11 класс. Обществознание. Экономика: наука и хозяйство.

11 класс. Обществознание. Экономика: наука и хозяйство.

Комментарии преподавателя

http://nashashcola.ru/ekonomika-i-ee-rol-v-zhizni-obshhestva.html

***********************************************

Тер­мин «эко­но­ми­ка» впер­вые по­явил­ся в тру­дах древ­не­гре­че­ско­го фи­ло­со­фа Ксе­но­фон­та при опи­са­нии устрой­ства Спар­ты и озна­ча­ет «ис­кус­ство ве­де­ния до­маш­не­го хо­зяй­ства».

КСЕ­НО­ФОНТ  (445–355 до н. э.) – уче­ник Со­кра­та, пи­са­тель, ис­то­рик и про­фес­си­о­наль­ный во­ен­ный; автор «Вос­по­ми­на­ний о Со­кра­те» и дру­гих со­кра­ти­че­ских со­чи­не­ний – ос­нов­но­го ис­точ­ни­ка све­де­ний о жизни и уче­нии Со­кра­та, на­ря­ду с диа­ло­га­ми Пла­то­на.

 http://usercontent2.hubimg.com/373569_f260.jpg - иллюстрация

До­маш­нее хо­зяй­ство озна­ча­ет малую груп­пу людей, ве­ду­щих сов­мест­ное хо­зяй­ство, т. е. за­ни­ма­ю­щу­ю­ся про­из­вод­ством неко­е­го про­дук­та, по­треб­ле­ни­ем и вос­про­из­вод­ством ра­бо­чей силы.

Эко­но­ми­ка как хо­зяй­ство озна­ча­ет со­во­куп­ность людей, пред­ме­тов, средств и спо­со­бов их вза­и­мо­дей­ствия для со­зда­ния и вос­про­из­вод­ства обособ­лен­ной от при­ро­ды части мира.

То есть к ис­точ­ни­кам наших зна­ний об эко­но­ми­ке можно от­не­сти све­де­ния о том, каков ха­рак­тер труда в том или ином об­ще­стве, как осу­ществ­ля­ет­ся про­из­вод­ство и обмен, су­ще­ству­ет ли арен­да и ро­стов­щи­че­ство, как опре­де­ля­ет­ся бо­гат­ство, какие су­ще­ству­ют про­фес­сии и какие ре­ко­мен­да­ции су­ще­ству­ют от­но­си­тель­но спо­со­бов ве­де­ния хо­зяй­ствен­ной жизни.

Эко­но­ми­ка как хо­зяй­ство за­ни­ма­ет­ся пре­жде всего со­зда­ни­ем эко­но­ми­че­ских благ – тех, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся об­ще­до­ступ­ны­ми и их тре­бу­ет­ся про­из­ве­сти. Целью такой де­я­тель­но­сти вы­сту­па­ет удо­вле­тво­ре­ние че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей и обес­пе­че­ние усло­вий для жиз­не­де­я­тель­но­сти об­ще­ства. По­это­му ши­ро­ко рас­про­стра­не­но пред­став­ле­ние о том, что эко­но­ми­ка яв­ля­ет­ся свое­об­раз­ным ба­зи­сом об­ще­ства, т. е. обес­пе­чи­ва­ет и под­дер­жи­ва­ет его ма­те­ри­аль­ное су­ще­ство­ва­ние. С дру­гой сто­ро­ны, эко­но­ми­ка яв­ля­ет­ся не толь­ко прак­ти­че­ской де­я­тель­но­стью людей, но и спо­со­бом осмыс­ле­ния этой де­я­тель­но­сти. Тогда речь идет о на­блю­де­нии и ана­ли­зе спо­со­бов ве­де­ния хо­зяй­ства, кри­те­ри­ях и спо­со­бах до­сти­же­ния его мак­си­маль­ной эф­фек­тив­но­сти.

Эко­но­ми­че­ская наука фор­му­ли­ру­ет ос­нов­ную про­бле­му эко­но­ми­ки как хо­зяй­ства, ко­то­рая за­клю­ча­ет­ся в огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов, с одной сто­ро­ны, и без­гра­нич­но­сти че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей, с дру­гой. Об­ще­при­знан­ным в силу своей крат­ко­сти и точ­но­сти яв­ля­ет­ся опре­де­ле­ние, дан­ное ан­глий­ским эко­но­ми­стом Л. Ро­бин­со­ном: «Эко­но­ми­ка – это наука, ко­то­рая изу­ча­ет по­ве­де­ние че­ло­ве­ка с точки зре­ния от­но­ше­ний между его це­ля­ми и огра­ни­чен­ны­ми сред­ства­ми, до­пус­ка­ю­щи­ми аль­тер­на­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние».

