6 класс. Литература. Древнерусская литература

6 класс. Литература. Древнерусская литература

Комментарии преподавателя

ПИСЬ­МЕН­НОСТЬ – со­во­куп­ность пись­мен­ных средств об­ще­ния, вклю­ча­ю­щих по­ня­тия си­сте­мы гра­фи­ки, ал­фа­ви­та и ор­фо­гра­фии ка­ко­го-ли­бо языка или груп­пы язы­ков, объ­еди­нён­ных одной си­сте­мой пись­ма или одним ал­фа­ви­том. (Боль­шая со­вет­ская эн­цик­ло­пе­дия, 1969–1978).

Пись­мен­ность – это ве­ли­кое изоб­ре­те­ние че­ло­ве­ка. Каж­дый народ стре­мил­ся к фор­ми­ро­ва­нию и раз­ви­тию сво­е­го род­но­го языка, к со­зда­нию пись­мен­но­сти.

До­ка­за­но, что пись­мен­ность на Руси су­ще­ство­ва­ла и до при­ня­тия хри­сти­ан­ства, но это было при­ми­тив­ное пись­мо: вы­ре­за­ли знаки на де­ре­ве, а также поль­зо­ва­лись гре­че­ски­ми и ла­тин­ски­ми бук­ва­ми. Но это было не очень удоб­но, так как эти буквы и знаки не пе­ре­да­ва­ли осо­бен­но­сти речи сла­вян (рис. 1).

Письменность славян. «Гороушна» – амфора с древнейшей русской надписью

Рис. 1. Пись­мен­ность сла­вян. «Го­ро­уш­на» – ам­фо­ра с древ­ней­шей рус­ской над­пи­сью (Ис­точ­ник)

После при­ня­тия хри­сти­ан­ства (а это про­изо­шло в 988 году во время прав­ле­ния в Киеве князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­во­ви­ча) необ­хо­ди­мо было про­во­дить бо­го­слу­же­ние по свя­щен­ным кни­гам, но все они были либо на гре­че­ском, либо на ла­тин­ском или бол­гар­ском язы­ках. Эти языки были непо­нят­ны боль­шин­ству сла­вян, что вы­зы­ва­ло труд­но­сти во время про­ве­де­ния цер­ков­ной служ­бы.

На Русь были при­зва­ны бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий, про­ис­хо­див­шие из знат­ной гре­че­ской семьи, про­жи­вав­шей в Ма­ке­до­нии в го­ро­де Са­ло­ни­ки. И вот в 863 году Ки­рилл с по­мо­щью сво­е­го брата Ме­фо­дия, а также уче­ни­ков со­ста­вил сла­вян­скую аз­бу­ку и пе­ре­вел на сла­вян­ский язык Еван­ге­лие, Апо­стол и Псал­тирь. Бра­тья мо­на­хи при­чис­ле­ны к лику свя­тых, а в Бол­га­рии даже есть орден их имени. 24 мая счи­та­ет­ся днем свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия и в нашей стране празд­ну­ет­ся как День сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры. С 1991 года этому празд­ни­ку при­дан ста­тус го­су­дар­ствен­но­го. В 1992 году в Москве был от­крыт па­мят­ник Ки­рил­лу и Ме­фо­дию на сла­вян­ской пло­ща­ди у под­но­жия его уста­нов­ле­на неуга­си­мая лам­па­да – знак веч­ной па­мя­ти. Как уже го­во­ри­лось, пер­вы­ми кни­га­ми, были пе­ре­вод­ные цер­ков­ные книги, а вот уже с один­на­дца­то­го века на Руси по­яв­ля­ет­ся своя соб­ствен­ная рус­ская ли­те­ра­ту­ра. Эти про­из­ве­де­ния пи­са­ли вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ные мо­на­хи или же знат­ные люди.

По­че­му по­яви­лась необ­хо­ди­мость в по­яв­ле­нии соб­ствен­ных про­из­ве­де­ний?

Цель древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры – по­учать, на­став­лять, вос­пи­ты­вать. На Руси были свои ве­ли­кие герои, на при­ме­ре ко­то­рых можно было учить бла­го­че­стию, с ко­то­рых можно было брать при­мер. Про­ис­хо­ди­ли зна­чи­мые ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, о ко­то­рых долж­ны были знать ру­си­чи и гор­дить­ся ими, это вос­пи­ты­ва­ло пат­ри­о­тизм и же­ла­ние за­щи­щать ро­ди­ну, от­дать за нее жизнь. Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра про­су­ще­ство­ва­ла вплоть до конца сем­на­дца­то­го века.

