11 класс. Обществознание. Рынок.
11 класс. Обществознание. Рынок.
Комментарии преподавателя
Прежде чем начать разговор о том, что такое рынок, необходимо ввести понятие экономической системы.
Экономическая система – это совокупность элементов, которые образуют целостную экономическую структуру общества.
Существует два основных вида экономических систем: административно-командная и рыночная. Они имеют разные названия, например административно-командную часто называют плановой. В целом же говорят, что административно-командная экономика является иерархией, а рыночная – спонтанной.
Любая экономическая система должна давать ответы на три основных вопроса экономики: что производить (какие товары и услуги и в каком количестве необходимы обществу), как производить (какие технологические и экономические стратегии использовать) и для кого производить (какие потребности общества считать первостепенными).
В случае командной экономики решения по вопросам, что и для кого производить, принимает государство и направляет их в виде госзаказов и директив производителям. Они, в свою очередь, имеют некоторую самостоятельность в вопросе о способе производства, но лишь относительную. Государство также занимается и ценообразованием. Хотя такая система отличается стабильностью, у нее есть ряд существенных недостатков. Объем производства, а также сам перечень товаров и услуг определяется государством и зачастую не учитывает реальных интересов потребителей, в связи с чем какие-то товары выпускаются в избытке, а других на рынке, напротив, наблюдается дефицит.
Сами производители не заинтересованы в качестве и эффективности своего труда, так как покупателем для них является государство, которое, выступив в качестве заказчика, в любом случае приобретет его. Внедрение научно-технических разработок происходит медленно, так как государство является посредником в этом процессе. Так же и стабильные цены, поддерживаемые государством, являются не таким уж безусловным плюсом, так как это ограничивает инициативу предпринимателей.
Свободное ценообразование является важнейшим индикатором состояния экономических процессов.
Оно также является отличительной особенностью рыночной экономической системы.
В случае рыночной экономики, что, как и для кого производить, решает фирма, исходя из имеющихся у нее ресурсов и возможных объемов производства. Ее основой является частная собственность и разделение труда. Цена устанавливается как результат двух встречных потоков – предложения товаров и услуг со стороны производителей, т. е. движущей силой выступает экономический интерес: для потребителей это – максимальная полезность, а для производителей – максимальная прибыль.
Рынок выполняет разнообразные функции помимо ценообразующей, такие как информационная, регулирующая, посредническая.
Тем не менее и рыночная экономика не свободна от недостатков, которые экономисты чаще всего называют провалами рынка, или экстерналиями, т. е. его непредвиденными отрицательными побочными эффектами.
Рынок неспособен производить общественные блага и обеспечивать социальные гарантии, он порождает чрезмерную дифференциацию доходов и социальное расслоение.
Также к недостаткам рынка относится то, что его внутренняя логика в итоге приводит к возникновению монополий, которые уничтожают рыночную экономику. Это приводит к необходимости государственного вмешательства в экономику. Такая экономическая система называется смешанной – в ней свободный рынок дополняется активной ролью государства.
Необходимо отметить, что обе основные экономические системы – и командная, и рыночная – являются скорее теоретическими абстракциями, которые упускают реально существующие гибридные объекты.
На практике же мы всегда имеем дело со смешанной экономикой, вопрос лишь в степени и средствах вмешательства государства.
Текстовые сноски
ГОСЗАКАЗ – выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство.
ДИРЕКТИВА – распоряжение, указание вышестоящего органа или должностного лица обязательное к руководству или выполнению.
ДЕФИЦИТ – недостаточность средств, ресурсов или товаров в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.
ПОЛЕЗНОСТЬ – удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности – ютилях (от англ. utility – полезность), выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывания предельной полезности.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, обладающие следующими признаками: практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага, потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим, благо нельзя разложить на отдельные единицы. Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами: маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет; обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.
***************************************************************
Сегодня мы поговорим подробнее о четырех основных инструментах рынка, с помощью которых решаются основные экономические вопросы. Это спрос, предложение, цена и конкуренция.
Спрос представляет собой рыночное выражение потребностей и определяется возможностями покупателей приобрести тот или иной товар или услугу. Спрос имеет количественное измерение, которое фиксируется понятием величина спроса или объем спроса. Это определенное количество данного блага, которое может приобрести данный покупатель в данный период времени по данной цене.
На величину спроса влияют различные факторы. Прежде всего, это цена товара, а также уровень дохода потребителя, его личные предпочтения и ожидания (например, ожидание сезонной распродажи или, наоборот, дефицита товара в связи с кризисом), а также объективные, т. е. внешние условия потребления (например, расположение места продажи тех или иных товаров, число покупателей - очередь и т. п.).
Кроме того, на величину спроса на определенный товар влияют цены на взаимодополняющие товары, которые также называются товары-комплементы (в качестве примера можно привести, например, ноутбук и программное обеспечение к нему, или стиральную машину и порошок). А также взаимозаменяемые товары, или товары-субституты, например сигареты и сигариллы, или твердое и жидкое мыло).
Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях с ростом цены количество товара, которое потребитель способен купить, будет понижаться. Изменение положения точки на кривой спроса означает изменение цены, если же перемещается вся кривая в целом – это связано с влиянием на спрос неценовых факторов. Однако действие этого закона ограниченно – например, в условиях ажиотажного спроса, или при переключении на более дорогие и качественные товары.
