6 класс. Литература. Древнерусская литература
6 класс. Литература. Древнерусская литература
Комментарии преподавателя
Это занятие посвящено одному из преданий летописи «Повести временных лет» – «Сказании о белгородском киселе», которое поможет вам в понимании исторических событий того времени и в котором причудливо, но органично сочетаются исторические события и вымысел, где летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами…
Рис. 1. 14-й лист Радзивилловской летописи (список XV века, описывающий поход Вещего Олега на Царьград) (Источник)
«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и очень важным историко-политическим документом. Летописный свод кроме кратких погодных записей содержит много произведений различных жанров той эпохи – это предания, сказания, жития, поучения, легендарно-библейские, былинно-сказочные сказания и многие другие.
ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД – одна из форм русских средневековых историко-литературных сочинений. В сводах погодно (по годам) излагались события русской истории.
Перед обращением к тексту предания «Сказание о белгородском киселе», поясним значение некоторых слов, встречающихся в произведении. ПРЕДАНИЕ – в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях; возникает из рассказов очевидцев, но при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации. ОСАДА – окружение войсками укрепленного места с целью его захвата. ВЕЧЕ – собрание горожан для решения важнейших вопросов (рис. 2).
Рис. 2. Репродукция картины А.М. Васнецова «Новгородское вече» (Источник)
ПЕЧЕНЕГИ – объединение тюркских и других племен в VIII–IX веках в заволжских степях. Печенеги – кочевники-скотоводы, очень часто нападавшие на русские земли. Лишь в 1036 году Ярославу Мудрому удалось с ними справиться (рис. 3).
Рис. 3. «Пленные печенеги». 1896. Эскиз костюма к опере А.Н. Серова «Рогнеда» (Источник)
Действие происходит в 997 году через пять лет после событий, описанных в «Сказании о Кожемяке». Таким образом, оба события происходили более чем за сто лет до того момента, как Нестор написал свою летопись, поэтому можно сделать вывод, что автор записывал то, что сохранила народная память.
«Сказание о Кожемяке» напоминает былину. Юноша Кожемяка предстает как сильный, могучий войн, готовый пожертвовать жизнью ради спасения родины.
БЫЛИНА – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях.
«Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читал это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали сомнению. Это напоминает отношение к мифам.
Почему же горожане сначала хотели сдаться печенегам? - Они понимали, что нужно сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода. Но сдаться врагу унизительно, поэтому они рады любой возможности, чтобы сохранить свою честь и честь города. Именно поэтому они полностью доверились старцу и сделали все, что он им говорил, даже не догадываясь о его хитроумном плане. Военная хитрость удалась – город не погиб от голода.
Кому из героев удавалось с помощью хитрости победить врагов. - Одиссей, который перехитрил циклопа, назвавшись именем «Никто». Он же посоветовал ахейцам сделать троянского коня, с помощью которого была завоевана Троя.
Какой же смысл заложен во фразе горожан: «Мы имеем пищу от земли»? - Кроме прямого смысла хитрости, которая дала возможность обмануть печенегов, эта фраза несёт более глубокий смысл. Это наша земля она нас кормит, она же нас защищает, такой народ непобедим. В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа. Летописание являлось важнейшим делом. Вот как об этом говорит летописец Пимен из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Действие происходит в келье Чудова монастыря в 1603 году.
Свой долг Пимен видит в том, чтобы донести потомкам историю родины, это есть долг, «завещанный от Бога».
Монах Пимен – летописец, выведен А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», с которым вы будете знакомиться в старших классах. Эта сцена происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г.
Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин.
Напоследок обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева (рис. 4), большого знатока древнерусской литературы, благодаря которому мы можем знакомиться с древнейшими произведениями Руси.
Рис. 4. Д.С. Лихачев (Источник)
Его переводы с древнерусского языка на современный точны, научны и понятны: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/drevnerusskaya-literatura/skazanie-o-belgorodskom-kisele-otrazhenie-istoricheskih-sobytiy-i-vymysel-otrazhenie-kachestv-idealnogo-narodnogo-geroya?seconds=0
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/08/urok-po-literature-skazanie-o-belgorodskom-kisele-otrazhenie
https://www.youtube.com/watch?v=9msTFgRu1Fk