8 класс. Русский язык. Односоставные предложения

8 класс. Русский язык. Односоставные предложения

Комментарии преподавателя

 1. Назывные предложения

Од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния, глав­ный член ко­то­рых имеет струк­ту­ру, сход­ную со струк­ту­рой под­ле­жа­ще­го, на­зы­ва­ют­ся на­зыв­ны­ми.

Глав­ный член на­зыв­но­го пред­ло­же­ния вы­ра­жа­ет­ся фор­мой

* име­ни­тель­но­го па­де­жа имени су­ще­стви­тель­но­го или

сло­во­со­че­та­ни­ем, вклю­ча­ю­щим слово в име­ни­тель­ном па­де­же:

Лето. Море. Си­я­ние звезд.

Тихая улица, несколь­ко по­бе­лен­ных хат.

В на­зыв­ных пред­ло­же­ни­ях со­об­ща­ет­ся

*  о су­ще­ство­ва­нии,

* на­ли­чии пред­ме­та или яв­ле­ния.

В пред­ло­же­ния та­ко­го типа все­гда вы­ра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ре­аль­но­сти и на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

 2. Состав назывных предложений. Распространение

В со­став на­зыв­ных пред­ло­же­ний для кон­кре­ти­за­ции зна­че­ния могут вхо­дить ука­за­тель­ные ча­сти­цы вон, вот:

Вот зна­ко­мый синий забор, вот вы­со­кая ель за ним.

Для вве­де­ния эмо­ци­о­наль­ной оцен­ки ис­поль­зу­ют­ся вос­кли­ца­тель­ные ча­сти­цы ну и, какой, вот так:

Какой ве­ли­ко­леп­ный празд­ник!

Ну и ли­вень!

Рас­про­стра­ни­те­ля­ми на­зыв­но­го пред­ло­же­ния могут быть со­гла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния:

Тем­ные сосны, ды­ха­ние моря.

В на­зыв­ном пред­ло­же­нии со­дер­жит­ся зна­че­ние ре­аль­но­сти и на­сто­я­ще­го вре­ме­ни:

Лето (оно сей­час).

При­ме­ча­ние 1. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что на­зыв­ные пред­ло­же­ния нужно от­ли­чать от кон­струк­ций

Че­пу­ха. Ум­ни­ца! Герой!

В дан­ном слу­чае мы имеем дело с дву­со­став­ны­ми непол­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опу­щен­ным под­ле­жа­щим,

Это все че­пу­ха. Ты герой!

От­ли­чить по­доб­ные кон­струк­ции от на­зыв­ных пред­ло­же­ний до­воль­но про­сто: в них не со­об­ща­ет­ся о су­ще­ство­ва­нии объ­ек­та, как это де­ла­ет­ся в на­зыв­ных, а да­ет­ся его ха­рак­те­ри­сти­ка. По­это­му невоз­мож­но под­ста­вить в такую кон­струк­цию гла­гол быть (су­ще­ство­вать, иметь­ся)

Звез­ды на небе – Есть звез­ды на небе.

Нахал! – невоз­мож­но за­ме­нить на Есть нахал!

 3. Назывные как двусоставные с опущенным сказуемым

При­ме­ча­ние 2. Пред­ло­же­ния, ко­то­рые в школь­ной тра­ди­ции при­ня­то от­но­сить к на­зыв­ным, в на­уч­ной грам­ма­ти­ке от­но­сят к дву­со­став­ным с ну­ле­вой фор­мой гла­го­ла быть (иметь место) в ка­че­стве ска­зу­е­мо­го.

Для вы­ра­же­ния грам­ма­ти­че­ских зна­че­ний про­шед­ше­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни ис­поль­зу­ет­ся гла­гол быть в его нену­ле­вых фор­мах:

Было лето; Будет лето.

Для обо­зна­че­ния услов­но­го зна­че­ния мы вы­би­ра­ем форму услов­но­го на­кло­не­ния:

Было бы лето!

Все эти пред­ло­же­ния счи­та­ют­ся дву­со­став­ны­ми, в том числе и в школь­ной грам­ма­ти­ке.

То же самое ка­са­ет­ся и рас­про­стра­нен­ных на­зыв­ных пред­ло­же­ний, ко­то­рые тоже можно трак­то­вать как дву­со­став­ные, в ко­то­рых опу­ще­но ска­зу­е­мое:

Скоро осень .-  Скоро на­сту­пит осень.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/odnosostavnye-predlozheniya/nazyvnye-predlozheniya?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=hbz-i6Pry0g

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.