Внутренняя политика Екатерины II. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Внутренняя политика Екатерины II. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Комментарии преподавателя

Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Ека­те­ри­ны II

1. Введение

К мо­менту ее во­ца­ре­ния стра­на пе­ре­жи­ва­ла упа­док кре­стьян­ско­го хо­зяй­ства, от­сут­ство­вал рынок сво­бод­ной ра­бо­чей силы для раз­ви­тия ма­ну­фак­тур­но­го про­из­вод­ства, не хва­та­ло денег в каз­не. Это тре­бо­ва­ло рас­ши­ре­ния сво­бо­ды пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти, ослаб­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля над эко­но­ми­кой, во­вле­че­ния боль­ше­го числа на­се­ле­ния стра­ны в сво­бодную эко­но­ми­че­скую де­я­тель­ность и в по­ли­ти­че­скую жизнь. Такой под­ход был бли­зок самой Ека­те­рине, хо­ро­шо зна­ко­мой с тру­да­ми фран­цуз­ских про­све­ти­те­лей. Но, с дру­гой сто­ро­ны, на­растание на­род­но­го недо­воль­ства, вы­лив­ше­го­ся в кре­стьян­скую войну под пред­во­ди­тель­ством Е. И. Пу­га­чё­ва, ре­во­лю­ци­он­ный взрыв во Фран­ции, кри­ти­ка кре­пост­ни­че­ских по­ряд­ков и про­па­ган­да ли­бе­раль­ных идей рус­ски­ми про­све­ти­те­ля­ми Н. И. Но­ви­ко­вым и А. И. Ра­ди­ще­вым тре­бо­ва­ли по­сте­пен­но­сти и осто­рож­но­сти в про­ве­де­нии ре­форм, а порой вели к уже­сто­че­нию внут­рен­ней по­ли­ти­ки. Кроме того, Ека­те­ри­на была вы­нуж­де­на счи­тать­ся с тем, что она при­ш­ла к вла­сти, не имея за­кон­ных прав на пре­стол. По­это­му осто­рож­ность тре­бо­ва­лась ей и для того, чтобы из­бе­жать но­во­го двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та. Все это де­ла­ло внут­рен­нюю по­ли­ти­ку им­пе­ра­три­цы про­ти­во­ре­чи­вой: одни ее ме­ро­при­я­тия были в духе «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», а дру­гие на­прав­ле­ны на уси­ле­ние ре­прес­сив­ных мер.

Императрица Екатерина II

Рис. 1. Им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II

Идеи «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма» были раз­ра­бо­та­ны в со­чи­не­ни­ях вы­да­ю­щих­ся фран­цуз­ских мыс­ли­те­лей Воль­те­ра, Мон­те­с­кье, Дидро, Руссо. Ос­нов­ным мо­ти­вом у них была кри­ти­ка фе­о­даль­но­го об­ще­ства со всеми его по­ро­ка­ми. Они от­ста­и­ва­ли мысль о том, что каж­дый че­ло­век рож­да­ет­ся сво­бод­ным, вы­сту­па­ли за уни­что­же­ние сред­не­ве­ко­вых форм экс­плу­а­та­ции и дес­по­ти­че­ско­го го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Со­глас­но раз­ра­бо­тан­ной про­све­ти­те­ля­ми тео­рии «об­ще­ствен­но­го до­го­во­ра», народ де­ле­ги­ру­ет часть свои пол­но­мо­чий, при­над­ле­жа­щих ему по «есте­ствен­но­му праву», пра­ви­те­лям, и таким об­ра­зом в об­ще­стве обес­пе­чи­ва­ет­ся раз­де­ле­ние функ­ций: одни за­ни­ма­ют­ся про­из­во­ди­тель­ным тру­дом, дру­гие — обо­ро­ной, тре­тьи управ­ля­ют стра­ной. Кри­ти­ке под­вер­га­лась и ка­то­ли­че­ская цер­ковь. Про­све­ти­те­ли пред­ла­га­ли ли­шить ее зе­мель­ной соб­ствен­но­сти и права ак­тив­но вме­ши­вать­ся в по­ли­ти­ку.

