8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения

8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения

Комментарии преподавателя

Вто­ро­сте­пен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся члены пред­ло­же­ния, ко­то­рые по­яс­ня­ют глав­ные члены пред­ло­же­ния:

Зе­ле­ная  ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла ряску.

Ки­ки­мо­ра со­би­ра­ла - грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва

какая?                   где?                   что?

зе­ле­ная                на бо­ло­тах          рясу      -   вто­ро­сте­пен­ные члены.

опре­де­ле­ние  об­сто­я­тель­ство   до­пол­не­ние 

Опре­де­ле­ние – это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый обо­зна­ча­ет при­знак лица или пред­ме­та и от­ве­ча­ет на во­про­сы какой? чей?

Зе­ле­ная (какая?) ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла ряску.

До­пол­не­ние – вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, ко­то­рый от­ве­ча­ет на во­про­сы кос­вен­ных па­де­жей.

Зе­ле­ная ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла (что? В.п.) ряску.

Об­сто­я­тель­ство – вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый слу­жит для ха­рак­те­ри­сти­ки дей­ствия или при­зна­ка, ука­зы­ва­ет на время, место, спо­соб со­вер­ше­ния дей­ствия, его при­чи­ну, цель или усло­вие его про­те­ка­ния, на сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка. Об­сто­я­тель­ство от­ве­ча­ет на раз­но­об­раз­ные во­про­сы: куда? как? когда? где? зачем? по­че­му? с какой целью? в какой сте­пе­ни?

Зе­ле­ная ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах ( где?) со­би­ра­ла ряску.

Каж­дый член пред­ло­же­ния – и глав­ный, и вто­ро­сте­пен­ный – может быть вы­ра­жен сло­ва­ми раз­ных ча­стей речи. По­это­му очень важно уметь раз­ли­чать два вида во­про­сов, ко­то­рые можно за­дать к слову в пред­ло­же­нии:

грам­ма­ти­че­ский, ко­то­рый мы за­да­ем к слову как к части речи, и

син­так­си­че­ский, смыс­ло­вой, ко­то­рый мы за­да­ем к слову в кон­крет­ном пред­ло­же­нии, уста­нав­ли­вая его син­так­си­че­скую функ­цию. 

Грам­ма­ти­че­ский во­прос = часть речи

Син­так­си­че­ский во­прос = член пред­ло­же­ния

Из бо­ло­та вы­лез­ла зе­ле­но­во­ло­сая (какая? при­ла­га­тель­ное = опре­де­ле­ние) ки­ки­мо­ра.

Из бо­ло­та вы­лез­ла ки­ки­мо­ра с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми.

(су­ще­стви­тель­ное = опре­де­ле­ние какая? с чем?):

опре­де­ле­ние вы­ра­же­но уже не при­ла­га­тель­ным, а су­ще­стви­тель­ным во­ло­са­ми с при­ла­га­тель­ным зе­ле­ны­ми, грам­ма­ти­че­ский и син­так­си­че­ский во­про­сы будут раз­ны­ми:

*ки­ки­мо­ра с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми – с чем?– грам­ма­ти­че­ский во­прос = су­ще­стви­тель­ное,

 *ки­ки­мо­ра какая? с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми  – син­так­си­че­ский во­прос = опре­де­ле­ние.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить его син­так­си­че­скую роль,  к вто­ро­сте­пен­но­му члену, вы­ра­жен­но­му су­ще­стви­тель­ным в со­че­та­нии в пред­ло­гом из бо­ло­та, лучше по­ста­вить син­так­си­че­ский во­прос от­ку­да?, а не грам­ма­ти­че­ский, па­деж­ный во­прос из чего?

Из бо­ло­та (от­ку­да?) вы­лез­ла ки­ки­мо­ра с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми.

*из бо­ло­та – из чего? – грам­ма­ти­че­ский во­прос = су­ще­стви­тель­ное,

*вы­лез­ла от­ку­да? из бо­ло­та – син­так­си­че­ский во­прос = об­сто­я­тель­ство.

На один и тот же син­так­си­че­ский во­прос могут от­ве­чать слова раз­ных ча­стей речи.  

Ки­ки­мо­ра бе­жа­ла (как?) быст­ро.    Ки­ки­мо­ра бе­жа­ла (как?) на хо­ду­лях.

Один и тот же член пред­ло­же­ния может быть вы­ра­жен раз­ны­ми ча­стя­ми речи:

Дру­зья ки­ки­мо­ры по­про­си­ли (чего?) шо­ко­ла­ду.

Дру­зья ки­ки­мо­ры по­про­си­ли ее (о чем?) спля­сать.

Неред­ки слу­чаи, когда к ка­ко­му-то члену пред­ло­же­ния можно за­дать боль­ше од­но­го син­так­си­че­ско­го во­про­са:

Ва­ре­во (какое?) из ряски и тины ки­ки­мо­ре со­всем не по­нра­ви­лось.

Ва­ре­во (из чего?) из ряски и тины ки­ки­мо­ре со­всем не по­нра­ви­лось.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/vtorostepennye-chleny-predlozheniya/vidy-vtorostepennyh-chlenov-predlozheniya-grammaticheskiy-i-sintaksicheskiy-vopros?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=I1Xe2AfEl1g

http://www.youtube.com/watch?v=MUu-VzIbzc4

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.