Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )
Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )
Комментарии преподавателя
Знать: об образовании существительных с помощью суффиксов -ек, -ик, о способе действия при выборе данных суффиксов.
Уметь: владеть способом действия при выборе суффиксов -ек, -ик.
Оборудование: компьютер, проектор, кинофильм «Приключения Буратино», дидактический материал, кукла-игрушка Буратино.
Ход урока
(На доске висит кукла-игрушка Буратино.)
Учитель: Посмотрите на доску, ребята. Что вас удивило? Что показалось необычным? (Буратино).
– Вы спросите: «А какое отношение имеет Буратино к уроку русского языка?»
Я отвечу: «Самое непосредственное: сегодня Буратино – наш помощник.
– К какой части речи относится слово Буратино? (Существительное).
Учитель: Мы с вами как раз изучаем правописание существительных. И сегодня вместе с Буратино мы будем путешествовать по его родной сказке и будем учиться правильно писать имена существительные.
«Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу».
Что произошло дальше?
«Буратино продал свою азбуку за 4 сольдо». [1]. Впереди его ждали ужасные опасности и страшные приключения.
1. Индивидуальные задания, связанные с правописанием существительных.
(4 сольдо. На каждом – задание).
Карточка 1
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.
2. Составьте предложение по схеме: [O и O].Камен…, водопровод…, барабан…, стекол…, полиров…, сбор…, развед…, перебеж…, газет…, бетон…, рассказ.. .
Карточка 2
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.
2. Составьте предложение по схеме: [ ], ( ).Развед…, буриль…, табун…, разнос…, зачин…, перевод…, пулемёт…, уголь…, забастов.. .
Карточка 3
Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Свой выбор объясните.
Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, мечтать о побед…, путь к побед…, говорить о свобод…, радоваться свобод…, читать в газет…, работать в библиотек…, принести книги в дар библиотек…,на полках библиотек.. .
Карточка 4
Раскройте скобки. Приведите два примера с другим написанием НЕ.
(Не)забудка, (не)справедливость, (не)нависть, (не)правильность, (не)преклонность, (не)ряха, (не)взгоды, (не)годование, (не)торопливость, (не)вежда, (не)серьёзность, (не)вежливость.
2. Творческий диктант
Вспомните героев сказки «Приключения Буратино». Запишите слова, выделив орфограмму -чик, -щик.
– Папа Карло – бродячий музыкант с шарманкой или (шарманщик).
– По дороге в школу Буратино встретил продавца мороженого или (мороженщика),
– человека, точившего ножи или (точильщика),
– рабочего, зажигающего фонари или ( фонарщика),
– мужчину, разгружающего сладости или (грузчика).
– Перед балаганом, где выступал кукольный театр, разместился оркестр, в котором один музыкант играл на барабане.( барабанщик).
– Должность тайного осведомителя, доносителя при губернаторе Лисе в Стране Дураков звучала как (доносчик).
– Буратино, следящий за действиями Карабаса Барабаса и Дуремара походил на тех, кто разведовал обстановку перед боем (разведчик).
3. Учитель: Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о правописании суффиксов -чик, -щик, определите, соответствует ли указанному правилу написание данных слов: САМОВАРЧИК, ТРАМВАЙЧИК, РУКАВЧИК, ТЮЛЬПАНЧИК. (На доске.)
Вывод: Суффикс -чик имеет значение не «профессия», «специальность», а уменьшительно-ласкательное.
Учитель: Какие ещё уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете?
Вывод: У прилагательных -еньк, -оньк, у существительных -ок, -ек, -ик.
4. Учитель: Сейчас самое время вспомнить название сказки о Буратино: «Золотой ключик, или приключения Буратино». Буратино – деревянный человечек с длинным носом. А какие буквы писать в суффиксах существительных КЛЮЧИК, ЧЕЛОВЕЧЕК?
Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных -ек , -ик.».
Чтение правила (стр. .. ).[2].
5. Учитель. Суффиксы -ек, -ик имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Назовите ласково предметы, нас окружающие. (Учащиеся заполняют таблицу примерами. Выделяют орфограмму.)
-ек | -ик |
Грибок (грибочек), карандаш (карандашик), кусок (кусочек), орех (орешек), денёк (денёчек), шалаш (шалашик), замок (замочек), стол (столик), росток (росточек), билет (билетик), фонарь (фонарик).
6. Учитель. А сейчас вместе с Буратино мы отправимся в гости к Мальвине. Описывая её дом, будем использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему?
Вывод: Мальвина – это кукла, в куклы играют дети. Игрушки для малышей имеют всегда ласковые названия.
Задание. Составьте рассказ по опорным словам, записанным на доске.
В помощь учащимся. Кадры из к/ф «Приключения Буратино».
ДОМИК МАЛЬВИНЫ.
Овраж…к, мост…к, лужайка, дом…к, дорожки , песоч…к, фонтан, мяч…к, в саду, душистый горош…к, девочка с голубыми волосами, завтракать.
Пример. Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Дорожки вокруг домика покрывал чистенький песочек. Из фонтана била тоненькая струйка воды, в ней плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.
7. Учитель. Что увидел Буратино дальше?
Упр.... (устно).[2].
8. Заключение
Учитель. Сегодня на уроке мы изучали правописание суффиксов -ек, -ик.
А помогала нам сказка А. Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино».
Заканчивается сказка и заканчивается наш урок.
«Раздался звук, будто провели смычком по струнам.
Вспыхнули матовые уличные фонарики. На сцене была городская площадь. Двери в домах раскрылись, выбежали маленькие человечки, полезли в игрушечный трамвай. Кондуктор зазвонил, вагоновожатый завертел ручку, мальчишка живо прицепился к колбасе, милиционер засвистел, – трамвай укатился в боковую улицу между высокими домами.
Проехал велосипедист на колёсах – не больше блюдечка для варенья. Пробежал газетчик, – вчетверо сложенные листки отрывного календаря – вот какой величины были у него газеты.
Мороженщик прокатил через площадку тележку с мороженым. На балкончики домов выбежали девочки и замахали ему, а мороженщик развёл руками и сказал:
– Всё съели, приходите в другой раз.
Тут занавес упал, и на нём опять заблестел золотой зигзаг молнии.» [1].
Домашнее задание
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.