Ека­те­ри­на II во мно­гом раз­де­ля­ла эти идеи, но имела свое ви­де­ние по­ли­ти­ки «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», ко­то­рое из­ло­жи­ла в «На­ка­зе» Уло­жен­ной ко­мис­сии. Она от­верг­ла идею «есте­ствен­но­го права» и «об­ще­ствен­но­го до­го­во­ра», счи­тая, что в Рос­сии глав­ным спо­со­бом ор­га­ни­за­ции об­ще­ства может быть толь­ко неогра­ни­чен­ная власть мо­нар­ха (но «про­све­щен­но­го мо­нар­ха», «фи­ло­со­фа на троне»), ко­то­рый раз­ра­бо­та­ет иде­аль­ную си­сте­му за­ко­нов. По­мощь «про­све­щен­но­му мо­нар­ху» в управ­ле­нии го­су­дар­ством долж­ны ока­зы­вать дво­ряне.

Не кри­ти­куя места и роли пра­во­слав­ной церк­ви в об­ще­стве, им­пе­ра­три­ца вслед за фран­цуз­ски­ми про­све­ти­те­ля­ми вы­сту­пи­ла с идеей пе­ре­да­чи в го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние мона­стырских и цер­ков­ных зе­мель (се­ку­ля­ри­за­ции). В 1764 г. был издан указ о се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель и пе­ре­во­де 2 млн мо­на­стыр­ских кре­стьян в ка­тегорию го­су­дар­ствен­ных. Ос­нов­ны­ми ме­ро­при­я­ти­я­ми Екате­рины в русле по­ли­ти­ки «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма» стали:

- учре­жде­ние дво­рян­ско­го Воль­но­го эко­но­ми­че­ско­го обще­ства (1765 г.);

- упо­ря­до­че­ние кре­стьян­ских по­вин­но­стей в за­пад­ных (при­балтийских) гу­бер­ни­ях;

- предо­став­ле­ние права от­кры­тия пред­при­я­тий без разреше­ния пра­ви­тель­ства (1775 г.);

- се­ку­ля­ри­за­ция цер­ков­ных вла­де­ний на Укра­ине (1786 г.);

- раз­ре­ше­ние всем же­ла­ю­щим за­ни­мать­ся про­мыс­ла­ми (1767 г.);

- за­пре­ще­ние пуб­лич­ной про­да­жи кре­пост­ных кре­стьян за долги по­ме­щи­ков (1771 г.);

- раз­ре­ше­ние со­зда­ния воль­ных ти­по­гра­фий (1783 г.);

- на­ча­ло про­ве­де­ния школь­ной ре­фор­мы (1786 г.) и др.

Едва ли не самым круп­ным ме­ро­при­я­ти­ем им­пе­ра­три­цы в духе по­ли­ти­ки «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма» стал созыв ко­миссии для раз­ра­бот­ки но­во­го свода за­ко­нов, ко­то­рый дол­жен был за­ме­нить дей­ство­вав­шее до того вре­ме­ни Со­бор­ное уло­жение 1649 г. Такие по­пыт­ки пред­при­ни­ма­ли и Петр I, и его дочь Ели­за­ве­та. Но, в от­ли­чие от них, Ека­те­ри­на ре­ши­ла при­влечь к раз­ра­бот­ке этого до­ку­мен­та не толь­ко правительствен­ных чи­нов­ни­ков, но и вы­бор­ных де­пу­та­тов от со­сло­вий. Де­путаты из­би­ра­лись от го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний (по од­но­му от каж­до­го); от дво­рян (по од­но­му от уезда); от ку­пе­че­ства (по од­но­му от го­ро­да), а также от го­су­дар­ствен­ных кре­стьян, ясач­ных людей, ка­за­ков и ко­че­вых пле­мен (по од­но­му от провин­ции). От ду­хо­вен­ства был лишь один пред­ста­ви­тель от Сино­да. Кре­пост­ные кре­стьяне (со­став­ляв­шие тогда 53 % всего кре­стьян­ства) не имели права из­би­рать своих де­пу­та­тов (счи­талось, что их ин­те­ре­сы будут пред­став­лять по­ме­щи­ки). Зато такое право впер­вые по­лу­чи­ли го­су­дар­ствен­ные кре­стьяне и пред­ста­ви­те­ли нерус­ских на­ро­дов По­вол­жья, Урала и Сиби­ри. Каж­дый де­пу­тат имел наказ от своих из­би­ра­те­лей. 30 июля 1767 г. в Мос­ков­ском Крем­ле для ра­бо­ты в ко­миссии со­бра­лись 564 де­пу­та­та, при­вез­шие 1465 на­ка­зов с мест. 40 % де­пу­та­тов со­став­ля­ли дво­ряне. В дво­рян­ских на­ка­зах им­ператрицу про­си­ли упро­стить куп­лю-про­да­жу име­ний, уси­лить меры по ро­зыс­ку бег­лых кре­стьян, со­здать на ме­стах ор­ганы дво­рян­ско­го са­мо­управ­ле­ния. Ку­пе­че­ство вы­сту­па­ло за по­лу­че­ние мо­но­по­лии на тор­гов­лю в го­ро­дах и ли­ше­ние дво­рян и кре­стьян права тор­го­вать там. Оно хо­да­тай­ство­ва­ло о рас­про­стра­не­нии на куп­цов ряда дво­рян­ских при­ви­ле­гий: осво­бож­де­нии от те­лес­ных на­ка­за­ний, вла­де­нии крепостны­ми кре­стья­на­ми, по­куп­ке кре­стьян для ра­бо­ты на мануфак­турах. Де­пу­та­ты от го­су­дар­ствен­ных кре­стьян жа­ло­ва­лись на нехват­ку земли, при­тес­не­ния со сто­ро­ны по­ме­щи­ков и за­водчиков, вы­со­кие на­ло­ги. Пред­ста­ви­те­ли нерус­ских на­ро­дов тре­бо­ва­ли урав­не­ния их в пра­вах с рус­ски­ми. Про­ра­бо­тав пол­то­ра года и не при­няв ни­ка­ких ре­ше­ний, ко­мис­сия была «вре­мен­но» распу­щена в связи с на­чав­шей­ся рус­ско-ту­рец­кой вой­ной. Боль­ше она не со­зы­ва­лась.

