9 класс. Биология. Биология - наука о живом мире

9 класс. Биология. Биология - наука о живом мире

Комментарии преподавателя

Мно­гие ду­ма­ют, что био­ло­гия – это про­стая наука, суть ко­то­рой со­сто­ит в том, чтобы рас­смат­ри­вать в мик­ро­скоп цвет­ки рас­те­ний или смот­реть сквозь лупу на перья птиц или шерсть жи­вот­ных. Это не со­всем так. На са­мом деле био­ло­гия – наука очень слож­ная, но и очень ин­те­рес­ная. В целом она изу­ча­ет живую при­ро­ду. А от­дельные ее дис­ци­пли­ны изу­ча­ют опре­де­лен­ные груп­пы ор­га­низ­мов: ви­ру­сы изу­ча­ет виру­сология, бак­те­рии изу­ча­ет бак­те­рио­ло­гия, грибы – ми­ко­ло­гия, рас­те­ния рассматрива­ет бо­та­ни­ка, жи­вот­ных – зоо­ло­гия, челове­ка – ан­тро­по­ло­гия; или стро­е­ние орга­низма в целом: стро­е­ние ор­га­нов – ана­то­мия, ткани изу­ча­ет ги­сто­ло­гия, функ­ции ор­га­низ­мов рас­смат­ри­ва­ет физио­логия, кле­точ­ные функ­ции рас­смат­ри­ва­ет мо­ле­ку­ляр­ная био­ло­гия и био­хи­мия.

Ос­нов­ная за­да­ча био­ло­гии со­сто­ит в том, чтобы ис­тол­ко­вать все яв­ле­ния живой при­ро­ды, вы­явить за­ко­ны, по ко­то­рым раз­ви­ва­ет­ся жизнь, и при­бли­зить­ся таким об­ра­зом к по­ни­ма­нию жизни как уди­ви­тель­но­го фе­но­ме­на, воз­ник­ше­го на нашей пла­не­те.

Ис­то­рия био­ло­гии очень древ­няя. Фак­ти­че­ски био­ло­гия стала пер­вой на­у­кой, к изу­че­нию ко­то­рой наших пред­ков под­толк­ну­ла сама при­ро­да. Зна­ние био­ло­гии на заре че­ло­ве­че­ства было едва ли не ос­нов­ным усло­ви­ем вы­жи­ва­ния. На­при­мер, людям было необ­хо­ди­мо знать, какие рас­те­ния, жи­вот­ные или грибы опас­ны или ядо­ви­ты, а какие могут быть ис­поль­зо­ва­ны в пищу; чем ле­чить­ся, из чего из­го­тав­ли­вать одеж­ду, охот­ни­чьи при­спо­соб­ле­ния и дру­гие ору­дия труда, из чего лучше стро­ить жилье. Эти зна­ния люди за­по­ми­на­ли и пе­ре­да­ва­ли из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Позд­нее люди стали со­зда­вать спис­ки по­лез­ных рас­те­ний и жи­вот­ных, да­вать им на­зва­ния, изу­чать их свой­ства. Бла­го­да­ря этим зна­ни­ям люди на­учи­лись вы­ра­щи­вать рас­те­ния са­мо­сто­я­тель­но, куль­ти­ви­ро­вать их. Так по­яви­лось сель­ское хо­зяй­ство, пре­вра­тив­шее че­ло­ве­ка – со­би­ра­те­ля и охот­ни­ка в зем­ле­дель­ца, что дало мощ­ный тол­чок в раз­ви­тии че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства в том виде, каким мы его знаем сей­час.

 

Сам тер­мин «био­ло­гия» воз­ник толь­ко в самом конце XVIII в. Пер­вым его в 1797 г. упо­тре­бил немец­кий про­фес­сор ана­то­мии Руз. Спу­стя почти чет­верть века, в 1802 г., его под­хва­тил фран­цуз­ский на­ту­ра­лист Жан-Ба­тист Ла­марк и пред­ло­жил ис­поль­зо­вать этот тер­мин для обо­зна­че­ния науки, изу­ча­ю­щей живые ор­га­низ­мы, что было ло­гич­но. В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го «биос» озна­ча­ет жизнь, «логос»  – уче­ние.

