Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).

Комментарии преподавателя

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: Разряды имён прилагательных по значению

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

образовательная: организовать работу учащихся по построению знаний о разрядах имён прилагательных; формировать умение определять разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам;

развивающая: создать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании информации;

воспитательная: воспитывать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в (парном) групповом взаимодействии.

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений определять разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам

Планируемые результаты:

Предметные – определяют разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам, проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают морфологические признаки прилагательного, определяют его в тексте; понимают значение прилагательного в речи; находят в тексте орфограммы, пунктограммы, художественные средства выразительности, определяют значение слова.

Метапредметные:

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строят рассуждения.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.

План урока.

1. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности.(1 мин)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(10 мин)

3.Выявление места и причины затруднения.(2мин)

4. Построение проекта выхода из затруднения.(21 мин)

5.Реализация построенного проекта.(10 мин)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(10 мин)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(6 мин)

8.Рефлексия.(3 мин)

9. Домашнее задание.(1 мин)

 


 

Ход урока


 

  1. Мотивация (самоопределение )к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся. Создаёт позитивную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку.

Учащиеся настраиваются на работу.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: Ребята, посмотрите за окно. Зима… А какая она? Опишите её.

(Снежная, морозная, вьюжная…)

Учитель: Какая часть речи помогла вам описать нашу зиму? Обоснуйте ответ.

Работа с текстом.

А вот как описывает зиму замечательный, тонко чувствующий природу русский писатель И.С. Соколов – Микитов. (текст на слайде, учитель или сильный ученик выразительно читает текст)

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют зимние дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю пушистой шубкой.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. Стайка весёлых клестов расселась на зеленых ветках ели. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. На белой скатерти снегов отчетливо рисуются заячьи, лисьи, птичьи следы.

 

Задание классу:

  1. Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Озаглавьте текст.

Определите тему, идею текста, тип, стиль речи.

Какие художественные средства используют автор отрывка?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные.

- А теперь попробуйте разделить имена прилагательные на группы по определенным признакам.(работа в паре)

(слабым учащимся, в случае затруднения, дать карточку- подсказку:

Сгруппируйте прилагательные, которые характеризуют предмет

по форме по цвету по размеру по принадлежности к кому (чему)-либо)

 

-Итак, что вы заметили, группируя имена прилагательные?

(Мы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет. Одни обозначают качества предмета по размеру, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. )

Учитель: Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других. Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Запишите дату и тему урока: «Разряды имён прилагательных по значению».

3.Выявление места и причины затруднения.

Ребята, в русском языке по значению прилагательные делятся на три разряда: относительные, качественные, притяжательные. А теперь подумайте, сможете ли вы, определить к какому разряду относятся записанные нами прилагательные? (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”);

(выслушиваем ответы ребят, добиваемся того, чтобы ребята объяснили, почему они не смогут определить разряд: необходимо знать, какие признаки (или значение) имеет прилагательное определенного разряда)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Поставьте цель своей деятельности на уроке.

( выяснить (узнать), какие признаки (или значение) имеют прилагательные определенного разряда), научиться различать прилагательные разных разрядов )

-Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?

(Лаборатория – помещение для опытов.)

-Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.

А что значит прилагательное лингвистический?

(Лингвистический – относящийся к лингвистике, науке о языке.)

-Чем же мы будем заниматься в нашей лингвистической лаборатории? (Исследовать признаки прилагательных разных разрядов.)

5.Реализация построенного проекта.

1. Организация исследования. (У каждого материал для исследования)

-Для наблюдения над прилагательными создадим три экспериментальные группы. Первая группа будет исследовать качественные прилагательные,

вторая – относительные, третья – притяжательные.

Исследуйте предложенные прилагательные по нескольким признакам, личные наблюдения обсудите внутри групп, сделайте выводы, заполните соответствующие строки. <Приложение >.

2. Индивидуальная самостоятельная работа с материалом для исследования.

3. Создание продукта в групповом взаимодействии.

4. Предъявление созданного продукта всем участникам мастерской.

Заслушиваются выступления представителей от каждой группы.

1-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду качественных относятся прилагательные, обозначающие переменный признак предмета. Этот признак может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени, например: добрый - добрее, красный – краснее. Качественные прилагательные имеют краткую форму, например: добрый – добр, красный – красен, могут сочетаться с наречием очень.

2-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду относительных относятся прилагательные, обозначающие постоянный признак предмета. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень.

3-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду притяжательных прилагательных относятся прилагательные, обозначающие принадлежность предмета какому-нибудь человеку или животному. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень.

- Проверьте правильность заполнения таблицы. (слайд)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-А сейчас давайте вернемся к началу урока и определим разряды прилагательных, выписанных из текста.

-Найди «лишнее» прилагательное в каждой строчке (задание на слайде)

1. Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная

2. Книжный, вечерний, мамин, стеклянный

3. Волчий, Машин, учительский, еловый

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(задание и ключ на слайдах)

  1. Буквенный диктант.

1.песцовые шубы

2.королевский замок

3.змеиное жало

4.лягушачьи лапки

5.воронья печень

6.серебряная ложка

7.чугунный котёл

8. длинные волосы

9. кислое яблоко

10. огромный шар

- Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли каждый из вас поставленной цели. Запишите название работы: «Буквенный диктант».

Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное качественное, О – если относительное, П – если оно притяжательное.

2. Самопроверка и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.

-Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку.

8.Рефлексия.

1.Закончи предложение (Письменное интервью).

Содержание: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Трудным для меня стало…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

2.Комментирование оценок

9. Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.