Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Комментарии преподавателя

Класс: 6.

Цели урока:

  • Образовательная: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
  • Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; воспитание трудолюбия и аккуратности.
  • Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: м/медийный проектор, маршрутный лист (каждому учащемуся), сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приложение 1 Слайд 1.

Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.

II. Постановка целей и задач.

Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок – путешествие по стране «Морфология», по городу «Имя прилагательное».

Учитель обращает внимание ребят на проектор. Слайд 2

– Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос который? Какой? какая? Какое?)

– Как изменяется имя прилагательное?

(у солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)

А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

ПЗ Перед вами три корабля (обращаю внимание на проектор. Слайд 3). Попробуйте найти в них отличия.

СУЗ Слайд 3

ПЗ 2. Рядом с кораблями написаны цепочки слов.

  1. маленький – меньше – более маленький;
  2. быстро – … – …
  3. высокая (мачта) – … – …

– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?

– Продолжите вторую цепочку. Один корабль плывёт быстро, второй – …, третий – … .

– Поработаем с трётьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у трётьего – …?

КВ В процессе работы.

ИВ Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Степени сравнения имён прилагательных». Слайд 4

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Цель нашего путешествия – узнать способ образования степеней сравнения имени прилагательного.

Итак, в путь!

А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 5).

III. Изучение нового материала.

УЗУ Дать понятие о простой степени сравнения прилагательных.

Ребята, как и полагается путешественникам, у нас есть специальная карта. Слайд 6. Итак, вперёд, покорять морские просторы!

ПЗ Первая наша станция «Исследовательская». Наша задача узнать, какие у имени прилагательного есть степени сравнения. И посмотреть, как они образуются.

У вас на партах лежат схемы «Маршрутные листы». Пододвиньте их к себе поближе.

СУЗ Приложение 2. Слайд 7

Читаем. Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная. Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.

Давайте заполним схему.

Простая сравнительная степень образуется (учитель обращает внимание на цепочки слов. Слайд 3) (при помощи суффиксов -ее-, -ей-, -ше-, -е-; составная – при помощи слова «более»)

ОРД Каждый учащийся работает со своим маршрутным листом. Заполняя схему совместно с учителем.

КВ В процессе работы.

ИВ Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?

А как – составная?

УЗУ Тренировать в образовании сравнительной степени имени прилагательного.

Молодцы, поплыли дальше. Следующая наша станция – «Практическая». Здесь нам предстоит выполнить упражнение.

ПЗ Постройте правильно пословицу.

СУЗ Слайд 9.

Здоровье (дорогой) золото.

– Что обозначает пословица?

– Сделаем синтаксический разбор предложения.

Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Дождливое лето (плохой) осени.

Морфологический разбор (делает один учащийся во время нашей работы)

(После) работы – существительное.

  1. После (чего?) работы. Н.ф. работа.
  2. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.; непост. – Р.п., ед.ч.
  3. После (чего?) работы.

ОРД Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

КВ В процессе работы.

ИВ Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

УЗУ раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.

ПЗ Следующая наша станция «Лингвистическая». Нам необходимо решить лингвистическую задачку. Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

СУЗ Слайд 11.

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)

– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.

ОРД Устно.

КВ В процессе работы.

ИВ Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?

Наш путь продолжается и мы прибыли на станцию под названием «Познавательная». Наша задача выполнить упражнение.

УЗУ Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.

ПЗ Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

СУЗ Слайд 12.

ОРД Сидя за партой, работа по цепочке.

КВ В процессе работы.

ИВ Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

Молодцы, ребята, следующая наша станция «Спортивная». Давайте сделаем физминутку. Первый раз делаю я. Вы за мною повторяете.

ФИЗМИНУТКА

Ча-ча-ча
(Хлопки по бедрам)
Печка очень горяча
(Прыжки вверх)
Чи-чи-чи
(Хлопки над головой)
Печёт печка калачи
(Приседания)
Чe-чу-чу
(Хлопки сзади)
Будет всем по калачу
(Прыжки вверх)
Чо-чо-чо
(хлопки перед собой)
Осторожно, горячо
(Топаем ногами).

УЗУ Закрепить навык образования простой и составной сравнительной степени имени прилагательного.

ПЗ Вот и отдохнули. А теперь – в путь! Следующая наша станция «Учебная». Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика. Первый – простая степень сравнения. Второй – составная.

СУЗ Слайды 14-15.

ОРД Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

КВ Самопроверка.

ИВ Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного? А как – составную?

Молодцы, вы очень хорошо работаете!

Поедем дальше?

 

IV. Итог урока.

Последняя наша станция «Рефлексивная»

УЗУ Учить ребят делать выводы о проделанной работе.

ПЗ У меня на проекторе несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста, это необходимо, чтобы понять, что нужно мне исправить.

СУЗ Слайд 17.

Сегодня на уроке

  • Я открыл…
  • Я научился…
  • Я постарался…
  • Я вспомнил…
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…
  • Мне было интересно…

Домашнее задание

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.