Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Комментарии преподавателя
Цели урока:
- Образовательная: показать учащимся условия слитного и дефисного написание сложных имён прилагательных
- Развивающая: Развивать навыки мыслительной деятельности, образное мышление
Оборудование: компьютер, экран, проектор, сигнальные карточки.
Проверка домашнего задания. (на листочках
Распределите прилагательные на две группы с суффиксами –К- и –СК- (слайд 2).
Проверка выполнения (слайд 3)
На доске записаны слова: (слайд 4)
- Кресло(кровать)
- Сбер(касса)
- Кисло(сладкий)
- Газо(провод)
- Ярко(красный)
- Северо(западный)
- Генерал(лейтенант)
- Право(бережный)
- Прочитайте слова вслух. Скажите, что у них общего? (Это сложные слова)
- Какие слова называются сложными? (сложными называются слова, которые состоят из двух и более корней)
- Разделите эти слова на две группы. (существительные и прилагательные) (слайд 5)
- Расскажите о правописании сложных существительных. Для примеров используйте слова на доске.
- Назовите остальные слова. Как они могут быть написаны?
- Постановка проблемы, формулировка темы и целей урока (слайды 6-8)
Формулировка правил.
Через дефис
- Правило 1. Через дефис пишутся прилагательные с повторяющейся основой
- Правило 2. Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цвета, вкуса, запахи
- Правило 3. Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис
- Правило 4. Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сочетания основ независимых друг от друга слов (можно вставить союз И)
Слитно
- Правило 5. СЛИТНО пишутся прилагательные, если они образованы путем сочетания основ слов, одно из которых зависит от другого (нельзя вставить союз И)
- Правило 6. СЛИТНО пишутся прилагательные, если они образованы от слитно пишущихся имен существительных
Запись схемы в грамматическую тетрадь (слайд 25)
Выполнение упражнений
А) Раскрыть скобки (слайд 26) (по цепочке с объяснением)
- (Юго) западное побережье
- юго-западное побережье
- (кисло) сладкий соус
- кисло-сладкий соус
- (русско) японский словарь
- русско- японский словарь
- (древне) русский язык
- древнерусский язык
- (лимонно) жёлтые полоски
- лимонно-жёлтые полоски
Б) Самостоятельно записать в тетрадь словосочетания, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы (слайд 27)
- (зелёно) серый пла_
- (перво) майские праз(?)ники
- (желто) ротый пт..нец,
- (тревожно) грус(?)ный взгляд,
- (изжелта) красный ог..нек
- (землянично) черничное варен..е,
- (синие) пр..синие глаза
- (древне) индийские рукописи
- (иссиня) ч..рный грач..
(слайд 28 – проверка)
- Зелёно-серый плащ
- первомайские праздники
- желторотый птенец,
- тревожно-грустный взгляд,
- изжелта-красный огонек
- землянично-черничное варенье,
- синие-пресиние глаза
- древнеиндийские рукописи
- иссиня-чёрный грач
В) Заменить словосочетания синонимичными словосочетаниями прил. + сущ. (слайд 29)
- девушка с чёрными глазами
- животное с длинной шеей
- мороз сорок градусов
- пират с одной ногой
- народы Северного Кавказа
- малыш с тёмной кожей
- мороженое с шоколадом и орехами
- граница России и Украины
- обезьяна с длинным хвостом
(слайд 30 – проверка)
- Черноглазая девушка
- Длинношеее животное
- Сорокаградусный мороз
- Одноногий пират
- Северокавказские народы
- Темнокожий малыш
- Шоколадно-ореховое мороженое
- Российско-украинская граница
- Длиннохвостая обезьяна
Игра на понимание с сигнальными карточками (слайд 31-33)
Формулирование домашнего задания (слайд 34)
Рефлексия. Подведение итогов урока
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.