8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения

8 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Урок по­свя­щен од­но­му из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния – об­сто­я­тель­ству – и его видам. Вы узна­е­те о спо­со­бах вы­ра­же­ния об­сто­я­тель­ства.

Об­сто­я­тель­ство – это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый по­яс­ня­ет слово со зна­че­ни­ем дей­ствия или при­зна­ка и ука­зы­ва­ет на спо­соб со­вер­ше­ния дей­ствия, время, место, при­чи­ну, цель или усло­вие про­те­ка­ния дей­ствия.

Во­прос

Спо­соб вы­ра­же­ния

При­ме­ры

Во­про­сы на­ре­чия где? когда? куда? от­ку­да? по­че­му? зачем? как? сколь­ко?

су­ще­стви­тель­ное в кос­вен­ном па­де­же;

на­ре­чие;

н. ф. гла­го­ла;

де­е­при­ча­стие или де­е­при­част­ный обо­рот

гля­дел (как?) с лю­бо­пыт­ством

 

ехал (как?) быст­ро

вышел (зачем?) осве­жить­ся

шел (как?) под­пры­ги­вая

Об­сто­я­тель­ства очень часто вы­ра­жа­ют­ся син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, т.е. та­ки­ми, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой один член пред­ло­же­ния:

Лет де­сять тому назад жизнь была дру­гая.

Об­сто­я­тель­ства об­ра­за дей­ствия могут вы­ра­жать­ся срав­ни­тель­ны­ми обо­ро­та­ми, т. е. сло­ва­ми с со­ю­за­ми как, слов­но, точно, ко­то­рые, как пра­ви­ло, от­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми:

Пруд  был ме­ста­микак стальГо­ло­вы людей по­ка­чи­ва­лисьточно ко­ло­сья.

Виды об­сто­я­тельств

об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни

ука­зы­ва­ет на вре­мен­ные по­ка­за­те­ли со­вер­ша­е­мо­го дей­ствия

прий­ти рано

ра­бо­тать с утра до ве­че­ра

об­сто­я­тель­ство места

ука­зы­ва­ет на место дей­ствия или на­прав­ле­ние дви­же­ния

проснуть­ся в ком­на­те

дви­гать­ся впе­ред

об­сто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни

обо­зна­ча­ет меру про­стран­ства, вре­ме­ни, ко­ли­че­ства или сте­пень ка­че­ства

по­вто­рить три­жды

весом ше­сть­де­сят три

ки­ло­грам­ма

про­бе­жать три­ста мет­ров

об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия

ука­зы­ва­ет на образ со­вер­ше­ния дей­ствия

сме­ять­ся гром­ко

идти быст­ро

об­сто­я­тель­ство при­чи­ны

ука­зы­ва­ет на при­чи­ну свер­ше­ния дей­ствия

по­си­неть от хо­ло­да

не прий­ти из-за бо­лез­ни

об­сто­я­тель­ство цели

ука­зы­ва­ет на цель дей­ствия

уехать от­ды­хать

об­сто­я­тель­ство уступ­ки

ука­зы­ва­ет на усло­вие, во­пре­ки ко­то­ро­му дей­ствие со­вер­ша­ет­ся

слу­чить­ся во­пре­ки про­гно­зам

по­ехать, несмот­ря на предо­сте­ре­же­ния

об­сто­я­тель­ство усло­вия

ука­зы­ва­ет на усло­вие, ко­то­рое долж­но быть вы­пол­не­но для свер­ше­ния дей­ствия

не по­ехать за город в слу­чае сне­го­па­да

 

Виды обстоятельств

Рис. 1. Виды об­сто­я­тельств (Ис­точ­ник)

До­ро­га шла го­ра­ми и лесом(об­сто­я­тель­ство места)

Снег выпал толь­ко в ян­ва­ре. (об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни)

Он по бо­лез­ни вовсе не вы­хо­дил из дома. (об­сто­я­тель­ство при­чи­ны)

Бра­тья его по­бе­жа­ли пря­тать­ся. (об­сто­я­тель­ство цели)

При­ме­ча­ние. Чтобы не сме­ши­вать об­сто­я­тель­ство с до­пол­не­ни­ем, надо об­ра­тить вни­ма­ние на пра­виль­ную по­ста­нов­ку во­про­сов при раз­бо­ре чле­нов пред­ло­же­ния.

Мы гу­ля­ли (где?) в лесу  – под­хо­дит толь­ко во­прос где?, по­это­му со­че­та­ние яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством.

Я был (где?) у ба­буш­ки  или (у кого?) у ба­буш­ки – оди­на­ко­во хо­ро­шо под­хо­дит и во­прос до­пол­не­ния, и во­прос об­сто­я­тель­ства, сов­ме­ща­ют­ся два зна­че­ния: об­сто­я­тель­ства и до­пол­не­ния.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/vtorostepennye-chleny-predlozheniya/obstoyatelstvo-gruppy-obstoyatelstv-po-znacheniyu?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=8paIl1GNMc4

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.