Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Морфология и орфография. Имя прилагательное. 6 класс ( урок 87-112).
Комментарии преподавателя
Тема урока: Урок-проект в 6 классе «Путешествие в имя прилагательное»
«Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Цели урока: 1.Систематизация и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
2.Повторение орфограмм, связанных с правописанием имен прилагательных.
3.Развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы, выразительного чтения.
4. Воспитание любви к родному языку, к родной природе.
5. Создание условий успешного обучения учащихся.
Тип урока: «Урок-проект» ( Дети готовят проекты)
Оборудование: мультимедийная система, ПК, карточки с дифференцированными заданиями, проекты, приготовленные детьми.
Ход урока:
-
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся (создаются условия для возникновения у ученика потребности включения в учебную деятельность)
-
Работа над эпиграфом к уроку. (Слайд 1).(Прилож.1)
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
(О. Головко)
-
Какая часть речи может так себя охарактеризовать?
Конечно, имя прилагательное. Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы? Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети называют тему, слайд 2).
-
Что вы должны знать и уметь по данной теме? (Дети отвечают, слайд 3
-
Сегодня у нас необычный урок-путешествие, приготовленный по вашим проектам
Перед вами карта пестрой разноцветной страны, имя ее - Прилагательное. (Слайд 4). А на каждой парте у вас лежат маршрутные листы. ( Ребята заполняют маршрутные листы, выставляя, оценки друг другу и оценивая себя)
Чтобы проникнуть в глубь этой страны, мы должны пройти через ворота, которые находятся на станции Выразительная. Чтобы миновать ее, надо выполнить задание. Перед вами на листочках имеются два текста. (Приложение). Прочитайте два описания и ответьте на вопрос: «В какое утро вы хотели бы отправиться путешествовать и почему?»
1.Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо. В голубоват... снегу причудлив.. узором переплетаются глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.
2. Утро! Одеялом укутана земля. Над лесом синеет небо. В снегу узором переплетаются следы лисицы и зайчишки.(Приложение 2)
1.гр (Идет работа с текстами). (Слайд 5,6).
Озаглавьте текст.
Какова его основная мысль? Назовите прилагательные, определите их роль в тексте.
Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо. В голубоват... снегу причудлив.. узором переплетаются глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.
2гр.Выполнение тестов.( готовила Линдт Лена) (Приложение 3)
3гр- Электронная презентация сказок на лингвистическую тему ( готовила Пискунова Катя) Приложение 4
4.Станция «Синтаксическая».
Мы двигаемся вперед, на станцию «Синтаксическая». На этой станции нам предлагается встретиться с предложением.
Записать предложение, сделать его синтаксический разбор ,
1,2 группа подчеркнуть члены предложения
Чудесно зимнее утро!.
3 гр.-характеристику предложению (Повеств., невосклиц., простое, распростр.).
1..- Какова же синтаксическая роль прилагательного?
2. Вывод: (Прилагательное в предложении может быть определением и сказуемым). (Слайд7).
5.Станция «Разрядная».
Прочитайте шуточные стихотворения и ответьте на вопрос: какой разряд имени прилагательного мог так метко описать своё назначение?
(Слайд 8)
Притягивать предметы – моя слабость.
На принадлежность я вам укажу.
Я чувствую такую, право, сладость,
Когда про свою сущность говорю.
Я собачий, волчий, Гутин,
Зятев, мамин и отцов,
Иванов, Медведев, Путин,
Пушкин, Лермонтов, Кольцов.
(Слайд 9)
Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный. (О.Головко)
(Слайд 10)
Я отношенье к действию имею,
С материалом, временем дружу,
Назначеньем мастерски владею –
Вот что я вам, братцы расскажу.
Я французский иль немецкий,
Сельский или городской.
Я английский иль турецкий,
Деревянный иль стальной. (О.Головко)
Интерактивная доска
-
Итог (Слайд 11).
-
Физкультминутка
Игра в «снежки». (Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное; учащийся должен назвать разряд прилагательного).
-
Белый, железный, птичий, соболиный, летний, бумажный, мужественный, страшный, петушиный, бычий, удачный, сегодняшний, городской, успешный, дядин, хищный, вкусный, поздний, светлый.
-
Станция «Морфологическая» (слайд 12)
Работа с пословицей и морфологический разбор слов. (Маленькое дело
лучше большого безделья)
(Взаимопроверка) (Слайд 13). Работа в парах по вариантам.
1 вар
Маленькое (дело)
-
Дело (какое?) маленькое.
-
Н. ф. – маленький, качеств., в полной форме, И.п., ед.ч., ср.р.
Дело (какое?) маленькое (определение)
Большого (безделья)
2 вар
-
Безделья (какого?) большого.
-
Н. ф. – большой, качеств., в полной форме, Р.п., ед.ч., ср.р
-
Безделья (какого?) большого (определение).
-
Станция «Орфографическая»
Класс делится на 3 группы Каждый участник группы выполняет по одному заданию из дидактического материала. (Слайд 17).
Выполнение дифференцированных устных заданий. (Приложение).
1.Буквы о и е 2.Слитное и 3. Одна и две
после шипящих раздельное буквы Н
в суффиксах прил. написание НЕ в суффиксах
с прилагательными прилагательных
Работа на компьютере Программа «Фраза»( Желающие) и на интерактивной доске (Материал из интернета ФЦИОР (teleschool.russian 10.24.k2 ))
-
Станция «Лингвистическая»
Проводится лингвистический эксперимент. (Слайд 14-16)
(прилагательные опущены)
ЗИМА
Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженней дышим мы.
Люблю деревню, вечер (ранний)
И грусть (серебряной) зимы…
Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает (хрупкие) подвески
(Ледяных), (звонких) хрусталей.
Навесив синий, синий иней
В (стеклянный) ток остывших вод,
На снежной, (бархатной) пустыне
Воздушный водит хоровод.
(А. Белый).
Восстановление стихотворения А. Белого «Зима». Дети читают получившийся вариант, учитель- подлинный.
10. деловая игра « Я – учитель» Я ставлю перед вами проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики 6 класса. в следующем году
Знакомит с заданием:
- Найдите листок, прочитайте вслух задание.
Читает вслух текст под музыку.
Хорош зимний лес!
Вершину могучей сосны освещает ослепительное солнце.
В ажурной косынке красуется развесистая береза.
Приветливыми огоньками алеют из-под меховых шапочек гроздья рябины.
В большом зимнем лесу каждое дерево сказочное.
Акцентирует внимание:
- Чтобы справиться с заданием, мы вспомним порядок выполнения работы. Прочитайте его .
Порядок выполнения работы.
1. Подчеркните в тексте «ошибкоопасные» места.
2. Обозначьте орфограммы.
3. Продумайте дополнительные задания.
4. Покажите образец выполнения всех заданий.
Объясняет:
- Это групповая форма работы: каждая группа будет работать с одним предложением - порядок предложений соответствуют номеру группы, и мы все вместе подготовим текст для контрольного списывания. Инструкцию к выполнению подобного задания вы знаете.
11. Представление презентаций учащимися. ( Ребусы, сказки, кроссворды, тесты, электронные презентации по теме прилагательное) (Приложение 5.6.7)
12.Подведение итогов урока. (Дети выставляют оценки в маршрутные листы)
13. Рефлексия. Фиксируют новое содержание , примененное на уроке. Оценивают свою деятельность (Приложение 8)
-
Напишите все эпитеты, которыми можно охарактеризовать сегодняшний урок.
14.Домашнее задание (дифференцированно)