8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения

8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения

Комментарии преподавателя

 1. Вступление

Вто­ро­сте­пен­ные  члены  пред­ло­же­ния – это до­пол­не­ние, об­сто­я­тель­ство, опре­де­ле­ние. На этом уроке речь пой­дет о по­след­нем. При­ла­га­тель­ные, ме­сто­име­ния, при­ча­стия и чис­ли­тель­ные – те части речи, ко­то­рые чаще всего вы­пол­ня­ют эту функ­цию. Вы узна­е­те, что опре­де­ле­ния  могут быть со­гла­со­ван­ны­ми или несо­гла­со­ван­ны­ми. Осо­бой раз­но­вид­но­стью со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний яв­ля­ют­ся при­ло­же­ния, ко­то­рым по­свя­щен сле­ду­ю­щий урок.  

 2. Определение

Опре­де­ле­ние – это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и от­ве­ча­ет на во­про­сыкакой? чей? ко­то­рый?

ве­се­лый (какой?) че­ло­век

яркое (какое?) сол­ныш­ко

папин (чей?) порт­фель

Опре­де­ле­ние все­гда от­но­сит­ся к имени су­ще­стви­тель­но­му, ме­сто­име­нию-су­ще­стви­тель­но­му или дру­го­му слову, ко­то­рое вы­сту­па­ет в зна­че­нии су­ще­стви­тель­но­го.

Сами опре­де­ле­ния могут вы­ра­жать­ся:

1. при­ла­га­тель­ны­ми:                     кра­си­вый (какой?) вид,

2. при­ча­сти­я­ми:                            ле­тя­щий (какой?) шар,

3. по­ряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми:   пер­вый (какой?) урок

4. ме­сто­име­ни­я­ми:                         тот (какой?) берег,

5. су­ще­стви­тель­ны­ми:                   пла­тье (какое?) в го­ро­шек,

6. на­ре­чи­ем:                                 кофе (какой?) по-ту­рец­ки,

7. ин­фи­ни­ти­вом:                            при­выч­ка (какая?) на­пе­вать.

 По спо­со­бу вы­ра­же­ния опре­де­ле­ния де­лят­ся на две раз­но­вид­но­сти:

- со­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния,

- несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

 3. Согласованные определения

Со­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния со­гла­су­ют­ся с глав­ным (опре­де­ля­е­мым) сло­вом в роде, числе и па­де­же, т.е. свя­за­ны с глав­ным сло­вом при по­мо­щи  со­гла­со­ва­ния:

(стоит) кра­си­вый ( какой?) дом ( м.р, ед. ч., им. п.),

кра­си­во­го (ка­ко­го?) дома (м.р, ед. ч., род. п.),

о кра­си­вом (о каком?) доме (м.р, ед. ч., пр. п.).

При пря­мом по­ряд­ке слов со­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния стоят перед глав­ным сло­вом. 

Спо­со­бы вы­ра­же­ния со­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния 

  Пол­ное при­ла­га­тель­ное

 (све­тит)  яркое ( какое?) солн­це ( с.р, ед. ч., им. п.)

  Пол­ное при­ча­стие

 (парит)  ле­тя­щий (какой?) шар ( м.р, ед. ч., им. п.)

  Ме­сто­име­ние-при­ла­га­тель­ное

 (стро­ит­ся)  этот (какой?) этаж ( м.р, ед. ч., им. п.)

  По­ряд­ко­вое чис­ли­тель­ное

 о тре­тьем ( о каком?) эк­за­мене  (м.р, ед. ч., пр. п.)

 4. Несогласованные определения

Несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом при по­мо­щи:

управ­ле­ния – до­пол­не­ние ста­вит­ся при глав­ном слове в опре­де­лён­ном па­де­же.

цве­ток (какой?) в горш­ке,

шарф (какой?) в кле­точ­ку;

при­мы­ка­ния – до­пол­не­ние яв­ля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой ча­стью речи или неиз­ме­ня­е­мой фор­мой.

бег (какой?) впри­прыж­ку;

их (чьи?) слова.

Несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния при пря­мом по­ряд­ке слов стоят после глав­но­го слова. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют при­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния его, её, их, ко­то­рые за­ни­ма­ют по­ло­же­ние перед глав­ным сло­вом.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния несо­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний 

 Имя су­ще­стви­тель­ное, ме­сто­име­ние-су­ще­стви­тель­ное в кос­вен­ном па­де­же с пред­ло­гом или без пред­ло­га 

 фо­то­гра­фия (какая?)  клас­са

 шам­пунь (какой?) для волос

 Ин­фи­ни­тив

 же­ла­ние (какое?) учить­ся

 На­ре­чие

 по­во­рот (какой?)  на­ле­во

 При­ла­га­тель­ное в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

 яб­ло­ки (какие?) по­вкус­нее

 При­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния его, её, их

 их (чьи?) за­мыс­лы

 Сло­во­со­че­та­ние

 де­воч­ка (какая?) с го­лу­бы­ми во­ло­са­ми 

Бы­ва­ет до­ста­точ­но слож­но раз­гра­ни­чить несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния и до­пол­не­ния, об­сто­я­тель­ства:

ме­бель (какая? или  из чего?) из дуба,

по­во­рот (какой? или куда?) слева.

Со­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния можно за­ме­нить  несо­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Волж­ские про­сто­ры – про­сто­ры Волги се­реб­ря­ная по­су­да– по­су­да из се­реб­ра

Но! Да­ле­ко не все­гда несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния можно за­ме­нить со­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми:  ба­ноч­ка из-под крема, юбка в склад­ку.  

До­пол­ни­тель­но

Эпи­тет – это ху­до­же­ствен­ное опре­де­ле­ние пред­ме­та или яв­ле­ния. В ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии эпи­тет по­мо­га­ет живо пред­ста­вить себе пред­мет, по­чув­ство­вать от­но­ше­ние ав­то­ра к нему.

Эпи­тет - это яркое об­раз­ное опре­де­ле­ние, на­при­мер: зо­ло­тая осень, синее море, бе­ло­снеж­ная зима, бар­хат­ная кожа, хру­сталь­ный звон.

Формы  и зна­че­ния несо­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний

Зна­че­ние

Спо­соб вы­ра­же­ния

При­ме­ры

 1. При­над­леж­ность

Су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же

папин порт­фель – порт­фель при­над­ле­жит папе. 
 2. Но­си­тель при­зна­ка

Су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же

си­не­ва небес
 3. Со­дер­жа­ние опре­де­ля­е­мо­го по­ня­тия

 

Су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же

вни­ма­ние уче­ни­ка

Су­ще­стви­тель­ное в пред­лож­ном па­де­же с пред­ло­гом о (об)

 со­чи­не­ние о при­ро­де

Ин­фи­ни­тив

  же­ла­ние учить­ся
 4. Про­из­во­ди­тель дей­ствия

Су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же

чте­ние книг - книги чи­та­ют
 5. Ка­че­ствен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка пред­ме­та (черта, свой­ство, воз­раст, мера, ко­ли­че­ство, при­знак по по­ло­же­нию в про­стран­стве)

 

Цель­ное сло­во­со­че­та­ние в ро­ди­тель­ном па­де­же

маль­чик в длин­ной ру­баш­ке

Су­ще­стви­тель­ное в ви­ни­тель­ном па­де­же с пред­ло­гом в

 пла­тье в го­ро­шек

Су­ще­стви­тель­ное в тво­ри­тель­ном па­де­же с пред­ло­гом с

дом с ме­зо­ни­ном

Су­ще­стви­тель­ное в пред­лож­ном па­де­же с пред­ло­гом в

озеро в лесу

На­ре­чие

  глаза на­вы­ка­те.
 6. Ма­те­ри­ал

Су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же с пред­ло­гом из

ваза из хру­ста­ля.
 7. Про­ис­хож­де­ние

Су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же с пред­ло­гом из

 ста­ро­ста из му­жи­ков.
 8. Ве­ще­ство, со­дер­жа­ще­е­ся в пред­ме­те

Су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же с пред­ло­гом из-под

 банка из-под крема.
 9. Ис­точ­ник

Су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же с пред­ло­гом от

во­рон­ка от сна­ря­да

 

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/vtorostepennye-chleny-predlozheniya/opredelenie-2?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=9X_EFfRdwb4

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.