Наука и образование. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.
Наука и образование. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.
Комментарии преподавателя
Век просвещения в России
1. Введение
Осенью 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось в 1725 г. В составе академии действовала обсерватория, физическая и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботанический сад. Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. В ее стенах проходил обучение крупнейший русский ученый XVIII в. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.).
Рис. 1. М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов родился в семье архангельского помора. С детства помогал отцу в рыбном промысле. Научившись читать, Ломоносов самостоятельно освоил «Арифметику» Л. Магницкого и «Грамматику» М. Смотрицкого. В 1730 г. М. В. Ломоносов уехал в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Как один из лучших студентов был направлен на учебу в Германию. Здесь Ломоносов постигал химию, физику, механику и горное дело, после чего вернулся в Петербург. В 1745 г. он стал академиком по отделению химии. Однако круг его научных интересов был значительно шире. С его именем связаны открытия практически во всех сферах: физике, астрономии, геологии, механике. Его труды обогатили русскую историю, словесность, поэзию, искусство мозаики. Он сформулировал закон сохранения материи и движения, изучал явления атмосферного электричества, в 1761 г. доказал, что на Венере нет атмосферы, сделал вывод о том, что поверхность солнца представляет собой бушующий огненный океан.
Накопления новых знаний происходило в ботанике и зоологии. М. И. Шеин в 1744 г. издал первый русский анатомический атлас. В 1756 г. заводчики Демидовы основали ботанический сад. В конце века в обеих столицах были открыты первые медико-хирургические академии. В 1745 г. был издан «Атлас Российской империи». В географии были накоплены богатые материалы о месторождениях угля, руд, нефти, минералов и горных пород. В России была создана целая сеть обсерваторий, в конце века их насчитывалось около 70.
Достижения исторической мысли были связаны с именами М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец» стал основным учебником истории. «История Российская» Татищева — первый опыт истории нашей страны с научной точки зрения.
В области филологии крупнейшим событием явилось открытие в 1783 г. Российской академии — научного центра для изучения русского языка и литературы. Новую академию возглавила княгиня Е. Р. Дашкова.
Рис. 2. Е. Р. Дашкова
Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изучения новых территорий. А 1719–1721 гг. была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов. В 1725–1730 гг. капитан-командор Российского флота Витус Беринг в ходе Камчатской экспедиции доказал существование пролива между Азией и Америкой, в ходе второй Камчатской экспедиции была исследована часть Аляски и открыт ряд Алеутских островов. Участники второй экспедиции разделили Сибирь на Восточную и Западную. Степан Петрович Крашенинников в 1756 г. опубликовал «Описание земли Камчатки». Масштабы и итоги экспедиций были настолько значимы, что в 1793 г. был учрежден специальный Географический департамент.
XVIII в. стал эпохой прорыва в научно-технической мысли России. А. К. Нартов усовершенствовал токарный станок, М. В. Ломоносов создал в 1745 г. первую в мире действующую модель вертолета. Выдающийся механик И. И. Позунов в 1763 г. разработал проект парового двигателя, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину. К. Д. Фролов сконструировал уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты.
Одним из крупнейших изобретателей XVIII в. был механик-самоучка Иван Петрович Кулибин. В 1773–1775 гг. он создал микроскоп, разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву пролетом 298 м, создал прототип прожектора, изобрел семафорный телеграф, создал уникальные дворцовые часы и дворцовый лифт для императрицы. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней». К сожалению, изобретения русских умельцев не внедрялись в массовое производство.
Крупнейшим событием в истории отечественного просвещения стало открытие в 1755 г. Московского университета. Обучение велось на русском языке. Вначале в университете было всего три факультета: юридический, философский и медицинский. При нем были созданы первые российские научные общества, выпускалась газета «Московские ведомости».
Рис. 3. Московский университет
Основной формой обучения «низших» слоев населения продолжали оставаться ведомственные или частные школы элементарного обучения — так называемые школы грамоты. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. При Московском университете были открыты две гимназии — для детей дворян и разночинцев. Чуть позже была открыта гимназия в Казани.
Закрытые учебные заведения — Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский корпус, Пажеский корпус, Смольный институт благородных девиц — были открыты для детей дворян. Дети купцов могли получить образование в коммерческих училищах. Появились и первые профессионально-художественные училища: танцевальная школа в Петербурге, балетная школа в Москве. В 1757 г. была открыта Академия художеств.
Однако в целом образование оставалось доступным очень незначительной части общества. Большая часть населения Российской империи оставалась неграмотной.
Домашнее задание
1. Какие научные заведения были открыты в России в XVIII в.?
2. Какие научные достижения и открытия были сделаны русскими учеными и естествоиспытателями?
3. Как вы оцениваете вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки?
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://www.umnik-umnica.com/ru/school/istoriya-rossii/7-klass/
- http://www.youtube.com/watch?v=tgLk6Y5kt3s
- http://www.youtube.com/watch?v=5uMDu9xgq7o