На вы­со­ком бе­ре­гу Дне­пра сто­я­ла сто­ли­ца древ­ней Руси – Киев. Зо­ло­тые ку­по­ла бе­ло­ка­мен­ных хра­мов воз­вы­ша­лись и над избой бед­ня­ка, и над кня­же­ски­ми па­ла­та­ми. Въез­жа­ли в город через Зо­ло­тые во­ро­та. Во вре­ме­на прав­ле­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го Киев стал куль­тур­ным цен­тром древ­ней Руси. Князь много читал и при­гла­шал к себе кни­го­пис­цев, ко­то­рые пе­ре­во­ди­ли с гре­че­ско­го, бол­гар­ско­го, ла­тин­ско­го язы­ков на рус­ский раз­лич­ные книги. Тогда же стали со­зда­вать­ся ле­то­пи­си.

ЛЕ­ТО­ПИСЬ – это опи­са­ние ис­то­ри­че­ских со­бы­тий по годам.

ЛЕ­ТО­ПИ­СЕЦ – со­ста­ви­тель ле­то­пи­си.

ЛЕ­ТО­ПИ­СА­НИЕ – со­став­ле­ние ле­то­пи­си.

Каж­дая ле­то­пись на­чи­на­лась со слов «В лето», а слово «лето» озна­ча­ет год, по­это­му мы и на­зы­ва­ем эти про­из­ве­де­ния ле­то­пи­ся­ми. Ле­то­пи­сец опи­сы­ва­ет со­бы­тия сво­е­го вре­ме­ни и про­шлых лет для того, чтобы люди знали, ка­ки­ми тру­да­ми и по­дви­га­ми со­зда­ва­лась наша земля, чтобы они лю­би­ли её и учи­лись на при­ме­ре про­шлых по­ко­ле­ний. Од­на­ко ле­то­пи­сец не толь­ко про­слав­лял за­щит­ни­ков ро­ди­ны, но и осуж­дал тех кня­зей, ко­то­рые под­ни­ма­лись про­тив своих бра­тьев.

Пер­вым ле­то­пис­цем был монах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Никон (рис. 2), его на­зы­ва­ли ве­ли­ким. В конце жизни, когда он стал игу­ме­ном Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, он со­ста­вил ле­то­пись «Пер­вая ис­то­рия Рос­сии». Уче­ные счи­та­ют, что это был 1073 год. Труд его про­дол­жи­ли дру­гие ле­то­пис­цы, а в пер­вой чет­вер­ти две­на­дца­то­го века монах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Нестор (рис. 4) со­ста­вил «По­весть вре­мен­ных лет» (рис. 3), ве­ли­кое про­из­ве­де­ние древ­не­рус­ско­го ис­кус­ства. До нас дошла эта по­весть, пе­ре­пи­сан­ная и от­ча­сти до­ра­бо­тан­ная мо­на­хом Вы­ду­биц­ко­го мо­на­сты­ря Силь­ве­стром, по­это­му можно сде­лать вывод, что «По­весть вре­мен­ных лет»  – это плод дол­гих тру­дов несколь­ких по­ко­ле­ний ле­то­пис­цев. На­зва­ние «По­весть вре­мен­ных лет» в науке за­кре­пи­лось в во­сем­на­дца­том веке, а до этого это про­из­ве­де­ние на­зы­ва­лось так «Се по­ве­сти вре­мен­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве начал пер­вым кня­жить и от­ку­да Рус­ская земля стала есть».

Летописец Киево-Печерского монастыря Никон

Рис. 2. Ле­то­пи­сец Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Никон (Ис­точ­ник)

Повесть временных лет

Рис. 3. По­весть вре­мен­ных лет (Ис­точ­ник)

Нестор-летописец

Рис. 4. Нестор-ле­то­пи­сец (Ис­точ­ник)

«По­весть вре­мен­ных лет» на­чи­на­ет­ся от биб­лей­ско­го все­мир­но­го по­то­па, когда Ной рас­пре­де­лил тер­ри­то­рии земли между сво­и­ми сы­но­вья­ми. Тер­ри­то­рия, на ко­то­рой потом рас­про­стра­ни­лись сла­вян­ские пле­ме­на, была от­да­на Иа­фе­ту, то есть от Иа­фе­та и пошел род сла­вян. Далее идут за­пи­си о сла­вян­ских пле­ме­нах, об их про­ис­хож­де­нии, о тех тер­ри­то­ри­ях, на ко­то­рых они жили, о нра­вах и обы­ча­ях,  рас­ска­зы­ва­ет­ся о пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Ан­дрея по Руси и о воз­ник­но­ве­нии Киева.