Таким об­ра­зом, эко­но­ми­че­ская тео­рия за­ни­ма­ет­ся опре­де­ле­ни­ем прин­ци­пов по­ве­де­ния ин­ди­ви­дов и ин­сти­ту­тов в про­цес­се осу­ществ­ле­ния хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

Для об­на­ру­же­ния и де­мон­стра­ции таких прин­ци­пов в эко­но­ми­ке ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся метод мо­де­ли­ро­ва­ния, т. е. со­зда­ние упро­щен­ной кар­ти­ны дей­стви­тель­но­сти, за­ост­рен­ной лишь на неко­то­рых ин­те­ре­су­ю­щих нас фак­то­рах и пре­не­бре­га­ю­щей всеми осталь­ны­ми.

Мо­дель яв­ля­ет­ся аб­стракт­ным обоб­ще­ни­ем ин­те­ре­су­ю­щих нас па­ра­мет­ров и по­ка­за­те­лей, в силу при­су­щей ей уни­вер­саль­но­сти по от­но­ше­нию к ней и ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ным сфор­му­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ские прин­ци­пы или за­ко­ны, т. е. об­на­ру­жить некие тен­ден­ции в по­ве­де­нии ти­пи­зи­ро­ван­ных ин­ди­ви­дов или ор­га­ни­за­ций.

От­сю­да воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость до­пу­ще­ния, фор­му­ли­ру­е­мо­го как «при про­чих рав­ных усло­ви­ях», т. е. при неиз­мен­но­сти тех усло­вий, ко­то­рые мы не рас­смат­ри­ва­ем в той или иной мо­де­ли.

В на­ча­ле XVII в. вы­хо­ди ра­бо­та фран­цуз­ско­го уче­но­го Ан­ту­а­на де Мон­кре­тье­на «Трак­тат по по­ли­ти­че­ской эко­но­мии», ко­то­рый дал на­зва­ние целой науке, ко­то­рая пред­став­ля­ет собой сре­до­то­чие пра­вил хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

Пер­вой сфор­ми­ро­вав­шей­ся эко­но­ми­че­ской шко­лой был мер­кан­ти­лизм, ко­то­рый при­зна­вал за­да­чей ве­де­ния хо­зяй­ства на­коп­ле­ние бо­гат­ства, а луч­шим сред­ством для этого – внеш­нюю тор­гов­лю, т. е. сферу об­ра­ще­ния.

Вво­дит­ся пред­став­ле­ние о бла­го­при­ят­ном тор­го­вом ба­лан­се, т. е. си­ту­а­ции, когда экс­порт пре­вы­ша­ет им­порт, а го­су­дар­ство при­зва­но обес­пе­чить такое по­ло­же­ние дел.

Прин­ци­па­ми го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки ста­но­вят­ся мо­не­та­ризм, т. е. пред­став­ле­ние о том, что бо­гат­ство из­ме­ря­ет­ся пре­жде всего в де­неж­ном ре­сур­се, и про­тек­ци­о­низм – по­ли­ти­ка за­щи­ты своих про­из­во­ди­те­лей и по­ни­же­ния их кон­ку­рен­ции с ино­стран­ны­ми за счет по­вы­ше­ния по­шлин на ввоз то­ва­ров.

Оп­по­нен­ты этой школы вы­сту­па­ли за от­ме­ну по­доб­ных ба­рье­ров, со­зда­ва­е­мых го­су­дар­ством.

В Ан­глии в эпоху про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся клас­си­че­ская школа эко­но­ми­че­ской мысли, ко­то­рая в своих по­стро­е­ни­ях ис­хо­ди­ла из пред­став­ле­ния о том, что бо­гат­ство можно со­зда­вать са­мо­сто­я­тель­но при по­мо­щи труда.

Ос­но­во­по­лож­ни­ком клас­си­че­ской школы яв­ля­ет­ся У. Пэтти, ко­то­ро­му при­над­ле­жит из­вест­ная фраза: «Труд - отец бо­гат­ства, а земля - его мать».

