10 класс. Алгебра. Производная. Числовая последовательность. Дифференцирование функций.
10 класс. Алгебра. Производная. Числовая последовательность. Дифференцирование функций.
Комментарии преподавателя
Примеры вычисления производных. Функция f(x)=x^3. Типовые задачи.
1. Краткое повторение темы предыдущего занятия
На предыдущем уроке мы рассмотрели понятие производной и рассмотрели алгоритм нахождения производной. Он предусматривал: дать приращение аргументу, вычислить приращение функции, вычислить отношение , упростить, проанализировать, устремить к нулю и найти производную. Это было в общем виде, а теперь этот алгоритм рассмотрим на примере конкретных функций.
2. Функция f(x)=x^3
Пример 1 Дано:
Найти .
Зафиксируем точку и найдем значение производной от конкретной функции в конкретной точке. Действуем по алгоритму.
1)Вычисляем значение . Иллюстрируем все это графиком.
Рис. 1. Кубическая парабола.
Зафиксировав точку , вычислим значение функции в этой точке. Получим .
2) Даем аргументу приращение ,получаем - новое значение аргумента.
Примечание. В данном случае приращение положительное. Можно дать приращение отрицательное, тогда функция будет либо увеличиваться, либо уменьшаться. Важно, что –любое.
3) Вычислить значение функции в новой точке , подставив эту точку в функцию.
.
4) Найдем , то есть разность между значением функции в новой точке минус значение функции в старой точке.
.
Имеем две точки: значение аргумента и значение функции в точке , новое значение аргумента и значение функции при новом значении аргумента. Разность этих значений функции дает .
5) Найдем разностное отношение
.
Знаменатель для всех функций один и тот же, - приращение аргумента, а числитель – свой для каждой функции. Получили разностное отношение. Далее надо упростить его, сократить на и сделать дальнейший анализ.
Упрощать в данном случае можно по-разному. Можно применить формулу или куб суммы, или разность кубов. Напомним, что
. В данном случае - это , - это . Имеем
Раскрывая скобки, получили многочлен. Приведем подобные члены. Дальше надо преобразовать так, чтобы сократить. Вынесем за скобки, получим Теперь можно сократить на , ведь , оно не равно нулю. Имеем соотношение следующего вида
. Осталось узнать, что происходит, когда . В данном случае второй член выражения пропадет, и третий член пропадет. Останется , то есть .
Результат
, то есть смысл такой: 3 выносим как сомножитель и показатель уменьшили на единицу.
Итак, зафиксировали точку , нашли производную от конкретной функции в конкретной точке . Точка может быть любая.
Ответ: .
Итак, мы зафиксировали функцию - кубическую параболу. Была задача: найти производную этой функции в конкретной точке . Мы зафиксировали точку и действовали по алгоритму, который был изложен в общем виде, и применен к данной функции. Этот алгоритм можно применять к любой функции, а именно: вычислить значение функции в точке , подставив значение в закон соответствия, то есть в функцию, дать приращение аргумента, найти значение функции при новом значении аргумента и получить приращение функции, то есть разность между значениями функции в новой точке и старой. Далее, надо найти разностное отношение , упростить его так, чтобы вынести за скобку и сократить на . В результате получится выражение, члены которого зависят от и не зависят от него. Если члены, которые зависят от прямо пропорциональны ему, то они при стремятся к нулю, то есть пропадают. Остаются только члены, которые не зависят от . Таким образом получим значение производной.
Для знакомых с пределами .
Важно понять, что есть члены с члены и члены без . При этом члены с пропадают, остается то, что называется производной.
Итак, производная от кубической функции в любой точке - это .
3. Типовые задачи
Возьмем конкретный пример.
Дано:
Найти: , то есть конкретное значение функции в точке .
Решение.
1) Найти производную в любой точке . .
2) Найти . .
Физический и геометрический смысл решения задачи.
В момент , если двигаться (уезжать от дома) по закону , скорость равна 12. Если к этой кривой мы проведем касательную в точке , то эта касательная имеет угол наклона (см.рис.2). Так вот . Это говорит о том, что угол довольно большой, так как растет быстро (от дома мы уезжаем довольно быстро). Более того, чем дальше, тем быстрее скорость.
Рис. 2. Физический и геометрический смысл решения задачи.
4. Итог урока
Итак, рассмотрено подробное применение общего алгоритма нахождения производной для конкретной функции. Детализировано подробно каждое действие, решили одну из типовых задач, а именно, как находить значение производной функции в конкретной точке. Для этого нужно найти значение функции в произвольной точке, а потом найти значение производной в конкретной точке.
