Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )
Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )
Комментарии преподавателя
Тема: Морфологический разбор имени существительного.
Цели урока:
- Обобщение и углубление знаний об именах существительных.
- Закрепление умений в распознавании имен существительных одушевлённых и неодушевлённых, нарицательных и собственных; имен существительных мужского, женского и среднего рода, имен существительных единственного и множественного числа.
- Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор имени существительного.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Запись числа, классной работы, темы урока.
II. Повторение изученного
Объяснить написания слов, указав падеж и склонение.
Шли от деревн…, стоял на алле…., выступал на лекци…, о внимани…. на урок.., добежал до рощ.., устроился на площадк.., о космическом корабл…
Последнее словосочетание подскажет Вам, какие слова мы сегодня на уроке сделаем ключевыми. Сегодня отправимся в космос с именем существительным.
III. Словарная работа
РАКЕТА
1. Лексическое значение слова проверим по толковому словарю стр. ..
2. Составить словосочетания и разобрать (найти главное и зависимое слово, задать вопрос)
Быстрая ракета (именное)
Ракета в космосе (именное)
Взлететь на ракете (глагольное)
IV. Физкультминутка
Перед следующим заданием – составлением предложения и синтаксическим разбором – повторим члены предложения. Главные: подлежащее и сказуемое, на какие вопросы отвечают, как подчёркиваются ( показываем руками, энергично разводя в стороны) второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство- на какие вопросы отвечают и как подчёркиваются- показываем руками пунктир или волну, или пунктир с точкой, энергично поворачиваясь в разные стороны.
V. Упражнения по закреплению материала
1. Составить простое предложение с однородными членами, используя словосочетания на космическую тематику.
Быстрая ракета оторвалась от земли и исчезла за облаками (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложн. однородными сказуемыми).
2. Составить сложное предложение, используя предложенные выше словосочетания. Составить схему и записать её в тетрадь.
Стремительная ракета оказалась в воздухе, а на Земле учёные продолжают следить за ней.
3. Ответить на вопросы:
а) Чем простое предложение отличается от сложного предложения?
б) Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?
в) Чем двусоставное предложение отличается от односоставного?
4. Составить словосочетания, ставя имена прилагательные в нужном падеже:
Интересный (кино, конферансье) интересное кино, интересный конферансье
Быстрый (кенгуру, метро) быстрый кенгуру, быстрое метро
Тёплый (пальто, кофе) тёплое пальто, тёплый кофе.
5. Найти лишнее слово (устно) и объяснить, почему оно лишнее:
Бремя, время, солнце, имя (разносклоняемые сущ.).
Луч, камыш, ночь, мяч (все сущ. мужского рода).
Луж, задач, туч, ключ ( все сущ. множественного числа).
Москва, Курск, «Правда», Минск ( собственные имена сущ. городов).
Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).
Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой – космос)
6. Сообщение учащихся – участников нашего полёта в мир существительного об именах собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых с примерами.
7. Раскрыть скобки, изменяя фамилии авторов. Объяснить написание.
Романы (Стефан Цвейг), книги (Жюль Верн), (Джек Лондон), (Тарас Шевченко), писательницы (Этель Войнич).
Романы Стефана Цвейга – м.р., книги Жюль Верна – м.р., Джека Лондона – м.р., Тараса Шевченко, писательницы Этель Войнич – ж.р.
Все эти произведения могут быть нужны на бору космического лайнера.
VI. Введение в тему урока
Задача сегодняшнего путешествия:
- Повторить признаки существительного.
- Синтаксическую роль в предложении.
- Научиться грамотно выполнять письменный разбор имени существительного.
Обратите внимание на карту галактики «Имя существительное». (На парте одна карта для ознакомления)
- Планеты и их спутники – морфологические признаки имени существительного.
- Всё ли мы повторили? (Падежи)
- Назовите падежи по порядку с вопросами.
- Почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого? (У существительных есть постоянные и непостоянные признаки)
VII . Работа с учебником
Откроем учебник страница .., посмотрим план разбора имени существительного.
- Назовите постоянные признаки?
- Назовите непостоянные признаки?
- Каким членом предложения может быть выражено имя существительное?
Из предложения, которое мы составили в начале урока возьмём для разбора существительное РАКЕТА и выполним его по образцу, который есть в учебнике и у вас на парте.
Для тех, кто работает вперёд упражнение № .. (морфологический разбор выделенных существительных).
VIII. Домашнее задание
Составить связный текст или отдельные предложения с данными существительными: ПОЛЁТ, КОСМОНАВТ, ЗВЕЗДА, СОЛНЦЕ, РАКЕТА, ПЛАНЕТА или выполнить упражнение № ..., сделав морфологический разбор двух существительных.
IX. Итог урока
- Что мы сегодня закрепили на уроке?
- Изменился ли морфологический разбор имени существительного в начальной школе и в 6 классе? Что именно?
- И для полного возвращения на Землю мы должны выставить оценки за урок.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.