10 класс. Алгебра. Тригонометрические функции. Функции у=sinx, y=cosx, их свойства, графики, типовые задачи.

10 класс. Алгебра. Тригонометрические функции. Функции у=sinx, y=cosx, их свойства, графики, типовые задачи.

Комментарии преподавателя

Функ­ция y=sint, её свой­ства и ти­по­вые за­да­чи

 1. Тема урока, введение

На про­шлом уроке мы рас­смот­ре­ли ос­нов­ные свой­ства функ­ции  и сей­час ис­поль­зу­ем их при ре­ше­нии задач.

 2. Поведение функции y=sint на промежутке [-π/2; π/2]

По­дроб­но рас­смот­рим по­ве­де­ние функ­ции на про­ме­жут­ке и от­ме­тим ос­нов­ные точки (рис. 1).

Те­перь те же точки по­ме­стим в чис­ло­вую окруж­ность на от­рез­ке  (рис. 2).

От­ме­тим неко­то­рые осо­бен­но­сти функ­ции  при 

1) Мо­но­тон­ное воз­рас­та­ние функ­ции от  до 

2) Функ­ция про­бе­га­ет все свои воз­мож­ные зна­че­ния, 

 3. Решение типовых задач

Рас­смот­рим несколь­ко задач, при ре­ше­нии ко­то­рых очень важ­ное зна­че­ние имеет мо­но­тон­ность функ­ции.

За­да­ча 1.

a) Найти наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции на от­рез­ке 

Ре­ше­ние:

Функ­ция мо­но­тон­но воз­рас­та­ет на ука­зан­ном про­ме­жут­ке, зна­чит, наи­боль­шее зна­че­ние при­ни­ма­ет на пра­вом конце от­рез­ка,   (рис. 3).

b) Найти наи­мень­шее зна­че­ние функ­ции  на от­рез­ке 

Ре­ше­ние:

Функ­ция мо­но­тон­но воз­рас­та­ет на ука­зан­ном от­рез­ке, зна­чит, наи­мень­шее зна­че­ние при­ни­ма­ет на его левом конце,   (рис. 3).

Ответ: a) 1;  b) 

За­да­ча 2. Если ар­гу­мент ме­ня­ет­ся в за­дан­ных пре­де­лах, то най­ди­те, в каких пре­де­лах ме­ня­ет­ся функ­ция . Найти наи­мень­шее и наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции.

a) 

Ре­ше­ние:

Функ­ция  мо­но­тон­но воз­рас­та­ет на  от­рез­ке  зна­чит,

 (рис. 4).

Ответ: 

b) 

Ре­ше­ние:

На за­дан­ном про­ме­жут­ке функ­ция немо­но­тон­на (рис. 5).

На гра­фи­ке мы видим, что функ­ция ме­ня­ет­ся в пре­де­лах 

Ответ: 

За­да­ча 3. Найти ко­ли­че­ство ре­ше­ний урав­не­ния  на про­ме­жут­ке 

Ре­ше­ние:

На за­дан­ном про­ме­жут­ке функ­ция мо­но­тон­на, зна­чит, каж­дое свое зна­че­ние она при­ни­ма­ет при един­ствен­ном зна­че­нии ар­гу­мен­та (рис. 1). По­это­му урав­не­ние на дан­ном от­рез­ке имеет един­ствен­ное ре­ше­ние.

 4. Монотонность функции на промежутке [-π/2; π/2]

Важ­ней­шая осо­бен­ность функ­ции  на от­рез­ке  мо­но­тон­ность функ­ции. По­это­му и пря­мая и об­рат­ная за­да­чи тут имеют одно ре­ше­ние.

1. Пря­мая за­да­ча – за­дан­но­му зна­че­нию ар­гу­мен­та со­от­вет­ству­ет един­ствен­ное зна­че­ние функ­ции.

На­при­мер: 

2. Об­рат­ная за­да­ча – за­дан­ное зна­че­ние мо­но­тон­ной функ­ции до­сти­га­ет­ся толь­ко при одном зна­че­нии ар­гу­мен­та.