Во Фран­ции клас­си­че­ская школа пред­став­ле­на на­прав­ле­ни­ем фи­зио­кра­тов, наи­бо­лее из­вест­ным мыс­ли­те­лем ко­то­рой яв­ля­ет­ся Ф. Кёне. Глав­ный пред­мет ис­сле­до­ва­ния, как сле­ду­ет из на­зва­ния, – это сель­ско­хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность, ко­то­рая при­зна­ет­ся един­ствен­ной про­из­во­ди­тель­ной от­рас­лью, что от­ра­жа­ет ре­а­лии ве­де­ния на­ци­о­наль­но­го хо­зяй­ства во Фран­ции на­ча­ла XVIII в.

КЁНЕ, ФРАН­С­УА (1694–1774) – ос­но­ва­тель эко­но­ми­че­ской школы фи­зио­кра­тов. К эко­но­ми­че­ским ис­сле­до­ва­ни­ям он при­сту­пил уже на склоне лет. Пер­вые его ста­тьи по этому пред­ме­ту были на­пе­ча­та­ны в "Эн­цик­ло­пе­дии" Дидро.

 http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/102/francois_quesnay.jpg - иллюстрация

Кене раз­де­ля­ет об­ще­ство на три клас­са: про­из­во­ди­те­ли (кре­стьяне), соб­ствен­ни­ки и сте­риль­ный класс, к ко­то­рым от­но­сят­ся ре­мес­лен­ни­ки и купцы, за­ни­ма­ю­щи­е­ся не про­из­вод­ством, а из­ме­не­ни­ем формы уже про­из­ве­ден­но­го. Между ними су­ще­ству­ют встреч­ные по­то­ки, со­зда­ю­щие кру­го­обо­рот де­неж­ных и тру­до­вых ре­сур­сов. Так как в эко­но­ми­ке дей­ству­ют объ­ек­тив­ные за­ко­ны, упо­ря­до­чи­ва­ю­щие это об­ра­ще­ние, об­ще­ство на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии рав­но­ве­сия и ба­лан­са, по­доб­но ор­га­низ­му, чья жизнь обес­пе­чи­ва­ет­ся си­сте­мой кро­во­об­ра­ще­ния.

Также к важ­ней­шим пред­ста­ви­те­лям клас­си­че­ской школы от­но­сят­ся А. Смит, Д. Ри­кар­до и Ж. Б. Сэй.

СМИТ, АДАМ (1723–1790), шот­ланд­ский эко­но­мист и фи­ло­соф, ос­но­ва­тель клас­си­че­ской школы по­ли­ти­че­ской эко­но­мии. В своей ра­бо­те «Бо­гат­ство на­ро­дов» Смит ри­су­ет кар­ти­ну эво­лю­ции об­ще­ствен­ных ин­сти­ту­тов и из­ла­га­ет прин­ци­пы со­вре­мен­но­го устрой­ства, при ко­то­ром они обу­слов­ле­ны ры­ноч­ной эко­но­ми­кой, или дей­стви­ем за­ко­на laissez-faire; пред­ло­жен­ную им кон­цеп­цию об­ще­ства – по­след­ней, ком­мер­че­ской ста­дии об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия – Смит на­зы­вал «си­сте­мой со­вер­шен­ной сво­бо­ды».

 http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSRNmOyIGHUN7QuU0GUmt4aOyRVKXqDdmHsCUgGHoYyx_QgQvf4 - иллюстрация

СЭЙ, ЖАН БА­ТИСТ   (1767–1832) – пред­ста­ви­тель фран­цуз­ской клас­си­че­ской школы по­лит­эко­но­мии. счи­та­ет, что в про­цес­се про­из­вод­ства со­зда­ют­ся не ма­те­ри­аль­ные блага, но услу­ги, и на­о­бо­рот. Даже от­но­ше­ния между ра­бо­чим и ка­пи­та­ли­стом рас­смат­ри­ва­ют­ся как обмен услу­га­ми.

 иллюстрация https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2e/Jean-baptiste_Say.jpg/220px-Jean-baptiste_Say.jpg

РИ­КАР­ДО, ДАВИД (1772–1823) – ан­глий­ский эко­но­мист, один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей клас­си­че­ской по­лит­эко­но­мии. Сто­рон­ник тру­до­вой тео­рии сто­и­мо­сти; сто­и­мость то­ва­ров, един­ствен­ным ис­точ­ни­ком ко­то­рой яв­ля­ет­ся труд ра­бо­че­го, лежит в ос­но­ве до­хо­дов раз­лич­ных клас­сов об­ще­ства. Сфор­му­ли­ро­вал закон об­рат­но про­пор­ци­о­наль­ной за­ви­си­мо­сти между за­ра­бот­ной пла­той ра­бо­че­го и при­бы­лью ка­пи­та­ли­стов.

