8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения

8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Урок по­свя­щен од­но­му из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния – до­пол­не­нию.  Зна­че­ние до­пол­не­ния, спо­со­бы его вы­ра­же­ния, раз­гра­ни­че­ние пря­мых и кос­вен­ных до­пол­не­ний – та­ко­вы со­став­ля­ю­щие урока.

Вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния не вхо­дят в грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву. Они де­лят­ся на несколь­ко групп. Это до­пол­не­ние, опре­де­ле­ние  и об­сто­я­тель­ство.

До­пол­не­ние — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния с пред­мет­ным зна­че­ни­ем.

До­пол­не­ние от­ве­ча­ет на во­про­сы кос­вен­ных па­де­жей и вы­ра­жа­ет­ся теми же ча­стя­ми речи, что и под­ле­жа­щее:

1. су­ще­стви­тель­ным или ме­сто­име­ни­ем-су­ще­стви­тель­ным в кос­вен­ных па­де­жах с пред­ло­гом или без пред­ло­га:

Мой дядя по­да­рил мне ко­тен­ка.

2. любой ча­стью речи в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го:

Он по­смот­рел ( на кого?) на во­шед­ше­го.

3.  ин­фи­ни­ти­вом:

Все про­си­ли ее ( о чем?) спеть.

4.  чис­ли­тель­ным:

Раз­де­ли­те (сколь­ко? на сколь­ко?) де­сять на два.

5.  фра­зео­ло­ги­че­ски сво­бод­ным со­че­та­ни­ем чис­ли­тель­но­го с су­ще­стви­тель­ным в Р. п.:

Я купил (что?) пять книг.

6.  фра­зео­ло­ги­че­ски свя­зан­ным сло­во­со­че­та­ни­ем:

Я прошу  тебя (о чем?) не ве­шать нос.

До­пол­не­ния  по­яс­ня­ют:

1.  чаще всего  гла­гол:  чи­тать (что?) книгу;

2.  су­ще­стви­тель­ное со зна­че­ни­ем дей­ствия: 

Он ру­ко­во­ди­тель (чего?) круж­ка.

3.  при­ла­га­тель­ное в крат­кой или — редко — в пол­ной форме:

Я зол (на кого?) на друга.

4.  срав­ни­тель­ную сте­пень при­ла­га­тель­но­го или на­ре­чия:

Он прыг­нул  выше (кого?) отца.

Пря­мое и кос­вен­ное до­пол­не­ние

Если до­пол­не­ние от­но­сит­ся к пе­ре­ход­но­му гла­го­лу или к на­ре­чию, на­зы­вая объ­ект, на ко­то­рый на­прав­ле­но дей­ствие, и вы­ра­жа­ет­ся фор­мой ви­ни­тель­но­го па­де­жа без пред­ло­га, то такое до­пол­не­ние на­зы­ва­ет­ся пря­мым. Кроме формы ви­ни­тель­но­го па­де­жа без пред­ло­га слов любой имен­ной части речи (Я уже читал эти книги), пря­мое до­пол­не­ние может быть вы­ра­же­но:

фор­мой Р. п. без пред­ло­га в от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях:

Я не читал (чего?) этих книг;

фор­мой Р. п. без пред­ло­га, обо­зна­ча­ю­щей часть пред­ме­та, при  пе­ре­ход­ных  гла­го­лах:

Пойду куплю (чего?) хлеба;

фор­мой Р. п. при неко­то­рых на­ре­чи­ях  (сло­вах ка­те­го­рии со­сто­я­ния) — ска­зу­е­мых без­лич­но­го пред­ло­же­ния:

Мне жаль (чего?) по­тра­чен­но­го вре­ме­ни.

Все осталь­ные до­пол­не­ния — кос­вен­ные. По­го­во­рим се­год­ня (о чем?) о до­пол­не­нии.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/vtorostepennye-chleny-predlozheniya/dopolnenie-2?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=o9FGY5-HFnw

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.