8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения
8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения
Комментарии преподавателя
1. Вступление
Второстепенные члены предложения – это дополнение, обстоятельство, определение. На этом уроке речь пойдет о последнем. Прилагательные, местоимения, причастия и числительные – те части речи, которые чаще всего выполняют эту функцию. Вы узнаете, что определения могут быть согласованными или несогласованными. Особой разновидностью согласованных определений являются приложения, которым посвящен следующий урок.
2. Определение
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросыкакой? чей? который?
веселый (какой?) человек
яркое (какое?) солнышко
папин (чей?) портфель
Определение всегда относится к имени существительному, местоимению-существительному или другому слову, которое выступает в значении существительного.
Сами определения могут выражаться:
1. прилагательными: красивый (какой?) вид,
2. причастиями: летящий (какой?) шар,
3. порядковыми числительными: первый (какой?) урок
4. местоимениями: тот (какой?) берег,
5. существительными: платье (какое?) в горошек,
6. наречием: кофе (какой?) по-турецки,
7. инфинитивом: привычка (какая?) напевать.
По способу выражения определения делятся на две разновидности:
- согласованные определения,
- несогласованные определения.
3. Согласованные определения
Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже, т.е. связаны с главным словом при помощи согласования:
(стоит) красивый ( какой?) дом ( м.р, ед. ч., им. п.),
красивого (какого?) дома (м.р, ед. ч., род. п.),
о красивом (о каком?) доме (м.р, ед. ч., пр. п.).
При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.
Способы выражения согласованного определения
Полное прилагательное |
(светит) яркое ( какое?) солнце ( с.р, ед. ч., им. п.) |
Полное причастие |
(парит) летящий (какой?) шар ( м.р, ед. ч., им. п.) |
Местоимение-прилагательное |
(строится) этот (какой?) этаж ( м.р, ед. ч., им. п.) |
Порядковое числительное |
о третьем ( о каком?) экзамене (м.р, ед. ч., пр. п.) |
4. Несогласованные определения
Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:
управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.
цветок (какой?) в горшке,
шарф (какой?) в клеточку;
примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.
бег (какой?) вприпрыжку;
их (чьи?) слова.
Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их, которые занимают положение перед главным словом.
Способы выражения несогласованных определений
Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога |
фотография (какая?) класса шампунь (какой?) для волос |
Инфинитив |
желание (какое?) учиться |
Наречие |
поворот (какой?) налево |
Прилагательное в сравнительной степени |
яблоки (какие?) повкуснее |
Притяжательные местоимения его, её, их |
их (чьи?) замыслы |
Словосочетание |
девочка (какая?) с голубыми волосами |
Бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства:
мебель (какая? или из чего?) из дуба,
поворот (какой? или куда?) слева.
Согласованные определения можно заменить несогласованными определениями.
Волжские просторы – просторы Волги серебряная посуда– посуда из серебра
Но! Далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями: баночка из-под крема, юбка в складку.
Дополнительно
Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.
Формы и значения несогласованных определений
Значение |
Способ выражения |
Примеры |
1. Принадлежность |
Существительное в родительном падеже |
папин портфель – портфель принадлежит папе. |
2. Носитель признака |
Существительное в родительном падеже |
синева небес |
3. Содержание определяемого понятия |
Существительное в родительном падеже |
внимание ученика |
Существительное в предложном падеже с предлогом о (об) |
сочинение о природе | |
Инфинитив |
желание учиться | |
4. Производитель действия |
Существительное в родительном падеже |
чтение книг - книги читают |
5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве) |
Цельное словосочетание в родительном падеже |
мальчик в длинной рубашке |
Существительное в винительном падеже с предлогом в |
платье в горошек | |
Существительное в творительном падеже с предлогом с |
дом с мезонином | |
Существительное в предложном падеже с предлогом в |
озеро в лесу | |
Наречие |
глаза навыкате. | |
6. Материал |
Существительное в родительном падеже с предлогом из |
ваза из хрусталя. |
7. Происхождение |
Существительное в родительном падеже с предлогом из |
староста из мужиков. |
8. Вещество, содержащееся в предмете |
Существительное в родительном падеже с предлогом из-под |
банка из-под крема. |
9. Источник |
Существительное в родительном падеже с предлогом от |
воронка от снаряда |
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/vtorostepennye-chleny-predlozheniya/opredelenie-2?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=9X_EFfRdwb4
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.