7 класс. Алгебра. Многочлены.
7 класс. Алгебра. Многочлены.
Комментарии преподавателя
Урок: Приведение многочлена к стандартному виду. Типовые задачи
Приведение многочлена к стандартному виду.
Напомним основное определение: многочлен – это сумма одночленов. Каждый одночлен, входящий в состав многочлена как слагаемое называется его членом. Например:
– двучлен;
– многочлен;
– двучлен;
Поскольку многочлен состоит из одночленов, то первое действие с многочленом следует отсюда – нужно привести все одночлены к стандартному виду. Напомним, что для этого нужно перемножить все численные множители – получить численный коэффициент, и перемножить соответствующие степени – получить буквенную часть. Кроме того, обратим внимание на теорему о произведении степеней: при умножении степеней показатели их складываются.
Рассмотрим важную операцию – приведение многочлена к стандартному виду. Пример:
Комментарий: чтобы привести многочлен к стандартному виду, нужно привести к стандартному виду все одночлены, входящие в его состав, после этого, если есть подобные одночлены – а это одночлены с одинаковой буквенной частью – выполнить действия с ними.
Итак, мы рассмотрели первую типовую задачу – приведение многочлена к стандартному виду.
Вычисление значения многочлена.
Следующая типовая задача – вычисление конкретного значения многочлена при заданных численных значениях входящих в него переменных. Продолжим рассматривать предыдущий пример и зададим значения переменных:
, , ;
;
Комментарий: напомним, что единица в любой натуральной степени равна единице, а ноль в любой натуральной степени равен нулю, кроме того, напомним, что при умножении любого числа на ноль получаем ноль.
Пример 1
– привести к стандартному виду:
;
Комментарий: первое действие – приводим одночлены к стандартному виду, нужно привести первый, второй и шестой; второе действие – приводим подобные члены, то есть выполняем над ними заданные арифметические действия: первый складываем с пятым, второй с третьим, остальные переписываем без изменений, так как у них нет подобных.
Пример 2 – вычислить значение многочлена из примера 1 при заданных значениях переменных:
;
Комментарий: при вычислении следует вспомнить, что единица в любой натуральной степени это единица, при затруднении вычислений степеней двойки можно воспользоваться таблицей степеней.
Пример 3 – вместо звездочки поставить такой одночлен, чтобы результат не содержал переменной :
Комментарий: независимо от поставленной задачи, первое действие всегда одинаково – привести многочлен к стандартному виду. В нашем примере это действие сводится к приведению подобных членов. После этого следует еще раз внимательно прочитать условие и подумать, каким образом мы можем избавиться от одночлена . очевидно, что для этого нужно к нему прибавить такой же одночлен, но с противоположным знаком - . далее заменяем звездочку этим одночленом и убеждаемся в правильности нашего решения.
Пример 4 – привести многочлен к стандартному виду и записать его по убывающим степеням , если его переменная – это тоже многочлен, зависящий от :
, ;
;
Комментарий: для решения такого типа задач нужно подставить в исходный многочлен выражение второго заданного многочлена – в данном случае , после этого выполнить необходимые действия – в данном случае раскрыть скобки, а после этого привести полученный многочлен к стандартному виду.
Пример 5 – привести многочлен к стандартному виду и определить, при каких значениях переменной он равен единице:
;
;
,
;
Комментарий: выполним приведение к стандартному виду – в данном случае приведение подобных членов, а после этого решим элементарное уравнение.
Вывод: в данном уроке мы научились решать основные типовые задачи на многочлены, выполнили несколько различных примеров для закрепления техники.
Урок: Сложение и вычитание многочленов. Типовые задачи.
Правило сложения и вычитания многочленов.
Рассмотрим пример – сложить заданные многочлены:
Задание подразумевает, что нужно найти такой многочлен, который равен сумме двух заданных:
;
;
Итак, сформулируем правило сложения многочленов:
- записать операцию сложения, поместив исходные многочлены в скобки, а между скобками поставив знак плюс. Получаем новый многочлен, так как при сложении двух многочленов мы получаем сумму одночленов - многочлен;
- раскрыть скобки, учитывая знаки внутри скобок;
- привести подобные члены;
Правило для вычитания звучит аналогичным образом, с единственным отличием: между скобками ставится знак минус.
Пример 2 – выполнить сложение:
;
;
;
Комментарий: пример решается аналогично предыдущему согласно правилу сложения многочленов.
Пример 3 – произвести вычитание:
;
;
Комментарий: вычитание производится по правилу, но следует обратить внимание на знаки, так как перед скобкой стоит минус, нужно все одночлены второго многочлена при раскрытии скобки умножать на минус один.
Обратим внимание на то, что перед тем, как выполнять сложение или вычитание многочленов, нужно каждый из них привести к стандартному виду.
