Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Комментарии преподавателя
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: Разряды имён прилагательных по значению
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
образовательная: организовать работу учащихся по построению знаний о разрядах имён прилагательных; формировать умение определять разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам;
развивающая: создать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании информации;
воспитательная: воспитывать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в (парном) групповом взаимодействии.
Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений определять разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам
Планируемые результаты:
Предметные – определяют разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам, проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают морфологические признаки прилагательного, определяют его в тексте; понимают значение прилагательного в речи; находят в тексте орфограммы, пунктограммы, художественные средства выразительности, определяют значение слова.
Метапредметные:
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строят рассуждения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.
План урока.
1. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности.(1 мин)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(10 мин)
3.Выявление места и причины затруднения.(2мин)
4. Построение проекта выхода из затруднения.(21 мин)
5.Реализация построенного проекта.(10 мин)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(10 мин)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(6 мин)
8.Рефлексия.(3 мин)
9. Домашнее задание.(1 мин)
Ход урока
-
Мотивация (самоопределение )к учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся. Создаёт позитивную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку.
Учащиеся настраиваются на работу.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Ребята, посмотрите за окно. Зима… А какая она? Опишите её.
(Снежная, морозная, вьюжная…)
Учитель: Какая часть речи помогла вам описать нашу зиму? Обоснуйте ответ.
Работа с текстом.
А вот как описывает зиму замечательный, тонко чувствующий природу русский писатель И.С. Соколов – Микитов. (текст на слайде, учитель или сильный ученик выразительно читает текст)
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют зимние дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю пушистой шубкой.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. Стайка весёлых клестов расселась на зеленых ветках ели. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. На белой скатерти снегов отчетливо рисуются заячьи, лисьи, птичьи следы.
Задание классу:
-
Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты заданий:
Озаглавьте текст.
Определите тему, идею текста, тип, стиль речи.
Какие художественные средства используют автор отрывка?
Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
-
Выпишите из текста имена прилагательные.
- А теперь попробуйте разделить имена прилагательные на группы по определенным признакам.(работа в паре)
(слабым учащимся, в случае затруднения, дать карточку- подсказку:
Сгруппируйте прилагательные, которые характеризуют предмет
по форме по цвету по размеру по принадлежности к кому (чему)-либо)
-Итак, что вы заметили, группируя имена прилагательные?
(Мы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет. Одни обозначают качества предмета по размеру, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. )
Учитель: Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других. Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Запишите дату и тему урока: «Разряды имён прилагательных по значению».
3.Выявление места и причины затруднения.
Ребята, в русском языке по значению прилагательные делятся на три разряда: относительные, качественные, притяжательные. А теперь подумайте, сможете ли вы, определить к какому разряду относятся записанные нами прилагательные? (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”);
(выслушиваем ответы ребят, добиваемся того, чтобы ребята объяснили, почему они не смогут определить разряд: необходимо знать, какие признаки (или значение) имеет прилагательное определенного разряда)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Поставьте цель своей деятельности на уроке.
( выяснить (узнать), какие признаки (или значение) имеют прилагательные определенного разряда), научиться различать прилагательные разных разрядов )
-Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?
(Лаборатория – помещение для опытов.)
-Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.
А что значит прилагательное лингвистический?
(Лингвистический – относящийся к лингвистике, науке о языке.)
-Чем же мы будем заниматься в нашей лингвистической лаборатории? (Исследовать признаки прилагательных разных разрядов.)
5.Реализация построенного проекта.
1. Организация исследования. (У каждого материал для исследования)
-Для наблюдения над прилагательными создадим три экспериментальные группы. Первая группа будет исследовать качественные прилагательные,
вторая – относительные, третья – притяжательные.
Исследуйте предложенные прилагательные по нескольким признакам, личные наблюдения обсудите внутри групп, сделайте выводы, заполните соответствующие строки. <Приложение >.
2. Индивидуальная самостоятельная работа с материалом для исследования.
3. Создание продукта в групповом взаимодействии.
4. Предъявление созданного продукта всем участникам мастерской.
Заслушиваются выступления представителей от каждой группы.
1-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду качественных относятся прилагательные, обозначающие переменный признак предмета. Этот признак может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени, например: добрый - добрее, красный – краснее. Качественные прилагательные имеют краткую форму, например: добрый – добр, красный – красен, могут сочетаться с наречием очень.
2-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду относительных относятся прилагательные, обозначающие постоянный признак предмета. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень.
3-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду притяжательных прилагательных относятся прилагательные, обозначающие принадлежность предмета какому-нибудь человеку или животному. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень.
- Проверьте правильность заполнения таблицы. (слайд)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-А сейчас давайте вернемся к началу урока и определим разряды прилагательных, выписанных из текста.
-Найди «лишнее» прилагательное в каждой строчке (задание на слайде)
1. Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная
2. Книжный, вечерний, мамин, стеклянный
3. Волчий, Машин, учительский, еловый
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(задание и ключ на слайдах)
-
Буквенный диктант.
1.песцовые шубы
2.королевский замок
3.змеиное жало
4.лягушачьи лапки
5.воронья печень
6.серебряная ложка
7.чугунный котёл
8. длинные волосы
9. кислое яблоко
10. огромный шар
- Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли каждый из вас поставленной цели. Запишите название работы: «Буквенный диктант».
Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное качественное, О – если относительное, П – если оно притяжательное.
2. Самопроверка и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.
-Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку.
8.Рефлексия.
1.Закончи предложение (Письменное интервью).
Содержание: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Трудным для меня стало…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
2.Комментирование оценок
9. Домашнее задание.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.