Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Комментарии преподавателя
Цели:
- познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с именами прилагательным;
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение анализировать, работать самостоятельно с источником информации, делать выводы;
- воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, а также выступать перед аудиторией.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Орфографическая пятиминутка (комментированное объяснение)
(Не)настье; (не)друг, а враг; (не)счастье; (не)друг; (не)брежный; (не)обходимость; (не)решительность; (не)правда; (не)приятель; (не)праздник, а скука; (не)годование; (не)зверь, а человек; (не)веселый.
Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?
Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.
Учитель: А данные слова являются какой частью речи?
Учащиеся: Прилагательными
Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?
Учащиеся: Данную тему не изучали
Учитель: Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить… .
2) Познакомиться с … .
3) Научиться … .
3. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу. ( Таблицу выдать каждому учащемуся)
Учитель: Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)
Небрежный, неряшливый (выделите корень) | Не весёлый, а грустный;
Не широкий, а узкий; |
Недобрый (злой), нехороший (плохой) | Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;
Сказка ничуть не страшная. |
Учащиеся: Слитно и раздельно.
Учитель: При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно?
Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.
Учитель: При каких условиях во втором случае написаны слова слитно?
Учащиеся: Можно заменить синонимом.
Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам анализа данной таблицы?
4. Работа с учебником
Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.
Учитель: Есть ли какая-то новая информация по данной теме?
Учащиеся: С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.
Учитель: Дополните таблицу новой информацией (примеры).
Учитель: Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.
5. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
(Учащиеся работают в парах либо в четверках.)
Ситуация (не)приятная, пассажир (не)вежлив, секрет (не)простой, наследство (не)большое, звезда (не)яркая, трава (не)высокая, сосед (не)разговорчивый, учёный (не)внимательный, вовсе (не)аккуратная ученица, живи (не)прошлым, а завтрашним.
Упражнение 2 (на карточках)
Учитель: Прочитайте части текста. Соедините их между собой так, чтобы соблюдалась смысловая последовательность. Правильно сориентироваться вам поможет схема.
- Не (часть корня).
- Не (приставка).
- Не …,а….
- Далеко не….
(Учащиеся продолжают работать либо в парах, либо в четверках).Учащиеся озвучивают текст, который у них получился, а затем в тетрадь записывают только имена прилагательные с Не.
У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и принимается за работу. Начинает выбрасывать из гнезда другие яйца. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный. Он успокаивается только тогда, когда гнездо станет пустым.
Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, никто им дорогу не показывал, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.
Растет кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых. Приемные родители едва успевают собирать корм и совать его птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.
Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Но ее называют птицей-загадкой. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.
Упражнение 3
Найдите третье “лишнее”:
- (не)красивый, (не)умный, (не)уклюжий;
- (не)долгий, (не)лепый, (не)страшный;
- (не)жный, (не)старый, (не)слабый;
- (не)брежный, (не)молодой, (не)известный.
6. Итог урока
Учитель: Скажите, с каким правилом мы сегодня познакомились?
Учитель: Расскажите, когда имена прилагательные пишутся слитно?
Продолжите: Работать мне было…, потому что …
Труднее всего было …
7. Домашнее задание
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.