Какие же ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния ис­поль­зу­ет эта наука – био­ло­гия? Раз­ные. На­при­мер, очень мно­гие био­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния про­хо­дят непо­сред­ствен­но на при­ро­де – на­блю­де­ние, опи­са­ние, срав­не­ние, из­ме­ре­ние, мо­ни­то­ринг. В то же время зна­чи­тель­ная часть ис­сле­до­ва­ний тре­бу­ет ла­бо­ра­то­рии. В ла­бо­ра­тор­ных усло­ви­ях био­ло­ги ста­вят экс­пе­ри­мен­ты, осу­ществ­ля­ют мо­де­ли­ро­ва­ние. Био­ло­гии не чужды и ис­то­ри­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, по­то­му что био­ло­гия изу­ча­ет живые ор­га­низ­мы в раз­ви­тии, а раз­ви­тие это может длить­ся мил­ли­о­ны лет. Ана­лиз, срав­не­ние – все эти мощ­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния на­хо­дят при­ме­не­ние в био­ло­гии.

Бла­го­да­ря этому био­ло­гия на­ко­пи­ла об­шир­ные дан­ные, поз­во­ля­ю­щие глуб­же по­нять про­яв­ле­ния жизни и ее за­ко­но­мер­но­сти, уста­но­вить прин­ци­пы клас­си­фи­ка­ции живых су­ществ, осо­бен­но­стей их су­ще­ство­ва­ния и вза­и­мо­дей­ствия с окру­жа­ю­щей сре­дой. Био­ло­гия – это фун­да­мен­таль­ная наука. Ее вы­во­ды носят не толь­ко очень важ­ный тео­ре­ти­че­ский ха­рак­тер, но и при­клад­ной.

Жизнь се­год­ня немыс­ли­ма без био­ло­гии. Эта наука лежит в ос­но­ве мно­гих от­рас­лей, без ко­то­рых су­ще­ство­ва­ние со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка было бы невоз­мож­но, – сель­ское хо­зяй­ство, ме­ди­ци­на, охра­на при­ро­ды.

Се­год­ня перед био­ло­ги­ей ста­вят­ся фан­та­сти­че­ские за­да­чи, о ко­то­рых в на­ча­ле про­шло­го века можно было толь­ко меч­тать. Ген­ная ин­же­не­рия – мо­ло­дая наука, поз­во­ля­ю­щая вы­во­дить ор­га­низ­мы с нуж­ны­ми че­ло­ве­ку свой­ства­ми, – тоже ветвь био­ло­гии. Со­вре­мен­ный био­лог обя­зан ду­мать не толь­ко о том, чтобы по­лу­чить что-то новое. Он дол­жен четко по­ни­мать, как со­хра­нить то, что уже есть, и не раз­ру­шить ос­но­ву на­ше­го су­ще­ство­ва­ния. Имен­но по­это­му столь­ко вни­ма­ния уде­ля­ет­ся се­год­ня во­про­сам эко­ло­гии – науки об окру­жа­ю­щей среде, ко­то­рая также яв­ля­ет­ся био­ло­ги­че­ской дис­ци­пли­ной.

 

Мы с вами будем изу­чать общую био­ло­гию. Что это такое? Общая био­ло­гия изу­ча­ет общие для всех ор­га­низ­мов за­ко­но­мер­но­сти. По­это­му важ­ней­ши­ми дис­ци­пли­на­ми, с ко­то­ры­ми нам пред­сто­ит по­зна­ко­мить­ся, для нас ста­нут био­хи­мия, ци­то­ло­гия– наука о клет­ке, ге­не­ти­ка, био­ло­гия раз­ви­тия, эво­лю­ци­он­ное уче­ние и эко­ло­гия. 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/bvvedenieb/biologiya-nauka-o-zhivom-mire?seconds=0&chapter_id=93

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=PmYPwqgVuSg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=14ThoBUeizU

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/ 

Файлы