10 класс. География. Земельные, водные, биологические ресурсы планеты

10 класс. География. Земельные, водные, биологические ресурсы планеты

Комментарии преподавателя

Зе­мель­ные ре­сур­сы от­но­сят­ся к при­род­ным. Земля – ис­точ­ник жизни.

Зе­мель­ные ре­сур­сы – это зем­ная по­верх­ность, при­год­ная для про­жи­ва­ния че­ло­ве­ка и для любых видов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти. Зе­мель­ные ре­сур­сы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ве­ли­чи­ной тер­ри­то­рии и ее ка­че­ством: ре­лье­фом, поч­вен­ным по­кро­вом и ком­плек­сом дру­гих при­род­ных усло­вий. Обес­пе­чен­ность зе­мель­ны­ми ре­сур­са­ми опре­де­ля­ет­ся ми­ро­вым зе­мель­ным фон­дом – со­во­куп­но­стью всех зе­мель в пре­де­лах той или иной тер­ри­то­рии, под­раз­де­ля­е­мой по типу хо­зяй­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния. Ми­ро­вой зе­мель­ный фонд со­став­ля­ет почти 13,5 млрд га.

Зе­мель­ные ре­сур­сы и поч­вен­ный по­кров – это ос­но­ва всей живой при­ро­ды и база для про­из­вод­ства че­ло­ве­ком про­до­воль­ствия и сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го сырья.

Лишь 1/3 зе­мель­но­го фонда пла­не­ты – это сель­ско­хо­зяй­ствен­ные уго­дья (4,8 млрд га). Осталь­ная тер­ри­то­рия суши – это земли под по­строй­ка­ми и до­ро­га­ми, горы, пу­сты­ни, лед­ни­ки, бо­ло­та, леса и т.д. В на­сто­я­щее время в мире на пашни при­хо­дит­ся около 28% всей пло­ща­ди сель­ско­хо­зяй­ствен­ных уго­дий (около 1,4 млрд га), и 70% (3,4 млрд га) ис­поль­зу­ют­ся в жи­вот­но­вод­стве (это луга и паст­би­ща). 

В на­сто­я­щее время наи­боль­ши­ми по­ка­за­те­ля­ми пло­ща­дей па­хот­ных зе­мель об­ла­да­ют США, Индия, Китай, Ка­на­да, Рос­сия.

Нема­ло­важ­ное зна­че­ние иг­ра­ет по­ка­за­тель обес­пе­чен­но­сти па­хот­ны­ми зем­ля­ми на душу на­се­ле­ния.

Обес­пе­чен­ность паш­ней 1 жи­те­ля

По общей пло­ща­ди паст­бищ ли­ди­ру­ют сле­ду­ю­щие стра­ны: Ав­стра­лия, США, Китай, Бра­зи­лия, Ар­ген­ти­на, Рос­сия.

На про­тя­же­нии сво­е­го су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ство по­сто­ян­но пы­та­ет­ся уве­ли­чить долю об­ра­ба­ты­ва­е­мых зе­мель, рас­па­хи­вая для этого степь, уни­что­жая леса, осу­шая бо­ло­та. Несмот­ря на это, по­ду­ше­вой по­ка­за­тель обес­пе­чен­но­сти об­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми зем­ля­ми сни­жа­ет­ся, не успе­вая за тем­па­ми роста на­се­ле­ния. Ак­тив­ное воз­дей­ствие че­ло­ве­ка на при­ро­ду и земли ведет к де­гра­да­ции поч­вен­но­го по­кро­ва. На­при­мер, в на­сто­я­щее время ан­тро­по­ген­ное опу­сты­ни­ва­ние охва­ти­ло более 900 млн га.

Вод­ные ре­сур­сы – по­верх­ност­ные и под­зем­ные воды, ко­то­рые на­хо­дят­ся в вод­ных объ­ек­тах и ис­поль­зу­ют­ся или могут быть ис­поль­зо­ва­ны че­ло­ве­ком. В более ши­ро­ком смыс­ле – воды в трех со­сто­я­ни­ях и их рас­пре­де­ле­ние на Земле.

