Кинематика. Физика. 10 класс.

Кинематика. Физика. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Механическое движение

Куда бы мы ни по­смот­ре­ли – во­круг нас масса при­ме­ров ме­ха­ни­че­ско­го дви­же­ния: что-то вра­ща­ет­ся, что-то пры­га­ет вверх-вниз, что-то дви­жет­ся впе­ред-на­зад, а дру­гие тела могут на­хо­дить­ся в со­сто­я­нии покоя, ко­то­рое тоже яв­ля­ет­ся при­ме­ром ме­ха­ни­че­ско­го дви­же­ния, ско­рость ко­то­ро­го равна нулю.

Ме­ха­ни­че­ским дви­же­ни­ем на­зы­ва­ет­ся из­ме­не­ние по­ло­же­ния тел в про­стран­стве от­но­си­тель­но дру­гих тел с те­че­ни­ем вре­ме­ни.

Как фи­зи­ка де­лит­ся на несколь­ко раз­де­лов, так же и ме­ха­ни­ка имеет свои раз­де­лы. Пер­вый из них на­зы­ва­ет­ся ки­не­ма­ти­ка. Раз­дел ме­ха­ни­ки ки­не­ма­ти­ка от­ве­ча­ет на во­прос: «как дви­жет­ся тело?». Пре­жде чем на­чать ра­бо­тать над изу­че­ни­ем ме­ха­ни­че­ско­го дви­же­ния, необ­хо­ди­мо опре­де­лить и вы­учить ос­нов­ные по­ня­тия, так на­зы­ва­е­мую аз­бу­ку ки­не­ма­ти­ки. Она необ­хо­ди­ма нам для того, чтобы мы могли:

- вы­би­рать си­сте­му от­сче­та для изу­че­ния дви­же­ния тела;

- упро­щать за­да­чи, мыс­лен­но за­ме­няя тело ма­те­ри­аль­ной точ­кой;

- опре­де­лять тра­ек­то­рию дви­же­ния, на­хо­дить путь;

- раз­ли­чать виды дви­же­ний.

Система отсчета

В опре­де­ле­нии ме­ха­ни­че­ско­го дви­же­ния осо­бое зна­че­ние имеет вы­ра­же­ние от­но­си­тель­но дру­гих тел. Нам все­гда необ­хо­ди­мо вы­брать так на­зы­ва­е­мое тело от­сче­та, то есть тело, от­но­си­тель­но ко­то­ро­го мы будем рас­смат­ри­вать дви­же­ние ис­сле­ду­е­мо­го нами объ­ек­та. Про­стой при­мер: по­дви­гай­те рукой и ска­жи­те – дви­жет­ся ли она? Да, ко­неч­но, по от­но­ше­нию к го­ло­ве, но по от­но­ше­нию к пу­го­ви­це на вашей ру­баш­ке она будет недви­жи­ма. По­это­му выбор от­сче­та очень важен, ведь от­но­си­тель­но неко­то­рых тел дви­же­ние со­вер­ша­ет­ся, а от­но­си­тель­но дру­гих тел дви­же­ния не про­ис­хо­дит. Чаще всего телом от­сче­та вы­би­ра­ют тело, ко­то­рое все­гда есть под ру­ка­ми, точ­нее под но­га­ми, – это наша Земля, ко­то­рая яв­ля­ет­ся телом от­сче­та в боль­шин­стве слу­ча­ев. Из­дав­на уче­ные спо­ри­ли о том, Земля ли вра­ща­ет­ся во­круг Солн­ца или Солн­це вра­ща­ет­ся во­круг Земли. На самом деле, с точки зре­ния фи­зи­ки, с точки зре­ния ме­ха­ни­че­ско­го дви­же­ния это всего лишь спор о теле от­сче­та. Если телом от­сче­та счи­тать Землю, то да – Солн­це вра­ща­ет­ся во­круг Земли, если телом от­сче­та счи­тать Солн­це – то Земля вра­ща­ет­ся во­круг Солн­ца. По­это­му тело от­сче­та – это важ­ное по­ня­тие.

Как же опи­сы­вать из­ме­не­ние по­ло­же­ния тела?

Чтобы точно за­дать по­ло­же­ние ин­те­ре­су­ю­ще­го нас тела от­но­си­тель­но тела от­сче­та, надо свя­зать с телом от­сче­та си­сте­му ко­ор­ди­нат.  

При дви­же­нии тела ко­ор­ди­на­ты ме­ня­ют­ся, а для того чтобы опи­сать их из­ме­не­ние, нам необ­хо­дим при­бор для из­ме­ре­ния вре­ме­ни. Чтобы опи­сы­вать дви­же­ние, нужно иметь:

- тело от­сче­та;

- свя­зан­ную с телом от­сче­та си­сте­му ко­ор­ди­нат;

- при­бор для из­ме­ре­ния вре­ме­ни (часы).

Все эти объ­ек­ты со­став­ля­ют вме­сте си­сте­му от­сче­та. До тех пор пока мы не вы­бра­ли си­сте­му от­сче­та, не имеет смыс­ла опи­сы­вать ме­ха­ни­че­ское дви­же­ние – мы не будем уве­ре­ны в том, как дви­жет­ся тело. Про­стой при­мер: че­мо­дан, ле­жа­щий на полке в купе по­ез­да, ко­то­рый дви­жет­ся, для пас­са­жи­ра про­сто по­ко­ит­ся, а для че­ло­ве­ка, сто­я­ще­го на пер­роне, дви­жет­ся. Как мы видим, одно и то же тело и дви­жет­ся, и по­ко­ит­ся, вся про­бле­ма в том, что си­сте­мы от­сче­та раз­лич­ны.