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTbfvwoaXn4Z0MTTJl9rhRXncHyMlnXSHKQZfhTsLvx9iuD490GVQ - иллюстрация

Можно пе­ре­чис­лить общие по­ло­же­ния, ха­рак­тер­ные для пред­ста­ви­те­лей клас­си­че­ской школы.

Пре­жде всего, это пред­став­ле­ние о том, что труд яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком сто­и­мо­сти. Ос­нов­ным пред­ме­том ана­ли­за яв­ля­ет­ся про­из­вод­ство, ко­то­рое рас­смат­ри­ва­ет­ся как си­сте­ма, са­мо­сто­я­тель­но раз­ви­ва­ю­ща­я­ся по объ­ек­тив­ным за­ко­нам. От­сю­да про­ис­те­ка­ет прин­цип невме­ша­тель­ства, глав­ным яв­ля­ет­ся закон кон­ку­рен­ции, рынок яв­ля­ет­ся са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щей­ся си­сте­мой и не тре­бу­ет вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства.

Идеи клас­си­че­ской школы были раз­ви­ты и пе­ре­осмыс­ле­ны в ра­бо­тах немец­ко­го фи­ло­со­фа К. Марк­са. В рам­ках его тео­рии раз­ви­тия об­ще­ства, эко­но­ми­ка вы­сту­па­ет в ка­че­стве ба­зи­са, опре­де­ля­ю­ще­го все осталь­ные сферы жизни об­ще­ства.

Во вто­рой по­ло­вине XIX в. воз­ни­ка­ет нео­клас­си­че­ское на­прав­ле­ние в эко­но­ми­че­ской тео­рии.

Его тео­ре­ти­че­ской ос­но­вой яв­ля­ет­ся прин­цип пре­дель­ной по­лез­но­сти, или мар­жи­на­лизм.

По­лез­ность – это спо­соб­ность удо­вле­тво­рять по­треб­ность, при­чем по­лез­ность не опи­сы­ва­ет­ся по­сто­ян­но воз­рас­та­ю­щей функ­ци­ей, но на­чи­на­ет убы­вать после до­сти­же­ния мак­си­му­ма.

Раз­лич­ные нео­клас­си­че­ские школы за­ни­ма­ют­ся пре­жде всего ана­ли­зом того, чем ру­ко­вод­ству­ет­ся субъ­ект, во­вле­чен­ный в хо­зяй­ствен­ные от­но­ше­ния, на ос­но­ве чего объ­яс­ня­ют­ся раз­лич­ные эко­но­ми­че­ские про­цес­сы. Спрос и пред­ло­же­ние при­зна­ют­ся рав­но­знач­ны­ми эле­мен­та­ми ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма це­но­об­ра­зо­ва­ния.

Клас­си­че­ская и нео­клас­си­че­ская школы за­ни­ма­лись в ос­нов­ном мик­ро­эко­но­ми­че­ским ана­ли­зом, т.е. рас­смот­ре­ни­ем от­дель­но взя­то­го хо­зяй­ства или их ло­каль­но­го объ­еди­не­ния (в рам­ках пред­при­я­тия или от­рас­ли).

Для эко­но­ми­че­ских школ на­ча­ла XX в. ха­рак­тер­но ис­сле­до­ва­ние пре­жде всего мак­ро­эко­но­ми­че­ских про­цес­сов, ко­то­рые воз­ни­ка­ют при вза­и­мо­дей­ствии до­мо­хо­зяйств, фирм и го­су­дар­ства.

Ин­сти­ту­ци­о­на­лизм как раз уде­ля­ет ос­нов­ное вни­ма­ние ана­ли­зу де­я­тель­но­сти раз­лич­ных ин­сти­ту­тов при при­ня­тии эко­но­ми­че­ских ре­ше­ний. При­чем в ка­че­стве ин­сти­ту­та может рас­смат­ри­вать­ся самый раз­но­об­раз­ный круг яв­ле­ний – го­су­дар­ство, на­ло­ги, кон­ку­рен­ция, за­ко­но­да­тель­ство, устой­чи­вый образ мыш­ле­ния.

Дру­гое на­прав­ле­ние эко­но­ми­че­ской мысли на­ча­ла XX в. – это кейн­си­ан­ство, чьи ос­но­вы были за­ло­же­ны в тру­дах ан­глий­ско­го эко­но­ми­ста Джона Кейн­са. С его точки зре­ния, ка­пи­та­ли­сти­че­ская ры­ноч­ная си­сте­ма не в со­сто­я­нии сама раз­ре­шить свои про­бле­мы, в связи с чем необ­хо­ди­ма ак­тив­ная роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке.