Не толь­ко кня­зья, но и про­стые люди опи­са­ны в «По­ве­сти вре­мен­ных лет». Одним из таких ге­ро­ев яв­ля­ет­ся юноша Ко­же­мя­ка, так его звали, по­то­му что он за­ни­мал­ся вы­дел­кой кожи (для того чтобы кожа ста­но­ви­лась мяг­кой и эла­стич­ной, её долго раз­ми­на­ли).

СКА­ЗА­НИЕ – по­вест­во­ва­тель­но-жи­тий­ный жанр древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры в ки­ев­ский и нов­го­род­ский пе­ри­о­ды с ис­поль­зо­ва­ни­ем ис­то­ри­че­ских и ле­ген­дар­ных ма­те­ри­а­лов. (По­э­ти­че­ский сло­варь. – М.: Со­вет­ская Эн­цик­ло­пе­дия. Квят­ков­ский А. П., науч. ред. И. Род­нян­ская, 1966).

Про­чи­та­ем «Ска­за­ние о Ко­же­мя­ке»:

«В лето 992. Князь Вла­ди­мир толь­ко воз­вра­тил­ся с войны, как на­па­ли на Русь пе­че­не­ги. Вы­сту­пил Вла­ди­мир (рис. 5) про­тив них и встре­тил их на бе­ре­гу реки Тру­беж у брода. И стоял Вла­ди­мир на этой сто­роне, а пе­че­не­ги – на той, и не ре­ша­лись ни наши пе­рей­ти на ту сто­ро­ну, ни те – на эту.

Киевский князь Владимир Святославович (Владимир Красное Солнышко)

Рис. 5. Ки­ев­ский князь Вла­ди­мир Свя­то­сла­во­вич (Вла­ди­мир Крас­ное Сол­ныш­ко) (Ис­точ­ник)

И подъ­е­хал князь пе­че­неж­ский к реке, вы­звал Вла­ди­ми­ра и ска­зал ему: «Вы­пу­сти ты сво­е­го воина, а я – сво­е­го, пусть бо­рют­ся. Если твой муж бро­сит моего на землю, то не будем во­е­вать три года, если же наш муж бро­сит тво­е­го оземь, то будем разо­рять вас три года».

И разо­шлись. А Вла­ди­мир, вер­нув­шись в свой стан, по­слал гла­ша­та­ев со сло­ва­ми: «Нет ли та­ко­го мужа, ко­то­рый бы схва­тил­ся с пе­че­не­гом?» Но ни­ко­го не на­шлось.

На сле­ду­ю­щее утро при­е­ха­ли пе­че­не­ги и при­ве­ли сво­е­го мужа, а у наших не ока­за­лось. И стал ту­жить Вла­ди­мир, по­сы­лая по всему вой­ску сво­е­му. И при­шел к князю один ста­рый муж и ска­зал ему:

– Князь! Есть у меня один сын мень­шой дома. С са­мо­го дет­ства никто его не бро­сил еще оземь. Од­на­ж­ды я бра­нил его, а он мял кожу, так он рас­сер­дил­ся и разо­драл кожу ру­ка­ми.

Услы­шав об этом, князь об­ра­до­вал­ся и по­слал за ним. И при­ве­ли его к князю, и по­ве­дал ему князь все. Юноша ска­зал:

– Князь! Не знаю, могу ли я с ним бо­роть­ся – ис­пы­тай меня. Нет ли боль­шо­го и силь­но­го быка?

И нашли быка боль­шо­го и силь­но­го. И по­ве­лел он разъ­ярить его. При­жгли быка ка­ле­ным же­ле­зом и пу­сти­ли, и по­бе­жал бык мимо него, и схва­тил он быка рукою за бок, и вы­рвал кожу с мясом, сколь­ко рука за­хва­ти­ла. И ска­зал ему Вла­ди­мир: «Мо­жешь с ним бо­роть­ся».

