7 класс. Алгебра. Разложение многочлена на множители способом группировки.
7 класс. Алгебра. Разложение многочлена на множители способом группировки.
Комментарии преподавателя
На данном уроке мы изучим второй метод разложения многочлена на множители – метод группировки, он базируется на ранее изученном методе вынесения общего множителя за скобки. Мы дадим общее рекомендации касательно решения задач и решим несколько примеров, простых и более сложных. Кроме того, решим вычислительные задачи.
Подготовка к изучению новой темы, формулировка рекомендаций к выполнению примеров
Вспомним, что многочлен – это сумма одночленов, а одночлен – это произведение степеней и чисел. Если у многочлена есть общий член, то мы выносили его за скобки, таким образом раскладывали многочлен на множители. Это был первый метод разложения многочлена на множители.
Но у многочлена может и не быть общего множителя, в таком случае мы будем искать его только у группы членов. Таким образом, мы разбиваем многочлен на группы и в каждой группе выносим общий множитель. Далее возможно, что у всех групп образуется общий множитель, и мы сможем его вынести.
Решение примеров
Пример 1:
.
Очевидно, что общего множителя у данного многочлена нет. Значит, нам нужно его разбить на группы таким образом, чтобы в каждой группе был общий множитель, и кроме того постараться разбить так, чтобы после вынесения общих множителей в группах образовался общий множитель для всех групп.
Сгруппируем первый со вторым и третий с четвертым:
.
Обратим внимание на тот факт, что группы можно объединять по-разному, но лучше группировать те члены, где очевидно есть общий множитель.
Рассмотрим первый пример с другой стороны, сгруппируем первый член с третьим, а второй с четвертым:
.
Видим, что при таком варианте группировки выражение получается такое же, как и в первом случае.
Пример 2:
;
сгруппируем первый с четвертым и второй с третьим:
;
в данном примере также можно проверить, есть ли другие варианты группировки, например, сгруппировать первый член с третьим и второй с четвертым.
При выборе групп следует обратить внимание на такой момент. После выбора первой группы нужно проверить, есть ли общий множитель во второй группе, и если его нет, то группировать нужно иначе.
Пример 3:
.
Сгруппируем крайние члены между собой, а средние между собой:
.
Решение вычислительных задач
Рассмотрим вычислительные задачи.
Пример 4 – разложить на множители и вычислить:
; , .
Сгруппируем первый член с последним, а средние между собой:
.
Подставим значения переменных:
.
Пример 5:
В данном случае выполнять вычисления напрямую будет достаточно долго и сложно, поэтому попробуем разложить выражение на множители способом группировки. Объединим первый член с третьим, а второй с четвертым:
.
Выводы по уроку
Вывод: на данном уроке мы рассмотрели второй метод разложения многочлена на множители – метод группировки. Мы решили много примеров, простых и более сложных, и вычислительные задачи, чтобы наработать технику выполнения данной операции.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/glava-5-razlozhenie-mnogochlenov-na-mnozhiteli/razlozhenie-mnogochlenov-na-mnozhiteli-sposob-gruppirovki?konspekt&chapter_id=921
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=Ptzwpt7Sr0M
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.