Прак­ти­че­ские след­ствия этой тео­рии при­ме­ня­лись во время Ве­ли­кой эко­но­ми­че­ской де­прес­сии 1930-х гг.

Про­ти­во­по­лож­ная по­зи­ция вы­ска­зы­ва­ет­ся в ра­бо­тах ав­стрий­ско­го эко­но­ми­ста Лю­дви­га фон Ми­зе­са и его уче­ни­ка Фри­дри­ха фон Хай­е­ка, ко­то­рые по­слу­жи­ли ос­но­вой ли­бе­раль­ной док­три­ны.

ХАЙЕК, ФРИ­ДРИХ ФОН (1899–1992), ав­стрий­ский эко­но­мист, удо­сто­ен­ный в 1974 (сов­мест­но с Г. Мюр­да­лем) Но­бе­лев­ской пре­мии по эко­но­ми­ке. Хайек – один из пред­ста­ви­те­лей и наи­бо­лее круп­ная фи­гу­ра нео­ав­стрий­ской школы эко­но­ми­ки (ва­ри­ан­та мо­не­та­риз­ма), один из самых ярких за­щит­ни­ков кон­цеп­ции сво­бод­но­го рынка и невме­ша­тель­ства го­су­дар­ства в эко­но­ми­ку, кри­тик со­ци­а­лиз­ма, ком­му­низ­ма, эта­тиз­ма и то­та­ли­та­риз­ма. Ра­бо­ты Хай­е­ка по­свя­ще­ны тор­го­во­му циклу, де­неж­но­му об­ра­ще­нию, це­но­об­ра­зо­ва­нию и др. Хайек – со­зда­тель тео­рий «спон­тан­но­го по­ряд­ка» и «пра­вил вер­но­го по­ве­де­ния». Из­ве­стен также как кри­тик тео­рии и идей Дж. М. Кейн­са. -

иллюстрация http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRX2_mtyglfPCtw4dXXWZTQ2baS-s-fQwOkdmusxdC-5LOCC668gf09Op0

МИЗЕС, ЛЮ­ДВИГ ФОН (1881–1973), ав­ст­ро-аме­ри­кан­ский эко­но­мист. Мизес – пред­ста­ви­тель кон­цеп­ции край­не­го ли­бе­ра­лиз­ма в эко­но­ми­ке, со­глас­но ко­то­рой недо­пу­сти­мой яв­ля­ет­ся любая сте­пень вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства в де­я­тель­ность эко­но­ми­че­ских ин­сти­ту­тов. В книге «Со­ци­а­лизм» Мизес вы­сту­пил как ярый кри­тик со­ци­а­ли­сти­че­ских ме­то­дов «управ­ле­ния эко­но­ми­кой».

 иллюстрация - http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR98AAkzqisiwniQvYUAJzI2WtssDMVScbJvEE_NSW0VP875zbbaI060BSX

Еще одно со­вре­мен­ное эко­но­ми­че­ское те­че­ние – мо­не­та­ризм при­чис­ля­ет­ся к на­прав­ле­ни­ям нео­клас­си­че­ской школы, его вид­ней­шим пред­ста­ви­те­лем яв­ля­ет­ся Ми­л­тон Фрид­ман.

ФРИД­МАН, МИ­Л­ТОН (1912–2006) – аме­ри­кан­ский эко­но­мист, ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии 1976 года «за до­сти­же­ния в об­ла­сти ана­ли­за по­треб­ле­ния, ис­то­рии де­неж­но­го об­ра­ще­ния и раз­ра­бот­ки мо­не­тар­ной тео­рии, а также за прак­ти­че­ский показ слож­но­сти по­ли­ти­ки эко­но­ми­че­ской ста­би­ли­за­ции». 

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQYPGFQOKAgEYlCPa2uSfPKZAi9F81a27HIPUWDWiVRdvSCo41_ - иллюстрация

Ос­нов­ным вкла­дом этого на­прав­ле­ния яв­ля­ет­ся по­дроб­ная про­ра­бот­ка во­про­сов, свя­зан­ных с ме­ра­ми го­су­дар­ствен­ной ан­ти­ин­фля­ци­он­ной по­ли­ти­ки.

Как мы видим, эко­но­ми­че­ская наука пред­став­ля­ет собой ана­лиз спо­со­бов ве­де­ния хо­зяй­ства.