На сле­ду­ю­щее утро при­шли пе­че­не­ги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был пе­че­нег очень велик и стра­шен. И вы­сту­пил муж Вла­ди­ми­ра, и уви­дел его пе­че­нег и по­сме­ял­ся, ибо был он сред­не­го роста. И раз­ме­ри­ли место между обо­и­ми вой­ска­ми, и пу­сти­ли их друг про­тив друга. И схва­ти­лись, и на­ча­ли креп­ко жать друг друга. И уда­вил юноша пе­че­не­жи­на ру­ка­ми до смер­ти. И бро­сил его оземь. Раз­дал­ся крик, и пе­че­не­ги по­бе­жа­ли, а рус­ские по­гна­лись за ними и про­гна­ли их.

Вла­ди­мир же рад был, и за­ло­жил город у брода того, и на­звал его Пе­ре­я­с­лавль, ибо пе­ре­нял славу отрок тот. И сде­лал его Вла­ди­мир ве­ли­ким мужем и отца его тоже. И воз­вра­тил­ся Вла­ди­мир в Киев с по­бе­дой и со сла­вой ве­ли­кой».

Мы видим: ста­рый муж и его сын – про­стые, не знат­ные люди.

По­че­му Вла­ди­мир вы­брал имен­но юношу Ко­же­мя­ку?

На­вер­ное, в первую оче­редь, по­вли­я­ла ис­то­рия отца о коже, ведь разо­рвать кожу прак­ти­че­ски невоз­мож­но, это может сде­лать толь­ко очень силь­ный че­ло­век. Ради по­бе­ды над вра­гом отец готов по­жерт­во­вать своим сыном, он любит его, гор­дит­ся им, но от­да­ет князю для по­дви­га во имя Ро­ди­ны. Ко­же­мя­ка не уве­рен, что может по­бе­дить пе­че­не­га, по­это­му про­сит ис­пы­тать его – в  этом про­яви­лась и его храб­рость, и от­вет­ствен­ность.

Князь Вла­ди­мир, ста­рик отец и юноша Ко­же­мя­ка го­то­вы по­жерт­во­вать жиз­нью ради Ро­ди­ны, в этом про­явил­ся их пат­ри­о­тизм, пре­дан­ность род­ной земле, лю­бовь к ней и го­тов­ность к са­мо­по­жерт­во­ва­нию.

Ле­то­пис­цу было важно рас­ска­зать имен­но эту ис­то­рию как до­ка­за­тель­ство того, что на Руси есть ве­ли­кие герои, есть свои бо­га­ты­ри, не усту­па­ю­щие ге­ро­ям дру­гих на­ро­дов, про­дол­жа­ю­щие по­дви­ги слав­ных пред­ков.

В ле­то­пис­ном пре­да­нии есть одно су­ще­ствен­ное от­ли­чие от бы­ли­ны: в роли бо­га­ты­ря вы­сту­па­ет не про­фес­си­о­наль­ный воин, а про­стой ре­мес­лен­ник: он по­беж­да­ет бла­го­да­ря своим рукам, при­вык­шим мять кожу и по­то­му осо­бен­но силь­ным (впро­чем, в ле­то­пис­ном рас­ска­зе ре­аль­ная сила Ко­же­мя­ки явно пре­уве­ли­че­на — в духе былин или ска­зок). Самое глав­ное от­ли­чие от бы­ли­ны за­клю­ча­ет­ся в том, что в ле­то­пис­ной за­пи­си по­двиг без­вест­но­го от­ро­ка-бо­га­ты­ря со­от­не­сен с точно да­ти­ру­е­мым, ре­аль­но быв­шим ис­то­ри­че­ским со­бы­ти­ем и как бы под­твер­жден до­ку­мен­таль­но.

По­дроб­нее о Ки­рил­ле и Ме­фо­дии

Иконописное изображение братьев Кирилла и Мефодия

Рис. 6. Ико­но­пис­ное изоб­ра­же­ние бра­тьев Ки­рил­ла и Ме­фо­дия (Ис­точ­ник)

Из жиз­не­опи­са­ний со­зда­те­лей сла­вян­ской пись­мен­но­сти мы знаем, что бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий (рис. 6) были родом из го­ро­да Со­лу­ни, сей­час это город Са­ло­ни­ки. Ме­фо­дий был стар­шим бра­том из семи бра­тьев, а Кон­стан­тин (впо­след­ствии Ки­рилл) – млад­шим. Кон­стан­тин по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние при дворе им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­но­по­ля: изу­чал бо­го­сло­вие и фи­ло­со­фию, его даже про­зва­ли фи­ло­со­фом, то есть муд­ре­цом. Он овла­дел несколь­ки­ми язы­ка­ми, по окон­ча­нии уче­ния был на­зна­чен хра­ни­те­лем биб­лио­те­ки, затем он стал учи­те­лем фи­ло­со­фии в Выс­шей Кон­стан­ти­но­поль­ской школе. Его ждала бле­стя­щая ка­рье­ра, но он пред­по­чел уда­лить­ся в мо­на­стырь.

