7 класс. Русский язык. Смысловые частицы
7 класс. Русский язык. Смысловые частицы
Комментарии преподавателя
1. Введение
Смысловые частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки значения:
· частицы неужели (неужто), разве, ли (ль) выражают вопрос.
Например: Неужели в самом деле все сгорели карусели? Разве можно быть скучно в парке?
· частицы что за, как, ну и передают восхищение, удивление, негодование. Например: Как Днепр широк!
· частицы вот, вон выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание. Например: Вот мельница. Вон там я жил когда-то. Часто эти частицы используются вместе с союзом а: А вот и брат приехал.
· частицы даже, ведь, -то, все-таки, же, ни, уж, ну призваны усиливать определенное слово в предложении. Например: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки.
· частицы не, ни, вовсе не, далеко не по-разному выражают отрицание. Например: Не цвести цветам поздней осенью (отрицается все предложение). Не ветер бушует над бором (отрицается слово).
· Частицы, выражающие : вряд ли, едва ли. Например: Вряд ли я успею прочитать книгу за один день.
· Частицы, выражающие : именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь. Например: Именно этот вопрос мне попался на экзамене.
· Частицы, выражающие : только, лишь, исключительно, почти, единственно. Например:Только мама меня понимает.
· Частица, выражающая : -ка. Например: Подумай-ка хорошенько.
Употребление частиц.
Частицы употребляются как в книжной, так и в разговорной речи. Просторечные частицы те, дык, от, та, ага, ведь, слышь, во засоряют нашу речь. Их уместно использовать в литературных произведениях для создания речевой характеристики героя. Например: Слышь, милок, не видел ли ты здесь Сидорыча?
Домашнее задание
Упражнения №365, 367. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание: найдите в тексте частицы, определите их значение.
Змеи раскачивались в такт мелодии волынки. И каждому казалось, что они были заворожены звуками музыки. Но звуки музыки не могут вызвать у змей ни восхищения, ни другой реакции. Змеи музыки не слышат, так как от природы глухие. Неужели змеи не воспринимают звуковых волн? Они улавливают лишь вибрацию почвы и немного слышат при помощи костей челюсти. Змеи еще почти немые, если не считать способности некоторых из них издавать шипение. Когда заклинатель играет на флейте, кобра поворачивает голову как раз в такт его движениям, а не в такт музыке.
источник окнспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-9-chasticyb/smyslovye-chastitsy-2?seconds=0&chapter_id=152
источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=lqNQzG5mnxo
источник презентации - http://900igr.net/zip/russkij-jazyk/CHastitsa-1.html