8 класс. Биология. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание
8 класс. Биология. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание
Комментарии преподавателя
Опыт Павлова
В начале XX века Павлов (см. Рис. 1) доказал, что закономерности формирования и торможения условных рефлексов у человека и животных одинаковы.
Рис. 1
Он поставил опыт (см. Рис. 2). В клетку с обезьяной под потолок был повешен банан, после чего обезьяна начала прыгать, пытаясь его достать. Но затем в клетку были помещены ящики, и обезьяна построила из них пирамиду, тем самым добравшись до банана.
Рис. 2. Эксперимент Павлова
По окончанию эксперимента Павлов заявил, что это больше, чем условный рефлекс, это формирование знаний на основе представлений об окружающем мире.
Рассудочная деятельность – это высшая форма приспособления организма к условиям окружающей среды. Также она позволяет предвидеть эти изменения.
От животных человека отличает наличие мышления.
Сигнальные системы и мышление
Мышление – это высшая степень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, установление связи между познавательными процессами.
Оно обеспечено сигнальными системами (см. Рис. 3). Первая сигнальная система – это восприятие от анализаторов (зрение, слух и др.). Вторая сигнальная система – это речь, эта способность присуща исключительно человеку.
Рис. 3
Речь – это материальная основа мышления. Типы речи:
Внутренняя речь направлена на самого человека. Она пропускает некоторые детали, которые и так ясны, является фрагментарной.
Внешняя речь, с приобретением письменности, стала делиться на устную и письменную (см. Рис. 4). Письменная речь сложная, наполнена сложными грамматическими конструкциями. В то время как устная речь более простая, использует меньший объем слов.
Рис. 4
В диалогическую речь человека включены все участники.
Монологическая – речь, которую произносит один человек. Требует структуризации.
Аффективная – речь, которая характеризуется всплесками эмоций.
В общении речь выполняет коммуникативную (передача информации) и экспрессивную (передача эмоционального отношения к предмету разговора или к собеседнику) функции.
В мышлении речь выполняет сигнальную (обозначение конкретного предмета словом) и обобщающую (обозначение определенного понятия) функции (см. Рис. 5).
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bpovedenie-i-psihikab/osobennosti-vysshey-nervnoy-deyatelnosti-cheloveka-rech-soznanie
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UaE0HMCUR08
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GMe5iGCZtCE
источник ивидео - http://www.youtube.com/watch?v=QxoeQPZD1QA
источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/12190-poznavatelnye-processy-8-klass.html