Од­на­ко Кон­стан­ти­ну не уда­ва­лось много вре­ме­ни про­во­дить в уеди­не­нии – как луч­ше­го ве­ро­про­по­вед­ни­ка его часто по­сы­ла­ли в со­сед­ние стра­ны. По­езд­ки эти были успеш­ны­ми: од­на­ж­ды пу­те­ше­ствуя к ха­за­рам, Кон­стан­тин по­се­тил Крым, там он окре­стил около двух­сот че­ло­век, а также взял с собою от­пу­щен­ных на сво­бо­ду плен­ных гре­ков.

Но у Кон­стан­ти­на было сла­бое здо­ро­вье, и в сорок два года он силь­но за­бо­лел. Пред­чув­ствуя свой близ­кий конец, он при­нял мо­на­ше­ство и, как уже го­во­ри­лось, пе­ре­ме­нил свое мир­ское имя Кон­стан­тин на Ки­рилл.

После этого он про­жил еще пять­де­сят дней, про­стил­ся с бра­том и уче­ни­ка­ми и тихо скон­чал­ся че­тыр­на­дца­то­го фев­ра­ля 869 года.

Изоб­ра­же­ние ки­рил­ли­цы и гла­го­ли­цы

Ки­рилл и Ме­фо­дий со­зда­ли сла­вян­скую аз­бу­ку, хотя во­прос о том, кто же на самом деле, яв­ля­ет­ся со­зда­те­лем ки­рил­ли­цы оста­ет­ся нере­шен­ным. Было две сла­вян­ские аз­бу­ки – ки­рил­ли­ца (рис. 7) и гла­го­ли­ца (рис. 8). Гла­го­ли­ца, как по­ла­га­ют уче­ные, яв­ля­ет­ся более древ­ней. Гла­го­ли­ца не при­жи­лась на Руси, хотя была из­вест­на.

По­ла­га­ют, что Ки­рилл со­здал имен­но гла­го­ли­цу, а ки­рил­ли­че­ская аз­бу­ка, ко­то­рой мы поль­зу­ем­ся и по сей день, была со­зда­на одним из его уче­ни­ков, Кли­мен­том, ко­то­рый на­звал её ки­рил­ли­цей в честь сво­е­го учи­те­ля.

В ки­рил­ли­це сорок три буквы, часть ко­то­рых имеют чис­ло­вое зна­че­ние, то есть неко­то­рые буквы обо­зна­ча­ли числа. Ки­рил­ли­ца про­су­ще­ство­ва­ла прак­ти­че­ски без из­ме­не­ния до вре­мён Петра Ι, при нём были вне­се­ны из­ме­не­ния в на­пи­са­ния неко­то­рых букв, а один­на­дцать букв были во­об­ще ис­клю­че­ны из ал­фа­ви­та. В 1918 году ки­рил­ли­ца по­те­ря­ла еще че­ты­ре буквы:i(«и» с точ­кой), ѵ (ижицу), ѳ (фиту) и ѣ (ять).

Кириллица

Рис. 7. Ки­рил­ли­ца (Ис­точ­ник)

Текст на глаголице

Рис. 8. Текст на гла­го­ли­це (Ис­точ­ник)

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/drevnerusskaya-literatura/povest-vremennyh-let-pervaya-russkaya-letopis-skazanie-o-kozhemyake-otrazhenie-istoricheskih-sobytiy-i-vymysel-otrazhenie-kachestv-idealnogo-narodnogo-geroya?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=XR6EW5wvu7c

http://www.youtube.com/watch?v=LgHysR4rXyE

http://www.youtube.com/watch?v=ghf9X4Sw--Y&list=PLVori3e1RGSqlM3VhsV7B4U0UKEfJ6wB-&index=2

http://www.youtube.com/watch?v=cVYV2ZRHiZ0

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,42701/Itemid,118/

http://www.youtube.com/watch?v=ZGTwwDAOLos

Файлы