Од­на­ко в на­сто­я­щий мо­мент отож­деств­ле­ние эко­но­ми­ки и хо­зяй­ства яв­ля­ет­ся до­воль­но услов­ным.

Это свя­за­но с тем, что в своем ны­неш­нем виде ка­пи­та­лизм стро­ит­ся во­круг со­вер­ше­ния опе­ра­ций с нема­те­ри­аль­ны­ми то­ва­ра­ми, как это имеет место на фон­до­вых бир­жах (к при­ме­ру, фью­черс­ные кон­трак­ты).

 

До­пол­ни­тель­ный ма­те­ри­ал

Клас­си­че­ская эко­но­ми­че­ская школа

Идеи пред­ста­ви­те­лей клас­си­че­ской эко­но­ми­че­ской школы пред­став­ля­ют собой ос­но­ву мик­ро­эко­но­ми­че­скй тео­рии.

Ж. Б. Сэй яв­ля­ет­ся ав­то­ром тео­рии трех фак­то­ров про­из­вод­ства, к ко­то­рым от­но­сят­ся труд, земля и ка­пи­тал, а также фор­му­ли­ру­ет по­ло­же­ние о том, что спрос равен пред­ло­же­нию, но пред­ло­же­ние яв­ля­ет­ся пер­вич­ным и рож­да­ет спрос. Раз­де­ле­ние эко­но­ми­че­ско­го про­цес­са на че­ты­ре части – про­из­вод­ство, рас­пре­де­ле­ние, обмен и по­треб­ле­ние – также при­над­ле­жит ему.

Д. Ри­кар­до раз­ра­ба­ты­вал ко­ли­че­ствен­ную тео­рию денег, ко­то­рая про­ти­во­по­лож­на но­ми­на­лист­ской. С точки зре­ния но­ми­на­ли­стов, день­ги и их по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том со­гла­ше­ния, их сто­и­мость не за­ви­сит от ма­те­ри­аль­но­го со­дер­жа­ния (т.е. того, что на них можно ку­пить) или от их ко­ли­че­ства.

Ко­ли­че­ствен­ная тео­рия утвер­жда­ет, что по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность де­неж­ной еди­ни­цы и уро­вень цен опре­де­ля­ют­ся ко­ли­че­ством денег в обо­ро­те, т. е. фор­ми­ру­ют пред­став­ле­ние об ин­фля­ции.

Смит счи­та­ет, что труд вли­я­ет толь­ко на из­на­чаль­ную сто­и­мость то­ва­ра, а ито­го­вая скла­ды­ва­ет­ся из до­хо­дов и рас­хо­дов про­из­во­ди­те­ля. По­это­му он раз­ра­ба­ты­ва­ет тео­рию ка­пи­та­ла, ко­то­рый опре­де­ля­ет как одну из двух ча­стей бо­гат­ства, от ко­то­рой ожи­да­ет­ся по­лу­чить доход.

Homo economicus и от­чуж­де­ние че­ло­ве­ка

Эко­но­ми­че­ская тео­рия опе­ри­ру­ет опре­де­лен­ной мо­де­лью че­ло­ве­ка, к ос­нов­ным па­ра­мет­рам ко­то­рой от­но­сят­ся мо­ти­вы и цели его эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная мо­дель  –  «homo economicus», т. е. «че­ло­век эко­но­ми­че­ский», ос­нов­ной по­сту­лат ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век дей­ству­ет ра­ци­о­наль­но и стре­мит­ся по­лу­чить мак­си­маль­ный ре­зуль­тат при ми­ни­маль­ных за­тра­тах, а также об­ла­да­ет сво­бо­дой вы­бо­ра. Такое пред­став­ле­ние об ин­ди­ви­де со­дер­жит в себе опас­ность пре­вра­ще­ния че­ло­ве­ка в по­до­бие ме­ха­низ­ма. Кри­ти­ка этой тен­ден­ции пред­став­ле­на в ра­бо­тах Марк­са, осо­бен­но в  «Эко­но­ми­ко-фи­ло­соф­ских ру­ко­пи­сях 1844 года», где он вво­дит по­ня­тие «от­чуж­де­ние» – по­те­ря связи че­ло­ве­ка с тем, что опре­де­ля­ет его ро­до­вую и ин­ди­ви­ду­аль­ную сущ­ность. Он вы­де­лял че­ты­ре вида от­чуж­де­ния: от про­цес­са труда, от про­дук­та труда, от своей соб­ствен­ной сущ­но­сти и людей друг от друга.