Уложенная комиссия

Рис. 2. Уло­жен­ная ко­мис­сия

Воз­ве­ден­ная на пре­стол дво­рян­ской гвар­ди­ей, Ека­те­ри­на опи­ра­лась на дво­рян в те­че­ние всего цар­ство­ва­ния. В их ин­тересах был про­ве­ден ряд важ­ных ме­ро­при­я­тий:

1.    Ука­зом 1765 г. было раз­ре­ше­но ссы­лать кре­стьян не толь­ко на по­се­ле­ние в Си­бирь, но и на ка­тор­гу. Срок ка­торж­ных работ мог уста­нав­ли­вать сам по­ме­щик. Ссыл­кой на катор­гу ка­ра­лись те­перь по­пыт­ки кре­пост­ных жа­ло­вать­ся на сво­его по­ме­щи­ка.

Гравюра Х. Гейслера (XVIII в.). Наказание батогами дворового в присутствии помещика

Рис. 3. Гра­вю­ра Х. Гей­сле­ра (XVIII в.). На­ка­за­ние ба­то­га­ми дво­ро­во­го в при­сут­ствии по­ме­щи­ка

2.    Про­дол­жи­лось на­ча­тое при Ели­за­ве­те ге­не­раль­ное межева­ние зе­мель, объ­яв­ляв­шее соб­ствен­но­стью по­ме­щи­ков все за­хва­чен­ные ими ранее земли (в целом ге­не­раль­ное ме­же­ва­ние при­нес­ло дво­ря­нам 50 млн де­ся­тин земли).

3.    За 1762–1796 гг. дво­ря­нам было по­жа­ло­ва­но 800 тыс. го­су­дар­ствен­ных кре­стьян.

4.    Для укреп­ле­ния дво­рян­ской мо­но­по­лии на землю про­мыш­лен­ни­кам было за­пре­ще­но по­ку­пать кре­пост­ных кре­стьян для ра­бо­ты на пред­при­я­ти­ях.

5.    В 1782 г. был от­ме­нен указ о «гор­ной сво­бо­де», со­глас­но ко­то­ро­му право на раз­ра­бот­ку руд­ных ме­сто­рож­де­ний при­над­ле­жа­ло тому, кто их об­на­ру­жит. Те­перь дво­ряне объ­яв­ля­лись соб­ствен­ни­ка­ми не толь­ко земли, но и ее недр.

6.    В 1763 г. Ека­те­ри­на воз­ло­жи­ла все рас­хо­ды, свя­зан­ные с со­дер­жа­ни­ем во­ин­ских ко­манд, при­слан­ных для усми­ре­ния кре­стьян­ских вы­ступ­ле­ний, на самих кре­стьян.

7.    В 1783 г. на Укра­ине был за­пре­щен пе­ре­ход кре­стьян от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му. Это озна­ча­ло вве­де­ние кре­пост­но­го права, ко­то­ро­го пре­жде здесь не было.