Пример 4 – найти алгебраическую сумму многочленов :
;
;
;
Комментарий: выполняем действия согласно правилу, обратив внимание на то, что в данном выражении между скобками по условию есть и знак плюс, и минус, нужно быть внимательными и правильно раскрыть скобки.
Пример 1:
;
;
Найти многочлен , удовлетворяющий условию:
;
Комментарий: в многочлене мы видим одночлен , а в многочлене - 9, несложно догадаться, что в многочлене должно быть чтобы выполнялось заданное условие. Аналогично находим недостающее число - .
Пример 2:
;
;
Найти многочлен , удовлетворяющий условию:
;
Комментарий: пример решается аналогично предыдущему.
Решение уравнений
Решим уравнение:
;
;
;
x = 3;
Комментарий: чтобы решить данное уравнение нужно выполнить операцию алгебраического сложения, подробно разобранную в начале урока, а затем решить простейшее уравнение.
Вывод:
в данном уроке были рассмотрены операции сложения и вычитания многочленов, решены несколько примеров, типовые задачи и уравнение.
Урок: Умножение многочлена на одночлен. Типовые задачи
Операция умножения многочлена на одночлен является основой для рассмотрения операции умножения многочлена на многочлен и нужно сначала научиться умножать многочлен на одночлен, чтобы разобраться в умножении многочленов.
Основой данной операции является распределительный закон умножения. Напомним его:
;
По существу, мы видим правило умножения многочлена, в данном случае двучлена, на одночлен и это правило можно сформулировать так: чтобы умножить многочлен на одночлен, нужно каждый член многочлена умножить на этот одночлен. Сложить алгебраически полученные произведения, после чего произвести над многочленом необходимые действия – а именно привести его к стандартному виду.
Правило умножения многочлена на одночлен.
Рассмотрим пример:
Комментарий: данный пример решается, точно следуя правилу: каждый член многочлена умножается на одночлен. Для того, чтобы хорошо понять и усвоить распределительный закон, в данном примере члены многочлена были заменены на х и у соответственно, а одночлен на с, после этого выполнено элементарное действие в соответствии с распределительным законом и выполнена подстановка исходных значений. Следует быть внимательными со знаками и правильно выполнить умножение на минус единицу.
Рассмотрим пример умножения трехчлена на одночлен и убедимся, что оно ничем не отличается от такой же операции с двучленом:
Перейдем к решению примеров:
Пример 1:
Комментарий: данный пример решается согласно распределительному закону и аналогично предыдущему примеру - каждый член многочлена умножается на одночлен, полученный многочлен уже записан в стандартном виде, поэтому упростить его нельзя.
Пример 2 – выполнить действия и получить многочлен в стандартном виде:
;
Комментарий: для решения данного примера сначала произведем умножение для первого и второго двучленов согласно распределительному закону, после этого приведем полученный многочлен к стандартному виду - приведем подобные члены.
Теперь сформулируем основные задачи, связанные с операцией умножения многочлена на одночлен, и приведем примеры их решения.
Задача1
– упростить выражение:
;
Комментарий: данный пример решается аналогично предыдущему, а именно вначале производится умножение многочленов на соответствующие одночлены, после этого приведение подобных.
Задача 2
– упростить и вычислить:
:;
;
;
Комментарий: данный пример решается аналогично предыдущему, с тем лишь дополнением, что после приведения подобных членов нужно вместо переменной подставить ее конкретное значение и вычислить значение многочлена. Напомним, чтобы легко умножить десятичную дробь на десять, нужно переместить запятую на один разряд вправо.
Пример 2:
Найти значение многочлена при
;
Задача 3
– решить уравнение:
Пример 1: ;
;
;
.
Комментарий: для решения данного уравнения упростим левую его часть: произведем умножение многочленов на соответствующие им одночлены, а свободный член перенесем в правую часть. После приведения подобных остается решить элементарное уравнение.
Пример 2:
;
;
;
Комментарий: данный пример решается аналогично предыдущему.
Типичные ошибки:
Хотелось бы обратить внимание на типовые ошибки во избежание таковых в дальнейшем:
– неверно! так как ;
– неверно! так как ;
Вывод: в данном уроке была изучена операция умножения многочлена на одночлен и рассмотрены различные примеры. Кроме того, были сформулированы и решены основные типовые задачи, касающиеся данной операции.
Источники конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/mnogochleny-arifmeticheskie-operacii-nad-nimi/privedenie-mnogochlenov-k-standartnomu-vidu-tipovye-zadachi?konspekt&chapter_id=7
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/mnogochleny-arifmeticheskie-operacii-nad-nimi/slozhenie-i-vychitanie-mnogochlenov-tipovye-zadachi?konspekt&chapter_id=7
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/mnogochleny-arifmeticheskie-operacii-nad-nimi/umnozhenie-mnogochlena-na-odnochlen-tipovye-zadachi?konspekt&chapter_id=7
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=vryxMXC_onQ