Боль­шая часть прес­ных вод Земли на­хо­дит­ся в лед­ни­ках в твер­дом виде. При этом че­ло­ве­ком в ос­нов­ном ис­поль­зу­ют­ся воды рек, озер. Мак­си­маль­ный рас­ход воды имеют сле­ду­ю­щие реки: Ама­зон­ка, Конго, Янцзы, Ганг, Ени­сей. Ми­ро­вое во­до­по­треб­ле­ние за XX в. уве­ли­чи­лось при­мер­но в 7 раз.

Вод­ные ре­сур­сы мира

Глав­ные по­тре­би­те­ли прес­ной воды:

1.     Сель­ское хо­зяй­ство.

2.     Про­мыш­лен­ность.

3.     Элек­тро­энер­ге­ти­ка.

4.     Ком­му­наль­но-бы­то­вые служ­бы.

К стра­нам, наи­бо­лее обес­пе­чен­ным вод­ны­ми ре­сур­са­ми, от­но­сят­ся: Бра­зи­лия, Рос­сия, США, Ка­на­да, Ин­до­не­зия.

Боль­ше всего вод­ных ре­сур­сов на душу на­се­ле­ния при­хо­дит­ся в Фран­цуз­ской Гви­ане (609 091 м3), Ис­лан­дии (539 638 м3), Гай­ане (315 858 м3), Су­ри­на­ме (236 893 м3), Конго (230 125 м3).

Важно от­ме­тить, что те­ку­чие воды об­ла­да­ют гид­ро­энер­ги­ей, с по­мо­щью ко­то­рой можно вы­ра­ба­ты­вать элек­тро­энер­гию. Наи­боль­ши­ми зна­че­ни­я­ми гид­ро­энер­го­по­тен­ци­а­ла об­ла­да­ют Азия и Аф­ри­ка, среди стран – Бра­зи­лия, Рос­сия, Ка­на­да, Китай, Индия.

Бук­си­ров­ка айс­бер­га

Био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы – живые ис­точ­ни­ки по­лу­че­ния необ­хо­ди­мых че­ло­ве­ку ма­те­ри­аль­ных благ.

Био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы:

Дан­ные ре­сур­сы яв­ля­ют­ся ис­чер­па­е­мы­ми и воз­об­но­ви­мы­ми. Среди них важ­ное зна­че­ние имеют лес­ные ре­сур­сы. Глав­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми лес­ных ре­сур­сов яв­ля­ют­ся: лес­ная пло­щадь, ле­си­стость и запас дре­ве­си­ны. Леса мира об­ра­зу­ют на Земле два лес­ных пояса: се­вер­ный и южный. Се­вер­ный лес­ной пояс про­хо­дит через такие стра­ны, как Рос­сия, Ка­на­да, Фин­лян­дия, Шве­ция, США. Южный лес­ной пояс про­хо­дит по сле­ду­ю­щим стра­нам: Бра­зи­лия, Конго, Ни­ге­рия, Ин­до­не­зия, Ма­лай­зия, Та­и­ланд. По обес­пе­чен­но­сти лес­ны­ми ре­сур­са­ми вы­де­ля­ют­ся Рос­сия, Бра­зи­лия, Ка­на­да. К со­жа­ле­нию, в на­сто­я­щее время про­ис­хо­дит су­ще­ствен­ное све­де­ние лесов.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/bgeografiya-prirodnyh-resursov-mirab/zemelnye-vodnye-biologicheskie-resursy-planety

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=5PW-x5ooA8w

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ALUS550I_lQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GPMK-0ncyJE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=sRdA4-EqX70

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cDAgdc4YdyA

источник презентации - http://prezentacii.com/geografiya/14764-vodnye-resursy-mira-10-klass.html

источник презентации - http://prezentacii.com/geografiya/7624-zemelnye-resursy-mira.html 

Файлы