В ап­ре­ле 1785 г. была из­да­на «Жа­ло­ван­ная гра­мо­та дво­рян­ству», где были со­бра­ны во­еди­но и под­твер­жде­ны все при­ви­ле­гии, дан­ные дво­ря­нам после смер­ти Петра I. Кроме того, Ека­те­ри­на II раз­ре­ши­ла со­зда­вать дво­рян­ские об­ще­ства в гу­бер­ни­ях и уез­дах. Один раз в три года со­би­ра­лись дво­рян­ские со­бра­ния, на ко­то­рых из­би­ра­лись уезд­ные и гу­берн­ские пред­во­ди­те­ли дво­рян­ства. Они имели право об­ра­щать­ся к гу­бер­на­то­рам и на­мест­ни­кам со сво­и­ми нуж­да­ми и на­прав­лять хо­да­тай­ства в выс­шие ор­га­ны вла­сти и к им­пе­ра­три­це.

Тогда же была об­на­ро­до­ва­на «Жа­ло­ван­ная гра­мо­та го­ро­дам», в со­от­вет­ствии с ко­то­рой все на­се­ле­ние го­ро­дов де­ли­лось на шесть раз­ря­дов, опре­де­ля­лась струк­ту­ра го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния (со­бра­ние го­род­ско­го об­ще­ства, го­род­ской го­ло­ва, го­род­ская дума и др.). Кре­стьян­ское вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ством Пу­га­чё­ва и ре­во­лю­ци­он­ные со­бы­тия во Фран­ции при­ве­ли к уже­сто­че­нию внут­рен­ней по­ли­ти­ки. В 1775 г. была про­ве­де­на гу­берн­ская ре­фор­ма. Ко­ли­че­ство гу­бер­ний уве­ли­чи­лось с 23 до 50. Эта ре­фор­ма при­ве­ла к уси­ле­нию кон­тро­ля вла­стей над на­се­ле­ни­ем стра­ны. Впер­вые были со­зда­ны со­слов­ные су­деб­ные ор­га­ны на ме­стах: уезд­ный суд для дво­рян, го­род­ской ма­ги­страт для го­ро­жан и ниж­няя рас­пра­ва для го­су­дар­ствен­ных кре­стьян (суд над кре­пост­ны­ми вер­шил сами по­ме­щик). Были лик­ви­ди­ро­ва­ны За­по­рож­ская Сечь и остат­ки са­мо­управ­ле­ния на Укра­ине (1775 г.). Ре­во­лю­ция во Фран­ции при­ве­ла к вве­де­нию стро­гой цен­зу­ры и за­кры­тию воль­ных ти­по­гра­фий. За пуб­ли­ка­цию «Пу­те­ше­ствия из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» А. Н. Ра­ди­щев был при­го­во­рен к смерт­ной казни, за­ме­нен­ной де­ся­ти­лет­ней си­бир­ской ссыл­кой. Из­вест­но­го из­да­те­ля и пи­са­те­лям Н. И. Но­ви­ко­ва Ека­те­ри­на при­ка­за­ла за­то­чить на 15 лет в Шлис­сель­бург­скую кре­пость. Все это сви­де­тель­ство­ва­ло о за­вер­ше­нии по­ли­ти­ки «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма».

Радищев

Рис. 4. А. Н. Ра­ди­щев

Таким об­ра­зом, внут­рен­няя по­ли­ти­ка Ека­те­ри­ны II но­си­ла про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер, про­во­ди­лась в ин­те­ре­сах дво­рян­ства — со­ци­аль­ной опоры са­мо­дер­жа­вия.

 До­маш­нее за­да­ние для за­креп­ле­ния ма­те­ри­а­ла о по­ли­ти­ке Ека­те­ри­ны II:

1. Какие фак­то­ры ока­за­ли вли­я­ние на внут­рен­нюю по­ли­ти­ку Ека­те­ри­ны II?

2.  Какие на­чи­на­ния Ека­те­ри­ны II можно от­не­сти к по­ли­ти­ке «про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма»?

3. Для чего со­зда­ва­лась Уло­жен­ная ко­мис­сия? Ка­ко­вы ре­зуль­та­ты ра­бо­ты Уло­жен­ной ко­мис­сии?

4. По­че­му время прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II на­зы­ва­ют «зо­ло­тым веком» рос­сий­ско­го дво­рян­ства?

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
http://www.youtube.com/watch?v=4PouMYKFD7o

Файлы