Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Комментарии преподавателя
Класс: 6.
Цели урока:
- Образовательная: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
- Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
- Воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; воспитание трудолюбия и аккуратности.
- Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: м/медийный проектор, маршрутный лист (каждому учащемуся), сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приложение 1 Слайд 1.
Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
II. Постановка целей и задач.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок – путешествие по стране «Морфология», по городу «Имя прилагательное».
Учитель обращает внимание ребят на проектор. Слайд 2
– Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос который? Какой? какая? Какое?)
– Как изменяется имя прилагательное?
(у солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)
А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.
ПЗ Перед вами три корабля (обращаю внимание на проектор. Слайд 3). Попробуйте найти в них отличия.
СУЗ Слайд 3
ПЗ 2. Рядом с кораблями написаны цепочки слов.
- маленький – меньше – более маленький;
- быстро – … – …
- высокая (мачта) – … – …
– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?
– Продолжите вторую цепочку. Один корабль плывёт быстро, второй – …, третий – … .
– Поработаем с трётьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у трётьего – …?
КВ В процессе работы.
ИВ Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Степени сравнения имён прилагательных». Слайд 4
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Цель нашего путешествия – узнать способ образования степеней сравнения имени прилагательного.
Итак, в путь!
А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 5).
III. Изучение нового материала.
УЗУ Дать понятие о простой степени сравнения прилагательных.
Ребята, как и полагается путешественникам, у нас есть специальная карта. Слайд 6. Итак, вперёд, покорять морские просторы!
ПЗ Первая наша станция «Исследовательская». Наша задача узнать, какие у имени прилагательного есть степени сравнения. И посмотреть, как они образуются.
У вас на партах лежат схемы «Маршрутные листы». Пододвиньте их к себе поближе.
СУЗ Приложение 2. Слайд 7
Читаем. Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная. Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.
Давайте заполним схему.
Простая сравнительная степень образуется (учитель обращает внимание на цепочки слов. Слайд 3) (при помощи суффиксов -ее-, -ей-, -ше-, -е-; составная – при помощи слова «более»)
ОРД Каждый учащийся работает со своим маршрутным листом. Заполняя схему совместно с учителем.
КВ В процессе работы.
ИВ Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?
А как – составная?
УЗУ Тренировать в образовании сравнительной степени имени прилагательного.
Молодцы, поплыли дальше. Следующая наша станция – «Практическая». Здесь нам предстоит выполнить упражнение.
ПЗ Постройте правильно пословицу.
СУЗ Слайд 9.
Здоровье (дорогой) золото.
– Что обозначает пословица?
– Сделаем синтаксический разбор предложения.
Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Дождливое лето (плохой) осени.
Морфологический разбор (делает один учащийся во время нашей работы)
(После) работы – существительное.
- После (чего?) работы. Н.ф. работа.
- Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.; непост. – Р.п., ед.ч.
- После (чего?) работы.
ОРД Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
КВ В процессе работы.
ИВ Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)
УЗУ раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.
ПЗ Следующая наша станция «Лингвистическая». Нам необходимо решить лингвистическую задачку. Для этого прочтите предложения, записанные на доске.
СУЗ Слайд 11.
– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?
– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)
– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).
– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.
ОРД Устно.
КВ В процессе работы.
ИВ Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?
Наш путь продолжается и мы прибыли на станцию под названием «Познавательная». Наша задача выполнить упражнение.
УЗУ Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.
ПЗ Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.
СУЗ Слайд 12.
ОРД Сидя за партой, работа по цепочке.
КВ В процессе работы.
ИВ Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?
Молодцы, ребята, следующая наша станция «Спортивная». Давайте сделаем физминутку. Первый раз делаю я. Вы за мною повторяете.
ФИЗМИНУТКА
Ча-ча-ча
(Хлопки по бедрам)
Печка очень горяча
(Прыжки вверх)
Чи-чи-чи
(Хлопки над головой)
Печёт печка калачи
(Приседания)
Чe-чу-чу
(Хлопки сзади)
Будет всем по калачу
(Прыжки вверх)
Чо-чо-чо
(хлопки перед собой)
Осторожно, горячо
(Топаем ногами).
УЗУ Закрепить навык образования простой и составной сравнительной степени имени прилагательного.
ПЗ Вот и отдохнули. А теперь – в путь! Следующая наша станция «Учебная». Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика. Первый – простая степень сравнения. Второй – составная.
СУЗ Слайды 14-15.
ОРД Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.
КВ Самопроверка.
ИВ Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного? А как – составную?
Молодцы, вы очень хорошо работаете!
Поедем дальше?
IV. Итог урока.
Последняя наша станция «Рефлексивная»
УЗУ Учить ребят делать выводы о проделанной работе.
ПЗ У меня на проекторе несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста, это необходимо, чтобы понять, что нужно мне исправить.
СУЗ Слайд 17.
Сегодня на уроке
- Я открыл…
- Я научился…
- Я постарался…
- Я вспомнил…
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
- Мне было интересно…
Домашнее задание
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.