Для того чтобы опи­сы­вать ме­ха­ни­че­ское дви­же­ние, в первую оче­редь необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся с си­сте­мой от­сче­та.

Дви­же­ние изу­ча­ет­ся нами для того, что­бы­пред­ска­зать, где ока­жет­ся тот или иной объ­ект в необ­хо­ди­мый мо­мент вре­ме­ни. Ос­нов­ная за­да­ча ме­ха­ни­ки – опре­де­лить по­ло­же­ние тела в любой мо­мент вре­ме­ни. Что же зна­чит опи­сать дви­же­ние тела?

Рас­смот­рим при­мер: ав­то­бус едет из Моск­вы в Санкт-Пе­тер­бург (рис. 1). Важны ли нам раз­ме­ры ав­то­бу­са по срав­не­нию с рас­сто­я­ни­ем, ко­то­рое он пре­одо­ле­ет?

Рис. 1. При­мер ма­те­ри­аль­ной точки

Ко­неч­но же, раз­ме­ра­ми ав­то­бу­са в дан­ном слу­чае можно пре­не­бречь. Мы можем опи­сы­вать ав­то­бус как одну дви­жу­щу­ю­ся точку, по-дру­го­му ее на­зы­ва­ют ма­те­ри­аль­ная точка.

Тело, раз­ме­ра­ми ко­то­ро­го в дан­ной за­да­че можно пре­не­бречь, на­зы­ва­ют ма­те­ри­аль­ной точ­кой. Одно и то же тело, в за­ви­си­мо­сти от усло­вий за­да­чи, может быть или не быть ма­те­ри­аль­ной точ­кой. При пе­ре­ме­ще­нии ав­то­бу­са из Моск­вы в Санкт-Пе­тер­бург ав­то­бус можно счи­тать ма­те­ри­аль­ной точ­кой, ведь его раз­ме­ры несо­по­ста­ви­мы с рас­сто­я­ни­ем между го­ро­да­ми. Но если в салон ав­то­бу­са вле­те­ла муха и мы хотим ис­сле­до­вать ее дви­же­ние, тогда в этом слу­чае нам важны раз­ме­ры ав­то­бу­са, и он уже не будет яв­лять­ся ма­те­ри­аль­ной точ­кой. 

Траектория движения тела. Путь

Чаще всего в ме­ха­ни­ке мы будем изу­чать имен­но дви­же­ние ма­те­ри­аль­ной точки. При своем пе­ре­ме­ще­нии ма­те­ри­аль­ная точка по­сле­до­ва­тель­но про­хо­дит по­ло­же­ние вдоль неко­то­рой линии. Линия, по ко­то­рой дви­жет­ся тело (или ма­те­ри­аль­ная точка), на­зы­ва­ет­ся тра­ек­то­ри­ей дви­же­ния тела.

Ино­гда мы на­блю­да­ем тра­ек­то­рию, но чаще всего тра­ек­то­рия – это ка­кая-то во­об­ра­жа­е­мая линия. При на­ли­чии средств из­ме­ре­ния мы можем за­ме­рить тра­ек­то­рию, вдоль ко­то­рой дви­га­лось тело, и опре­де­лим ве­ли­чи­ну, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся путь. Путь, прой­ден­ный телом за неко­то­рое время, – это длина участ­ка тра­ек­то­рии. Раз­де­ля­ют два ос­нов­ных вида дви­же­ния, это пря­мо­ли­ней­ное и кри­во­ли­ней­ное дви­же­ние.

Если тра­ек­то­рия тела – это пря­мая линия, то дви­же­ние на­зы­ва­ет­ся пря­мо­ли­ней­ным. Если тело дви­жет­ся по па­ра­бо­ле или по кри­вой – мы го­во­рим о кри­во­ли­ней­ном дви­же­нии. При рас­смот­ре­нии дви­же­ния не про­сто ма­те­ри­аль­ной точки, а дви­же­ния ре­аль­но­го тела, раз­ли­ча­ют еще два вида дви­же­ния: по­сту­па­тель­ное дви­же­ние и вра­ща­тель­ное дви­же­ние. 

До­маш­нее за­да­ние

1. По­ду­май­те, что яв­ля­ет­ся телом от­сче­та, когда мы го­во­рим:

- книга непо­движ­но лежит на сто­ли­ке в купе дви­жу­ще­го­ся по­ез­да;

- стю­ар­дес­са после взле­та про­хо­дит по пас­са­жир­ско­му са­ло­ну са­мо­ле­та;

- Земля вра­ща­ет­ся во­круг своей оси.

2. Точка дви­жет­ся пря­мо­ли­ней­но и про­хо­дит от на­ча­ла от­сче­та путь S = 10 м. Затем она по­во­ра­чи­ва­ет на 180° и воз­вра­ща­ет­ся в на­ча­ло от­сче­та. Найти путь и мо­дуль век­то­ра пе­ре­ме­ще­ния за все время дви­же­ния.

3. Са­мо­лет летит с юга на север и про­ле­та­ет 400 км, затем по­во­ра­чи­ва­ет на 90° и про­ле­та­ет еще 300 км. Найти путь и мо­дуль век­то­ра пе­ре­ме­ще­ния за все время дви­же­ния.

К занятию прикреплен файл  «Ребусы по теме». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/physics/10-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=NQf6eI8fh9o

 

Файлы