8 класс. Биология. Строение органов дыхания

8 класс. Биология. Строение органов дыхания

Комментарии преподавателя

 1. Вступление

Рис. 1.

Без пищи и воды че­ло­век может про­жить несколь­ко дней, а без воз­ду­ха не смо­жет про­жить и 10 минут.

 2. Процесс дыхания

Ды­ха­ние – это про­цесс по­ступ­ле­ния кис­ло­ро­да в наш ор­га­низм с целью окис­ле­ния хи­ми­че­ских ве­ществ и вы­ве­де­ния уг­ле­кис­ло­го газа и дру­гих про­дук­тов об­ме­на.

Су­ще­ству­ет 2 типа ды­ха­ния (см. Рис. 2).

Рис. 2.

Кис­ло­род яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью воз­ду­ха. Его там со­дер­жит­ся 21% (см. Рис. 3).

Рис. 3.

 3. Строение дыхательной системы

Для по­па­да­ния кис­ло­ро­да в ор­га­низм необ­хо­ди­ма ды­ха­тель­ная си­сте­ма (см. Рис. 4).  Она со­сто­ит из воз­ду­хо­нос­ных путей и лег­ких.

Рис. 4.

К воз­ду­хо­нос­ным путям от­но­сят по­лость носа, но­со­глот­ку (это ВДП), гор­тань, тра­хею, брон­хи.

К ды­ха­тель­ной части от­но­сят лег­кие.

В по­следуб­щих уро­ках мы по­дроб­нее рас­смот­рим стро­е­ние лёг­ких че­ло­ве­ка.

 4. Нос

При нор­маль­ном ды­ха­нии воз­дух по­па­да­ет в ор­га­низм че­ло­ве­ка через нос. Он про­хо­дит через на­руж­ные нозд­ри в но­со­вую по­лость, ко­то­рая раз­де­ле­на кост­но-хря­ще­вой пе­ре­го­род­кой на 2 по­ло­ви­ны (см. Рис. 5).

Стен­ки но­со­вых ходов вы­стла­ны сли­зи­стой обо­лоч­кой. Она вы­де­ля­ет слизь, ко­то­рая увлаж­ня­ет по­сту­па­ю­щий воз­дух, за­дер­жи­ва­ет ча­сти­цы пыли и мик­ро­ор­га­низ­мы, об­ла­да­ет бак­те­ри­цид­ным свой­ством. Под сли­зи­стой обо­лоч­кой рас­по­ла­га­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство кро­ве­нос­ных со­су­дов, что со­гре­ва­ет вды­ха­е­мый воз­дух. Также но­со­вая по­лость снаб­же­на ре­цеп­то­ра­ми, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют чи­ха­ние.

Рис. 5.

Но­со­вая по­лость со­еди­не­на с по­ло­стя­ми ко­стей че­ре­па: гай­мо­ро­вой, лоб­ной и кли­но­вид­ной. Эти по­ло­сти яв­ля­ют­ся ре­зо­на­то­ра­ми при го­ло­со­об­ра­зо­ва­нии.

Из но­со­вой по­ло­сти воз­дух через внут­рен­ние нозд­ри (хоаны) по­сту­па­ет в но­со­глот­ку, а от­ту­да в гор­тань.

 5. Гортань

Гор­тань об­ра­зо­ва­на хря­ща­ми, ее по­лость вы­стла­на сли­зи­стой обо­лоч­кой и снаб­же­на ре­цеп­то­ра­ми, вы­зы­ва­ю­щи­ми ре­флек­тор­ный ка­шель (см. Рис. 6). При гло­та­нии вход в гор­тань за­кры­ва­ет­ся над­гор­тан­ным хря­щом.

Гортань

Рис. 6. Гор­тань

Самый круп­ный хрящ гор­та­ни – щи­то­вид­ный. Он за­щи­ща­ет гор­тань спе­ре­ди.

Щитовидный хрящ

Рис. 7. Щи­то­вид­ный хрящ

Между хря­ща­ми на­тя­ну­ты го­ло­со­вые связ­ки, между связ­ка­ми рас­по­ло­же­на го­ло­со­вая щель.

Таким об­ра­зом, функ­ции гор­та­ни:

- Про­ве­де­ние воз­ду­ха в тра­хею

- Го­ло­со­об­ра­зо­ва­ние

- Пре­пят­ствие по­па­да­нию ча­стиц в тра­хею

Голос по­яв­ля­ет­ся при непол­ном смы­ка­нии го­ло­со­вой щели, когда через нее про­хо­дит воз­дух и ко­леб­лет ее. Чем ко­ро­че го­ло­со­вые связ­ки, тем выше звук. Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние звука про­ис­хо­дит в ро­то­вой по­ло­сти.

 5.1. Наблюдение и опыты

Для на­ча­ла необ­хо­ди­мо найти на шее щи­то­вид­ный хрящ. После этого вы­пол­нить гло­та­тель­ное дви­же­ние. Так можно по­чув­ство­вать, что при гло­та­нии щи­то­вид­ный хрящ сна­ча­ла под­ни­ма­ет­ся вверх, затем опус­ка­ет­ся вниз. Это за­щит­ный ме­ха­низм, при ко­то­ром за­крыл­ся над­гор­тан­ник, вос­пре­пят­ство­вав по­па­да­нию пищи в ды­ха­тель­ные пути.

В мо­мент гло­та­ния ды­ха­ние оста­нав­ли­ва­ет­ся. По­то­му, что во время гло­та­ния язы­чок за­кры­ва­ет выход из но­со­глот­ки, а над­гор­тан­ник пе­ре­кры­ва­ет вход в тра­хею.

По­это­му во время ак­тив­но­го раз­го­во­ра в про­цес­се еды че­ло­век может по­да­вить­ся.

 6. Трахея и бронхи

Гор­тань пе­ре­хо­дит в тра­хею. Стен­ки тра­хеи об­ра­зо­ва­ны хря­ще­вы­ми по­лу­коль­ца­ми. Зад­няя стен­ка тра­хеи, при­ле­га­ю­щая к пи­ще­во­ду, не имеет хря­щей. Это свя­за­но с тем, чтобы не пре­пят­ство­вать про­хож­де­нию пи­ще­во­го комка по пи­ще­во­ду.

Внизу тра­хея де­лит­ся на 2 брон­ха. Тра­хея и брон­хи из­нут­ри вы­стла­ны сли­зи­стой обо­лоч­кой, по­кры­той мер­ца­тель­ным эпи­те­ли­ем. Здесь воз­дух про­дол­жа­ет со­гре­вать­ся и увлаж­нять­ся.

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=KoVEgqO61gs

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=hHvInik3XCg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=snlNEe9Oa-k

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/btema-6-dyhanieb/stroenie-organov-dyhaniya?seconds=0&chapter_id=86

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/882-stroenie-organov-dyhaniya.html

Файлы