Предложение есть рыночное выражение желания и способности продавцов представлять свой товар или услугу на рынке. Существует также и величина или объем предложения – количество товара, которое может предложить данный производитель в данный период времени по данной цене.
К факторам предложения относятся следующие: цена на товар и цена на ресурсы, технологии, налоги и субсидии, количество фирм в отрасли, ожидания производителей, а также внешние условия деятельности.
Закон предложения говорит о том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого товара тем выше, чем выше цена этого товара.
Взаимосвязь спроса и предложения выражается в формировании цены на товар или услугу.
Равновесной ценой называется такая цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
Однако такое равновесие является лишь экономической моделью, надо учитывать то, что в реальности на рынке цены постоянно изменяются.
Рассмотрим график (см. ниже) более подробно.
В зоне 1 мы наблюдаем ситуацию, когда предложение выше спроса, что означает временный избыток товара и условия для постепенного снижения цены. В зоне 2, напротив, спрос превышает предложение, что создает условия для роста цены. Зона 3 представляет собой наиболее положительную ситуацию на рынке, когда происходит движение спроса и предложения на встречу друг другу, здесь наиболее вероятно заключение сделок.
Что касается зоны 4, то она иллюстрирует ситуацию кризиса перепроизводства.
Еще одним важным понятием для анализа рынка является понятие эластичности.
Эластичность – это мера реакции изменения одной величины на изменение другой. Обычно говорят об эластичности спроса по двум факторам – по цене и по доходу. Ценовая эластичность спроса показывает, насколько изменится величина спроса при изменении цены на 1%, аналогичным образом определяется и эластичность спроса по доходу. На ценовую эластичность влияет наличие товара-заместителя, какова доля расходов потребителя на данный товар и какое он имеет значение для него, а также фактор времени – в долгосрочном периоде спрос на большинство товаров является эластичным.
Выделяют различные виды эластичности спроса. Эластичный спрос означает, что при изменении определенного фактора сам спрос изменяется более, чем на 1%.
В противоположном случае, если его изменения меньше 1%, т. е. такое изменение почти отсутствует, речь идет о неэластичном спросе.
Единичная эластичность означает одинаковое процентное изменение интересующего нас фактора и объема спроса. Ситуацию, когда при небольшом изменении цены спрос может или полностью пропасть, или резко начать расти, называют абсолютно эластичным спросом.
В случае, если спрос постоянен при любом изменении цены, мы имеем дело с совершенно неэластичным спросом.
Тот же принцип применяется и для определения эластичности предложения.
Дополнительный материал
Виды товаров
Спрос на товар зависит не только от ценовых факторов. Также имеет значение, о каком именно товаре идет речь. Спрос на так называемые нормальные блага падает, если сокращается доход потребителя или растет их цена. В то же время существуют низшие товары – спрос на них падает при росте доходов потребителя. Особо выделяют блага Гиффена, спрос на них растет вместе с повышением цены, однако они также являются малоцеными товарами. Так происходит потому, что они являются товарами первой необходимости и не имеют равноценного товара-заменителя. Примерами таких товаров являются картофель, рис, чай, соль, табак. Сходная тенденция, а именно рост спроса даже при повышении цены, характерна для еще одного вида экономических благ – товаров Веблена. Однако природа такой зависимости совершенно иная – в данном случае речь идет о так называемом демонстративном, или статусном, потреблении.
Эластичность предложения
Эластичность предложения обычно описывают в зависимости от цены и от временного периода. В краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично, цена растет за счет увеличения спроса, а предложение не изменяется. Это связано с тем, что при имеющихся ресурсах производитель может увеличить выпуск продукции либо за счет сокращения выпуска какого-либо из производимых товаров, либо за счет срочного привлечения дополнительных производственных возможностей. В среднесрочном периоде предложение неэластично, т. е. его объем изменяется на меньшую процентную величину, нежели цена. В долгосрочном периоде предложение чаще всего эластично, так как произвовитель располагает временем, чтобы отреагировать на повышенный спрос производством большего количества товара.
Текстовые сноски
БЛАГА – в данном случае блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.
ДЕФИЦИТ – недостаточность средств, ресурсов или товаров в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.
АЖИОТАЖ - рыночная горячка, обусловленная резкими изменениями конъюнктуры, спроса и предложения, цен товаров, курса ценных бумаг, валютного курса. Возникает в связи с возможностью получения быстрой и большой прибыли, а также возникновения значительных потерь.
СУБСИДИИ – установление налоговых или других льгот.
КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА – периодически повторяющееся относительное перепроизводство товаров, не находящих сбыта вследствие ограниченной платежеспособности населения.
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HkK1H1iTti0
источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/rynochnye-otnoshenija-v-ehkonomike0.html
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/rynok-ch-1
http://900igr.net/datas/ekonomika/TSena/0009-009-Ravnovesnaja-tsena.jpg
http://apgovernment2010.yolasite.com/resources/no-exit-libertarianism-anarchy-for-rich-people.gif
http://microeconomica.economicus.ru/img/ru/galperin/galperin_w15_1.gif
http://www.inventech.ru/pic/microecon-051.gif
http://900igr.net/zip/ekonomika/Ekonomika-proizvodstva.html