6 класс. Математика. Столбчатые диаграммы
6 класс. Математика. Столбчатые диаграммы
Комментарии преподавателя
Введение
Часто нам удобнее воспринимать информацию с помощью картинок, чем набором чисел. Для этого используют диаграммы и графики. В пятом классе мы уже изучили один тип диаграмм – круговые.
Круговая диаграмма
Рис. 1. Круговая диаграмма площадей океанов от общей площади океанов
На рисунке 1 мы видим, что Тихий океан не только самый большой, но и занимает почти точную половину всего мирового океана.
Рассмотрим другой пример.
Четыре ближайшие планеты к Солнцу называются планетами земной группы.
Выпишем расстояние от Солнца до каждой из них.
До Меркурия 58 млн км
До Венеры 108 млн км
До Земли 150 млн км
До Марса 228 млн км
Мы опять можем построить круговую диаграмму. Она будет показывать, какой вклад расстояние для каждой планеты имеет в сумме всех расстояний. Но сумма всех расстояний не имеет для нас смысла. Полный круг не соответствует никакой величине (см. Рис. 2).
Рис. 2 Круговая диаграмма расстояний до Солнца
Так как сумма всех величин не имеет для нас смысла, то и нет смысла строить круговую диаграмму.
Столбчатая диаграмма
Но мы можем изобразить все эти расстояния, используя простейшие геометрические фигуры – прямоугольники, или столбики. Каждой величине будет соответствовать свой столбик. Во сколько раз больше величина, во столько раз выше столбик. Сумма величин нас не интересует.
Чтобы удобно было видеть высоту каждого столбика, начертим декартову систему координат. На вертикальной оси сделаем разметку в миллионах километров.
И теперь построим 4 столбика высотой, соответствующей расстоянию от Солнца до планеты (см. Рис. 3).
До Меркурия 58 млн км
До Венеры 108 млн км
До Земли 150 млн км
До Марса 228 млн км
Рис. 3. Столбчатая диаграмма расстояний до Солнца
Сравним две диаграммы (см. Рис. 4).
Столбчатая диаграмма здесь более полезна.
1.На ней сразу видно наименьшее и наибольшее расстояние.
2.Мы видим, что каждое следующее расстояние увеличивается примерно на одну и ту же величину – 50 млн км.
Рис. 4. Сравнение видов диаграмм
Таким образом, если вы задумались, какую лучше диаграмму вам построить – круговую или столбчатую, то нужно ответить:
Нужна ли вам сумма всех величин? Имеет ли она смысл? Хотите ли видеть вклад каждой величины в общее, в сумму?
Если да, то вам нужна круговая, если нет – то столбчатая.
Сумма площадей океанов имеет смысл – это площадь Мирового океана. И мы строили круговую диаграмму.
Сумма расстояний от Солнца до разных планет не имела для нас смысла. И для нас полезнее оказалась столбчатая.
Задача 1
Построить диаграмму изменения средней температуры за каждый месяц в течение года.
Температура приведена в таблице 1.
Январь |
-18 |
Февраль |
-11 |
Март |
2 |
Апрель |
7 |
Май |
14 |
Июнь |
20 |
Июль |
21 |
Август |
18 |
Сентябрь |
15 |
Октябрь |
9 |
Ноябрь |
6 |
Декабрь |
-8 |
Табл. 1
Если сложить все температуры, то полученное число не будет иметь для нас большого смысла. (Смысл будет, если мы ее разделим на 12 – получим среднегодовую температуру, но это не тема нашего урока.)
Итак, будем строить столбчатую диаграмму.
Минимальное значение у нас – -18, максимальное – 21.
Значит, на вертикальной оси будет достаточно значений, от –20 до +25 например.
Теперь изобразим 12 столбиков для каждого месяца.
Столбики, соответствующие отрицательной температуре, рисуем вниз (см. Рис. 5).
Рис. 5. Столбчатая диаграмма изменения средней температуры за каждый месяц в течение года
Что показывает эта диаграмма?
Легко увидеть самый холодный месяц и самый теплый. Видно конкретное значение температуры за каждый месяц. Видно, что самые теплые летние месяцы отличаются друг от друга меньше, чем осенние или весенние.
Итак, чтобы построить столбчатую диаграмму, нужно:
1) Начертить оси координат.
2) Посмотреть на минимальное и максимальное значение и сделать разметку вертикальной оси.
3) Изобразить столбики для каждой величины.
Посмотрим, какие неожиданности могут возникать при построении.
Пример 1
Построить столбчатую диаграмму расстояний от Солнца до ближайших 4-х планет и ближайшей звезды.
Про планеты мы уже знаем, а ближайшая звезда – Проксима Центавра (см. Табл. 2).
