Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Комментарии преподавателя

Цели урока:

  1. Обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы о, е после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
  2. Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
  3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки (Приложение 2).

Ход урока

  1. Слово учителя.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление материала.
  4. Систематизация нового материала.
  5. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала.
  6. Итоги урока. Домашнее задание.

I. Слово учителя: При повторении правил орфографии особое внимание уделяется орфограмме о- е после шипящих. Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. нельзя забывать еще и о том, что буквы ё (как и я) до 18 века совсем не было. Но было много других букв, которых нет сейчас.

Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

- Проверка домашнего задания: орфограмма о-е после шипящих в корне, приставке. (Отводится 1 минута на устную работу в парах)

- Орфографическая разминка. (Класс работает с сигнальными карточками, двое у доски записывают слова). (Слайд № 4)

1) Как называется плод дуба? (Жёлудь)

2) Цвет одуванчика? (Желтый)

3) Предмет для чистки зубов? (Щетка)

4) Тонкая веревка? (Бечёвка)

5) Сильное потрясение, расстройство? (Шок)

6) Профессиональный наездник на скачках 9 (Жокей)

7) Мастер по изготовлению ременной упряжи (Шорник)

8) Водитель автомобиля. (Шофер)

Запись на доске. (Слайд № 5)

Ё О
жёлудь шок
жёлтый жокей
щётка шорник
бечёвка шофер

Вывод: в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)

II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)

- Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить. (Мужичок, доченька, рученька, мышонок, книжонка, замочек).

1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции

2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции

Запись на доске: (Слайд № 8)

Мужичок замочек

Мышонок доченька

Книжонка рученька

Вывод сначала проговорить с детьми (хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)

III. Закрепление. Устно упражнение № 253. Образец: друж..к- в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.

В слове подуш..чка гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит, пишем букву Е.

IV. Систематизация нового материала.

Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.

Карточка № 1 (для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".

Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.

Карточка №2. Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.

1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

(Сначала проверяется работа по карточке №1)

V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала. (Слайд № 10, 11, 12)

1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирожок.

Башмак - башмачок
друг - дружок
запах - запашок
пятак - пятачок
суффикс придает уменьшительное значение
медведь- медвежонок
кукушка - кукушонка
галка - галчонка 
лягушка - лягушонка
суффикс обозначает детёнышей животных
кепка - кепчонка
одежда - одежонка
книга - книжонка 
шапка - шапчонка
суффикс придает пренебрежительное значение

2) Проверяется работа творческой группы.

3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.

4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика. (Слайд № 13)

шерстка   мужичок
черна   порошок
шел   червячок
черный   сучок
   рубашонка

(Загадки даны в Приложении 1)

Вывод учащиеся делают самостоятельно.

VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)

Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.

1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.

2) Объясните значение выражения "на скорую руку".

VII. Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в Приложении 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек)

VIII. Домашнее задание

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.