Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Комментарии преподавателя
Цели урока:
- ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;
- развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;
- воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока "Морфологический разбор имени прилагательного". Сегодня мы повторим то, что уже знаем по теме "Имя прилагательное" и узнаем, как морфологически разбирается имя прилагательное. Для этого мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Посмотрите, пожалуйста, какие этапы нам для этого нужно пройти:
- "Подготовка к полёту"
- "Взлёт ракет"
- "Работа в открытом космосе"
- "Возвращение на Землю"
- "Адаптация космонавтов"
1-й этап: "Подготовка к полёту". Игра "Дерево знаний".
- К сегодняшнему уроку наша зимняя ёлочка готова нарядиться, а вот какие это будут шары, зависит от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.
Вы знаете, что если ответите на "5", на ёлочке появится яркий красный шарик, на "4" - жёлтый, на "3" - зелёный, на "2" - синий.
Вопрос - прогноз:
- Какой вы видите нашу ёлочку?
- Давайте в этом убедимся.
(Дети срывают листочки, читают вопросы, отвечают. На дереве появляются игрушки)
- Посмотрите на "дерево знаний". Красиво оно? Сколько на нём ярких шаров? О чём это говорит?
- Да, верно, вы неплохо усвоили теоретический материал.
Закрасьте первый пазл.
2-й этап: "Взлёт ракет".
- Повторили теорию, переходим к практике. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока.
- Наши ракеты на старте. Чтобы мы успешно взлетели, необходимо выписать словосочетания (сущ. + прил.) из предложенного материала.
Карточка 1:
Расположиться на ночлег, в пламени огня, свинцовые пули, мамино письмо, замирать от восхищения, радостное событие, раскидистый дуб, ваза на столе, верблюжий горб, тихий голос, закрыть книгу, городской житель, вчерашняя газета.
- Вспомним разряды имён прилагательных по значению, распределив их по отсекам ракеты.
- Молодцы, справились.
Закрасьте второй пазл.
Карточка 2:
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.
(По Г.Скребицкому)
- Поработаем у доски. Выполним морфемный разбор слова:
морозном (воздухе)
Выполним разбор словосочетания: снежная пыль.
Предлагаю вспомнить морфологический разбор имени существительного: по тропинке.
Закрасьте третий пазл.
3-й этап. Мы приступаем к ответственному этапу нашего путешествия "Работа в открытом космосе". Попрошу вас занять места у компьютеров. Презентация (показ слайдов).
4-й этап: "Возвращение на Землю". Наступил долгожданный момент. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо закрепить полученные в космосе знания.. Откройте, пожалуйста, учебники на стр. .., найдите упр.... Предлагаю выполнить морфологический разбор имен прилагательных из этого упражнения.
Закрасьте четвёртый пазл.
5-й этап: "Адаптация космонавтов". По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо получить домашнее задание. Все учащиеся получают (карточка 3).
Карточка 3:
Отрывок из стихотворения Р.Горской и Э.Барковой "Я мечтаю":
Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу самолёт.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения "Небо синее ласково манит и к бескрайним просторам зовёт", выполнить морфологический разбор двух прилагательных.
- Наш урок закончился.
- Посмотрим на пазлы. Результат задания "рисунок-пазл" очевиден (выставление оценок).
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.