Ве­ли­кая эко­но­ми­че­ская де­прес­сия

Ве­ли­кая эко­но­ми­че­ская де­прес­сия – на­зва­ние про­яв­ле­ния ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ска­о­го кри­зи­са в США в пе­ри­од с 1929 по 1939 год. Выход из кри­зи­са был свя­зан с «новым кур­сом» Ф. Ру­звель­та. Раз­лич­ные эко­но­ми­че­ские на­прав­ле­ния пред­ла­га­ли пре­зи­ден­ту раз­лич­ные меры по пре­одо­ле­нию кри­зи­са.

Так как Ве­ли­кая де­прес­сия была кри­зи­сом пе­ре­про­из­вод­ства, ос­нов­ной за­да­чей было уве­ли­че­ние по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти. Од­на­ко вы­со­кие темпы ин­фля­ции и рост уров­ня без­ра­бо­ти­цы при­во­ди­ли к тому, что по­тре­би­те­ли не со­зда­ва­ли ре­аль­ный спрос на то­ва­ры. Пред­ло­же­ние Кейн­са за­клю­ча­лось в том, что го­су­дар­ство само долж­но вы­сту­пать в ка­че­стве ос­нов­но­го по­тре­би­те­ля. Оно долж­но со­зда­вать за­ка­зы для круп­ных кор­по­ра­ций, что, в свою оче­редь, при­ве­дет к найму до­пол­ни­тель­ной ра­бо­чей силы, и вся­че­ски спо­соб­ство­вать за­ня­то­сти на­се­ле­ния на опла­чи­ва­е­мых об­ще­ствен­ных ра­бо­тах.

Тек­сто­вые снос­ки

СПАР­ТА (Ла­ке­де­мон) древ­не­гре­че­ский полис в Ла­ко­ни­ке (Пе­ло­пон­нес), пре­вра­тив­ший­ся (после за­во­е­ва­ния в VIII–VI вв. до н. э. южной части Пе­ло­пон­не­са) в круп­ное го­су­дар­ство.

РЕ­СУР­СЫ (от франц. ressource - вспо­мо­га­тель­ное сред­ство) – де­неж­ные сред­ства, цен­но­сти, за­па­сы, воз­мож­но­сти, ис­точ­ни­ки средств, до­хо­дов

ПО­ТРЕБ­НОСТЬ – нужда в чем-ли­бо необ­хо­ди­мом для под­дер­жа­ния жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма, че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, со­ци­аль­ной груп­пы, об­ще­ства в целом; по­бу­ди­тель ак­тив­но­сти.

РОБ­БИНС, ЛАЙ­О­НЕЛ (1898–1984) – ан­глий­ский эко­но­мист, пред­ста­ви­тель лон­дон­ской школы по­лит­эко­но­мии. Пред­мет эко­но­ми­че­ской науки видел в ис­сле­до­ва­нии от­но­ше­ний рас­пре­де­ле­ния, ос­но­ван­ных на прин­ци­пах пре­дель­ной по­лез­но­сти тео­рии.

ИДЕ­АЛЬ­НЫЙ ТИП – ме­то­до­ло­ги­че­ская ка­те­го­рия, пред­ло­жен­ная М. Ве­бе­ром для опре­де­ле­ния ста­ту­са кон­цеп­ту­аль­ных средств, при­ме­ня­е­мых в со­ци­аль­ном и ис­то­ри­че­ском по­зна­нии. Такие по­ня­тия, как «ка­пи­та­лизм», «хри­сти­ан­ство», «сред­не­ве­ко­вое го­род­ское хо­зяй­ство» и т. п., по мне­нию Ве­бе­ра, не из­вле­ка­ют­ся из эм­пи­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти как обоб­ще­ние наи­бо­лее часто на­блю­да­е­мых яв­ле­ний, а пред­став­ля­ют собой иде­аль­ный тип – ис­сле­до­ва­тель­ские уто­пии, не име­ю­щие бук­валь­ных ана­ло­гов в дей­стви­тель­но­сти. Они об­ра­зу­ют­ся бла­го­да­ря взгля­ду на эм­пи­ри­че­скую дей­стви­тель­ность с опре­де­лен­ной ис­сле­до­ва­тель­ской по­зи­ции; из­бран­ный ра­курс рас­смот­ре­ния свя­зы­ва­ет раз­роз­нен­ные еди­нич­ные яв­ле­ния в «ли­шен­ный внут­рен­них про­ти­во­ре­чим кос­мос мыс­лен­ных свя­зей».

