние или опи­са­ние ка­ко­го-ли­бо пред­ме­та, лица, упо­мя­ну­то­го в пред­ло­же­нии:

Все тен­нис­ные ра­кет­ки и мячи (в ос­нов­ном, ко­ро­лев­ско­го оран­же­во­го цвета)

ва­ля­лись на полу и под­окон­ни­ках.

Со­дер­жать уточ­не­ние ко­ли­че­ствен­но­го ха­рак­те­ра:

Лю­до­ед всю свою жизнь (ему недав­но ис­пол­ни­лось два­дцать во­семь лет) меч­тал бы­вать в ко­ро­лев­ском замке на всех празд­ни­ках.

Все в замке (вклю­чая всю об­слу­гу) обо­жа­ли ко­ро­лев­ские празд­ни­ки

Со­дер­жать до­ба­воч­ное со­об­ще­ние:

Лю­до­ед очень любил сказ­ки (он все­гда слу­шал их), и сей­час ему некста­ти вспом­ни­лась одна, до­воль­но страш­ная.

Слу­жить для по­яс­не­ния со­дер­жа­ния всего пред­ло­же­ния или от­дель­ных его ча­стей:

Лю­до­ед даль­ше шел мед­лен­но (ему как будто не хо­те­лось идти даль­ше), не спеша про­шел в ши­ро­кий длин­ный ко­ри­дор за залом и оста­но­вил­ся в раз­ду­мье.

Вы­ра­жать при­чи­ну дей­ствия, со­бы­тия, яв­ле­ния, опи­сы­ва­е­мо­го в пред­ло­же­нии:

Лю­до­ед по­мор­щил­ся (он не любил спорт, осо­бен­но тен­нис) и про­шел даль­ше, в сле­ду­ю­щую дверь.

Могут вы­ра­жать эмо­ци­о­наль­ную оцен­ку вы­ска­зы­ва­ния или его части:

Вдруг лю­до­ед уви­дел про­ход и дверь, ве­ду­щую – какая неожи­дан­ная удача! – на кухню.

Встав­ные кон­струк­ции могут на­хо­дить­ся толь­ко в се­ре­дине и реже в конце ос­нов­но­го пред­ло­же­ния, но не в его на­ча­ле.

В речи встав­ные кон­струк­ции ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся из со­ста­ва пред­ло­же­ния: они про­из­но­сят­ся по­ни­жен­ным тоном, в уско­рен­ном темпе, обыч­но без ло­ги­че­ско­го уда­ре­ния на ка­ких-ли­бо сло­вах. Ин­то­на­ция пред­ло­же­ния как бы «раз­мы­ка­ет­ся» встав­ной кон­струк­ци­ей.

На пись­ме встав­ные кон­струк­ции вы­де­ля­ют­ся

Скоб­ка­ми

Тире

за­пя­ты­ми

Лю­до­ед огля­дел­ся в рас­те­рян­но­сти

 (в холле было около де­сят­ка две­рей), потом ре­ши­тель­но по­вер­нул на­ле­во

и вошел в ма­лень­кую дверь.

Этот зал  в замке его на­зы­ва­ли Малый спор­тив­ный зал – был со­вер­шен­но пуст.

Дверь, как потом вы­яс­нил лю­до­едвела в зал для игры в тен­нис.

1. По­яс­ня­ю­щие от­дель­ные слова в ос­нов­ном пред­ло­же­нии;

2. Пред­став­ля­ю­щие собой по­пут­ные ав­тор­ские за­ме­ча­ния, где ис­поль­зу­ют­ся вос­кли­ца­тель­ный или во­про­си­тель­ный знаки, пе­ре­да­ю­щие от­но­ше­ние ав­то­ра к вы­ска­зан­ной мысли или ее оцен­ку – удив­ле­ние, недо­уме­ние, одоб­ре­ние, со­мне­ние, иро­нию;

3. До­пол­ня­ю­щие или по­яс­ня­ю­щие со­дер­жа­ние ос­нов­но­го пред­ло­же­ния.

1. До­пол­ня­ю­щие или по­яс­ня­ю­щие ос­нов­ное пред­ло­же­ние, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства ав­то­ра;

2. Если на месте встав­ки не долж­но быть ни­ка­ко­го знака.

Очень редко.

Скоб­ки вы­сту­па­ют как уни­вер­саль­ный в этом слу­чае знак пре­пи­на­ния: они вы­де­ля­ют встав­ную кон­струк­цию и внут­ри пред­ло­же­ния, и в конце его. Тире же может вы­де­лять встав­ную кон­струк­цию толь­ко в се­ре­дине пред­ло­же­ния. Скоб­ки об­ла­да­ют боль­шей вы­де­ли­тель­ной силой, чем тире, ко­то­рое яв­ля­ет­ся мно­го­функ­ци­о­наль­ным зна­ком.

В тек­сте встав­ной кон­струк­ции со­хра­ня­ют­ся все необ­хо­ди­мые для нее знаки (за­пя­тая, вос­кли­ца­тель­ный и во­про­си­тель­ный знаки, мно­го­то­чие, двое­то­чие):

Ока­за­лось, что в ближ­них к Гра­до­ву де­рев­нях – не го­во­ря про даль­ние, что в ле­си­стой сто­роне, – до сей поры вес­ной в но­во­лу­нье и в пер­вый гром ку­па­лись в реках и озе­рах.

Ста­ра­ясь не по­ка­зать виду и со­брав для этого всю вы­держ­ку (ведь неиз­вест­но, что за люди!), лес­ник при­гла­сил нас в дом.

Он встал и, при­хра­мы­вая – он был на про­те­зе, – про­шёл к окну.

До­пол­ни­тель­но

Обыч­но встав­ные кон­струк­ции вклю­ча­ют­ся в пред­ло­же­ние без по­мо­щи спе­ци­аль­ных слов, но ино­гда встав­ная кон­струк­ция пред­ва­ря­ет­ся, на­при­мер, со­ю­зом или со­юз­ным сло­вом:

Обыч­но на ко­ро­лев­ских кух­нях, как все от­лич­но знают, бы­ва­ет очень много самой вкус­ной еды.

При на­ли­чии со­ю­зов или со­юз­ных слов встав­ные кон­струк­ции сход­ны с при­да­точ­ны­ми ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, но, в от­ли­чие от них, не об­ра­зу­ют с пред­ло­же­ни­ем син­так­си­че­ско­го един­ства, а по со­дер­жа­нию пред­став­ля­ют собой со­об­ще­ние до­ба­воч­ное, не сли­ва­ю­ще­е­ся с ос­нов­ным вы­ска­зы­ва­ни­ем.

Срав­ни­те с преды­ду­щим при­ме­ром:

Когда по­ве­зет по­пасть на ко­ро­лев­скую кухню, – если по­ве­зет, – надо не рас­те­рять­ся и по­про­бо­вать все самое вкус­ное.

В этом пред­ло­же­нии мы имеем дело не со встав­ной кон­струк­ци­ей, а с при­да­точ­ным услов­ным (если по­ве­зет, надо не рас­те­рять­ся...).

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/predlozheniya-s-obraweniyami-vvodnymi-slovami-i-mezhdometiyami/vstavnye-konstruktsii?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=FOqWntpoYmg

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.