На­при­мер: Если 

Если 

Если 

За­да­ча 4. По­стро­ить гра­фик функ­ции 

Ре­ше­ние:

По­стро­им гра­фик функ­ции  В силу пе­ри­о­дич­но­сти до­ста­точ­но будет рас­смот­реть гра­фик на участ­ке 

Для по­лу­че­ния ис­ко­мо­го гра­фи­ка кри­вую  необ­хо­ди­мо сдви­нуть на  впра­во по оси x (рис. 6).

Вспом­ним общее пра­ви­ло: Кри­вая  по­лу­ча­ет­ся сдви­гом кри­вой  на  впра­во по оси x.

За­да­ча 5. Найти наи­боль­шее и наи­мень­шее зна­че­ния функ­ции  на от­рез­ке 

Ре­ше­ние (рис. 7).

Ответ: 

 5. Задачи на преобразование графиков функций

За­да­ча 6. Найти пре­де­лы из­ме­не­ния функ­ции  на от­рез­ке 

Ре­ше­ние (рис. 8).

Ответ: 

За­да­ча 7. Найти все зна­че­ния па­ра­мет­ра, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ния имеют хотя бы одно ре­ше­ние.

a) 

b)  

Ре­ше­ние:

a) Решим за­да­чу гра­фи­че­ским спо­со­бом.

По­стро­им гра­фик функ­ции  на участ­ке Для этого необ­хо­ди­мо по­стро­ить гра­фик функ­ции  отоб­ра­зить его сим­мет­рич­но от­но­си­тель­но оси x и сдви­нуть на 1 вверх по оси y (рис. 9).

Чтобы урав­не­ние имело хотя бы одно ре­ше­ние, гра­фик дол­жен пе­ре­се­кать­ся пря­мой  хотя бы в одной точке.

Ответ: 

b) По­стро­им гра­фик функ­ции  (рис. 10).

Ответ: 

За­да­ча 8. Найти число ре­ше­ний урав­не­ния 

Ре­ше­ние:

По­стро­им в одних ко­ор­ди­нат­ных осях гра­фи­ки функ­ций 

Гра­фик функ­ции  па­ра­бо­ла , сдви­ну­тая на  впра­во по оси x (рис. 11).

На про­ме­жут­ке  воз­рас­та­ет, а убы­ва­ет. Зна­чит, на этом про­ме­жут­ке есть толь­ко одно ре­ше­ние урав­не­ния .

На про­ме­жут­ке   убы­ва­ет, воз­рас­та­ет, зна­чит, ре­ше­ние урав­не­ния на этом про­ме­жут­ке также един­ствен­ное. Всего урав­не­ние имеет два ре­ше­ния.

Ответ: Два ре­ше­ния.

За­да­ча 9. Ре­шить урав­не­ние 

Ре­ше­ние:

По­стро­им гра­фи­ки функ­ций  (рис. 12).

На ри­сун­ке видно, что по­стро­ен­ные гра­фи­ки функ­ций имеют толь­ко одну общую точку с абс­цис­сой 

Ответ: 

 6. Вывод, заключение

Мы рас­смот­ре­ли гра­фик функ­ции  по­дроб­но изу­чи­ли осо­бен­но­сти ее по­ве­де­ния на про­ме­жут­ке  ис­поль­зо­ва­ли осо­бен­но­сти и свой­ства функ­ции при ре­ше­нии задач, в том числе и задач с па­ра­мет­ром.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/10-klass/trigonometricheskie-funkcii/funktsiya-y-sinx-eyo-svoystva-grafik-i-tipovye-zadachi

http://www.youtube.com/watch?v=deeOFMi_uwM

http://www.youtube.com/watch?v=C-Ftefg7G3Q

http://powpt.ru/uploads/posts/2013-08/1377622534_5.png

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/50/49678/img9.jpg

http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/10/10_a_mord_baz.pdf

http://vklasse.org/10-klass/reshebniki/algebra/ag-mordkovich-2009-zadachnik

Файлы