МНО­КРЕ­ТЬЕН  (ок. 1575–1621) - фран­цуз­ский эко­но­мист, пред­ста­ви­тель мер­кан­ти­лиз­ма. Пер­вым упо­тре­бил тер­мин «по­ли­ти­че­ская эко­но­мия» (1615).

ПРО­МЫШ­ЛЕН­НЫЙ ПЕ­РЕ­ВО­РОТ – пе­ре­ход от ма­ну­фак­ту­ры к ма­шин­но­му про­из­вод­ству. В 60-х гг. XVIII в. – 10–20-х гг. XIX в. пер­вый про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот про­изо­шел в Ве­ли­ко­бри­та­нии. Затем до конца XIX в. в раз­ное время – в США, Фран­ции, Гер­ма­нии, Ита­лии, Япо­нии. В Рос­сии на­ча­ло про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та от­но­сит­ся к пер­вой по­ло­вине XIX в., за­вер­ше­ние – к концу 70-х – на­ча­лу 80-х гг. XIX в.

ПЕТТИ, УИ­ЛЬЯМ (1623–1687) – ан­глий­ский эко­но­мист, ро­до­на­чаль­ник клас­си­че­ской по­лит­эко­но­мии. Ис­точ­ни­ком бо­гат­ства счи­тал сферу про­из­вод­ства. Ос­но­во­по­лож­ник тру­до­вой тео­рии сто­и­мо­сти.

МАРКС КАРЛ (1818–1883) – немец­кий фи­ло­соф, эко­но­мист, пуб­ли­цист и по­ли­ти­че­ский де­я­тель. Со­труд­ни­чал в ра­ди­каль­ных из­да­ни­ях Гер­ма­нии, Фран­ции, Бель­гии, Ан­глии, США, Ав­стрии. С на­ча­ла 50-х гг. жил в Лон­доне как по­ли­ти­че­ский эми­грант. Играл зна­чи­тель­ную роль в раз­ви­тии меж­ду­на­род­но­го ра­бо­че­го дви­же­ния в 60–70-х гг. XIX века. В фи­ло­соф­ском на­сле­дии Марк­са наи­бо­лее зна­чи­мы идеи, от­но­ся­щи­е­ся к ан­тро­по­ло­гии и фи­ло­со­фии ис­то­рии («Эко­но­ми­че­ско-фи­ло­соф­ские ру­ко­пи­си», 1844, «Немец­кая идео­ло­гия», сов­мест­но с Ф. Эн­гель­сом, 1844–1845), слу­жа­щие ос­но­ва­ни­ем его со­цио­ло­ги­че­ских и эко­но­ми­че­ских кон­цеп­ций («Кри­ти­ка по­ли­ти­че­ской эко­но­мии», 1857–1858, «Ка­пи­тал», т. 1, 1867).

ИН­СТИ­ТУТ – ис­то­ри­че­ски сло­жив­ши­е­ся формы ор­га­ни­за­ции и ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ществ, жизни (на­при­мер, семья, ре­ли­гия, об­ра­зо­ва­ние и т. д.), обес­пе­чи­ва­ю­щие вы­пол­не­ние жиз­нен­но важ­ных для об­ще­ства функ­ций, вклю­ча­ю­щие со­во­куп­ность норм, ролей, пред­пи­са­ний, об­раз­цов по­ве­де­ния, спе­ци­аль­ных учре­жде­ний, си­сте­му кон­тро­ля.

КЕЙНС, ДЖОН (1883–1946), ан­глий­ский эко­но­мист  и по­ли­ти­че­ский де­я­тель, ос­но­ва­тель кейн­си­ан­ства, од­но­го из ве­ду­щих на­прав­ле­ний со­вре­мен­ной эко­но­ми­че­ской мысли.

ФЬЮ­ЧЕРС­НЫЙ КОН­ТРАКТ – обя­за­тель­ство ку­пить или про­дать кон­тракт на товар или услу­гу в опре­де­лен­ное время в бу­ду­щем по цене, уста­нов­лен­ной се­год­ня.

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/ekonomika-nauka-i-hozyaystvo?seconds=0&chapter_id=350

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=C2jB4le1rHk

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=KqBw0RnnIBk

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Xor7XtOEHxc

источник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/4259-ekonomika-nauka-i-hozyaystvo-11-klass.html

http://www.youtube.com/watch?v=ZdyzH2ccw_Q

Файлы