5. Таблица производных
Дифференцирование функций «с нуля», т. е. исходя из определения производной и теории пределов – вещи достаточно трудоёмкая. Поэтому математики вычислили производные элементарных функций. Получилась таблица производных, где всё уже готово.
Производные некоторых элементарных функций:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Доказательство формулы (√x)Ꞌ=1/(2√x)
Дано:
Доказать:
Доказательство
Изобразим график функции: (см. Рис. 1). Зафиксируем точку и приращение аргумента . Получаем новое значение аргумента и, соответственно, новое значение функции . То есть при переходе от значения аргумента к значения функции изменяются соответственно от до . Значение функции в новой точке равно .
Получили прямоугольный треугольник (выделен красным цветом), катетами которого являются два приращения – приращение аргумента () и приращение функции (– разность между значением функции в новой точке и значением функции в старой точке).
Рис. 1. Иллюстрация к доказательству
Найдём отношение :
Умножим числитель и знаменатель на выражение :
В числителе получили выражение разности квадратов:
Следовательно:
Проанализируем данное выражение при :
– произвольное допустимое число, поэтому:
Что и требовалось доказать.
Задача 1
Дано:
Найти:
Решение
1. Найдём производную в любой точке :
2. Найдём производную в заданной точке:
Как известно, это значение является тангенсом угла наклона касательной к кривой , проведённой в точке с абсциссой 4 (см. Рис. 2):
Рис. 2. Иллюстрация к задаче
Ответ:
Доказательство формулы (sinx )Ꞌ=cosx
Дано:
Доказать:
Доказательство
На рисунке 3 показано, каким образом ведёт себя функция . Зафиксируем точку и приращение аргумента . Получаем новое значение аргумента (новую точку) . При переходе от значения аргумента к значения функции изменяются соответственно от до .
Рис. 3. Иллюстрация к доказательству
Найдём отношение :
Для упрощения этого выражения используем формулу разности синусов:
При :
Объясним это, рассмотрев тригонометрический круг с радиусом 1 и угол, равный (см. Рис. 4). Нам необходимо найти длину дуги и длину хорды .
Рис. 4. Иллюстрация к доказательству
Длина дуги равна произведению радиуса на центральный угол:
Радиус равен 1, поэтому длина дуги численно равна центральному углу, который равен . Следовательно:
Хорда состоит из двух катетов треугольников и , которые равны произведению гипотенузы (единица, так как это радиус) на синус противолежащего угла. Следовательно:
При длина дуги стремится к длине хорды:
То есть при маленьком угле дуга и хорда по длине неразличимы.
Таким образом, домножив выражение на 2, получаем выражение , которое есть отношение длины хорды к длине дуги:
Но так как , то:
Следовательно, при :
Поэтому:
Что и требовалось доказать.
Задача 2
Дано:
Найти:
Решение
1. Найдём производную в любой точке :
2. Найдём производную в заданной точке:
Ответ: .
Задача 3
Дано:
Найти: тангенс угла наклона касательной к кривой в точках: а) ; б) ; в)
Решение
На рисунке 5 показана иллюстрация к задаче. Изображена синусоида, к точке кривой с абсциссой проведена касательная, которая образует угол с осью . Тангенс данного угла необходимо найти. Также необходимо найти тангенс угла, который образовывается при пересечении оси абсцисс с касательной, проведённой к точке кривой с абсциссой 0 и .
Рис. 5. Иллюстрация к задаче
Так как , то:
а) Для точки тангенс угла наклона касательной будет равен:
б) Для точки тангенс угла наклона касательной будет равен:
Следовательно, прямая , изображённая на рисунке 5, является касательной к синусоиде в точке 0.
в) Для точки , тангенс угла наклона касательной будет равен:
Следовательно, в этом случае касательная параллельна оси .
Ответ: а) ; б) ; в) .
ИСТОЧНИК
http://x-uni.com/algebra/10-klass/video/primery-vychisleniya-proizvodnyh-funktsiya-f-x-x-sup-3-sup-tipovye-zadachi
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/10-klass/proizvodnaya/tablitsa-proizvodnyh-proizvodnye-trigonometricheskih-funktsiy-tipovye-zadachi
http://www.youtube.com/watch?v=fuCBw8gdRH8
http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/10/10_a_mord_baz.pdf
http://www.absolom.ru/mathprofi/tipovye_zadachi_s_proizvodnoi.html