Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )
Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )
Комментарии преподавателя
Цели урока:
- Обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы о, е после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
- Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки (Приложение 2).
Ход урока
- Слово учителя.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление материала.
- Систематизация нового материала.
- Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала.
- Итоги урока. Домашнее задание.
I. Слово учителя: При повторении правил орфографии особое внимание уделяется орфограмме о- е после шипящих. Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. нельзя забывать еще и о том, что буквы ё (как и я) до 18 века совсем не было. Но было много других букв, которых нет сейчас.
Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.
- Проверка домашнего задания: орфограмма о-е после шипящих в корне, приставке. (Отводится 1 минута на устную работу в парах)
- Орфографическая разминка. (Класс работает с сигнальными карточками, двое у доски записывают слова). (Слайд № 4)
1) Как называется плод дуба? (Жёлудь)
2) Цвет одуванчика? (Желтый)
3) Предмет для чистки зубов? (Щетка)
4) Тонкая веревка? (Бечёвка)
5) Сильное потрясение, расстройство? (Шок)
6) Профессиональный наездник на скачках 9 (Жокей)
7) Мастер по изготовлению ременной упряжи (Шорник)
8) Водитель автомобиля. (Шофер)
Запись на доске. (Слайд № 5)
Ё | О |
жёлудь | шок |
жёлтый | жокей |
щётка | шорник |
бечёвка | шофер |
Вывод: в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)
II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)
- Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить. (Мужичок, доченька, рученька, мышонок, книжонка, замочек).
1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции
2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции
Запись на доске: (Слайд № 8)
Мужичок замочек
Мышонок доченька
Книжонка рученька
Вывод сначала проговорить с детьми (хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)
III. Закрепление. Устно упражнение № 253. Образец: друж..к- в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.
В слове подуш..чка гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит, пишем букву Е.
IV. Систематизация нового материала.
Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.
Карточка № 1 (для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.
Карточка №2. Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
(Сначала проверяется работа по карточке №1)
V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала. (Слайд № 10, 11, 12)
1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирожок.
Башмак - башмачок друг - дружок запах - запашок пятак - пятачок |
суффикс придает уменьшительное значение |
медведь- медвежонок кукушка - кукушонка галка - галчонка лягушка - лягушонка |
суффикс обозначает детёнышей животных |
кепка - кепчонка одежда - одежонка книга - книжонка шапка - шапчонка |
суффикс придает пренебрежительное значение |
2) Проверяется работа творческой группы.
3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.
4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика. (Слайд № 13)
шерстка | мужичок |
черна | порошок |
шел | червячок |
черный | сучок |
рубашонка |
(Загадки даны в Приложении 1)
Вывод учащиеся делают самостоятельно.
VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)
Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.
1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.
2) Объясните значение выражения "на скорую руку".
VII. Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в Приложении 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек)
VIII. Домашнее задание
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.