До Меркурия |
58 |
До Венеры |
108 |
До Земли |
150 |
До Марса |
228 |
До Проксимы Центавра |
40 000 000 |
Табл. 2
Все расстояния снова указаны в миллионах километров.
Строим столбчатую диаграмму (см. Рис. 6).
Рис. 6. Столбчатая диаграмма расстояния от солнца до планет земной группы и ближайшей звезды
Но расстояние до звезды так огромно, что на его фоне расстояния до четырех планет становятся неразличимы.
Диаграмма потеряла всякий смысл.
Вывод такой: нельзя строить диаграмму по данным, которые отличаются друг от друга в тысячи или более раз.
А что делать?
Нужно разбить данные на группы. Для планет построить одну диаграмму, как мы делали, для звезд – другую.
Пример 2
Построить столбчатую диаграмму для температур плавления металлов (см. Табл. 3).
Медь |
1083 |
Серебро |
960 |
Золото |
1063 |
Табл. 3. Температуры плавления металлов
Если построить диаграмму, то мы почти не видим разницу между медью и золотом (см. Рис. 7).
Рис. 7. Столбчатая диаграмма температур плавления металлов (градировка с 0 градусов)
У всех трех металлов температура достаточно высокая. Область диаграммы ниже 900 градусов нам неинтересна. Но тогда эту область лучше и не изображать.
Начнем градуировку с 880 градусов (см. Рис. 8).
Рис. 8. Столбчатая диаграмма температур плавления металлов (градуировка с 880 градусов)
Это позволило нам более точно изобразить столбики.
Теперь нам хорошо видны эти температуры, а также какая больше и на сколько. То есть мы просто отрезали нижние части столбиков и изобразили только верхушки, но в приближении.
То есть если все значения начинаются с достаточно большого, то и градуировку можно начать с этого значения, а не с нуля. Тогда диаграмма окажется более наглядной и полезной.
Электронные таблицы
Ручное рисование диаграмм – достаточно долгое и трудоемкое занятие. Сегодня, чтобы быстро сделать красивую диаграмму любого типа, используют электронные таблицы Excel или аналогичные программы, например Google Docs.
Нужно внести данные, а программа сама построит диаграмму любого типа.
Построим диаграмму, иллюстрирующую для какого числа людей какой язык является родным.
Данные взяты из Википедии. Запишем их в таблицу Excel (см. Табл. 4).
Английский |
500 |
Арабский |
300 |
Испанский |
425 |
Китайский |
1200 |
Немецкий |
120 |
Португальский |
230 |
Русский |
160 |
Французский |
75 |
Табл. 4
Выделим таблицу с данными. Посмотрим на типы предлагаемых диаграмм.
Здесь есть и круговые, и столбчатые. Построим и ту и другую.
Круговая (см. Рис. 9):
Рис. 9. Круговая диаграмма долей языков
Столбчатая (см. Рис. 10)
Рис. 10. Столбчатая диаграмма, иллюстрирующая, для какого числа людей какой язык является родным
Какая нам диаграмма нужна – необходимо будет решать каждый раз. Готовую диаграмму можно скопировать и вставить в любой документ.
Как видите, сегодня создавать диаграммы не составляет никакого труда.
Применение диаграмм в реальной жизни
Посмотрим, как в реальной жизни диаграмма помогает. Вот информация по количеству уроков по основным предметам в шестом классе (см. Табл. 5).
Учебные предметы |
6 класс |
|
Количество уроков в неделю |
Количество уроков в год |
|
Русский язык |
6 |
210 |
Литература |
2 |
70 |
Английский язык |
3 |
105 |
Математика |
5 |
175 |
История |
2 |
70 |
Обществознание |
1 |
35 |
География |
1 |
35 |
Биология |
2 |
70 |
Музыка |
1 |
35 |
Табл. 5
Не очень удобно для восприятия. Ниже изображена диаграмма (см. Рис. 11).
Рис. 11. Количество уроков за год
А вот она же, но данные расположены по убыванию (см. Рис. 12).
Рис. 12. Количество уроков за год (по убыванию)
Теперь мы прекрасно видим, каких уроков больше всего, каких меньше всего. Видим, что количество уроков английского языка в два раза меньше русского, что логично, ведь русский – наш родной язык и говорить, читать, писать на нем, нам приходится намного чаще.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/koordinaty-na-ploskosti/stolbchatye-diagrammy
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=uk6mGQ0rNn8
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=WbhztkZY4Ds
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Lzj_3oXnvHA
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=R-ohRvYhXac
источник презентации - http://ppt4web.ru/geometrija/stolbchatye-diagrammy0.html