11 класс. Обществознание. Миф и ранние формы религии
11 класс. Обществознание. Миф и ранние формы религии
Комментарии преподавателя
В понятие «миф» традиционно вкладываются следующие значения:
1. Древнее предание, рассказ.
2. Мифотворчество.
3. Особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное.
Миф является основной формой общественного сознания первобытности. Миф (греч. – «предание») в культуре первобытного общества играл особую роль. Мифология представляла собой основной способ понимания мира, миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф – это древнейшая форма познания, наиболее архаическое идеологическое образование, имеющая синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы науки, религии, философии, искусства. Миф связан с ритуалом, который осуществлялся музыкально-хореографическими «предтеатральными» и словесными средствами и имел свою эстетику. Миф и ритуал были тесно переплетены с магией и религией (Рис. 1).
Рис. 1. Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром (Источник)
Обычно в мифах содержатся сказания о богах, духах, героях, первопредках, действовавших в начале времени (сакральное время) и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, природы, культуры (Рис. 2).
Для мифологического сознания характерно, что первобытный человек не выделяет себя из окружающей природной и социальной среды, мышление первобытного человека нерасчленено, диффузно, оно почти неотделимо от эмоциональной, моторной сферы, поэтому миф надо «проигрывать».
Рис. 2. Русалка (рус.шутиха, купалка, водяница, лоскотуха) – мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоёмами, ржаными полями и лесом (Источник)
Отсюда очеловечивание природы, одушевление Космоса и его фрагментов в виде конкретных чувственных образов, предстающих часто в фантастическом виде. Духи и герои связываются семейно-родовыми отношениями. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифическое время – это начальное «правремя», т. е. до начала отсчета текущего времени. Мифическое время и заполняющие его события, действия богов и предков – это сфера первопричин всего последующего, источник архетипических первообразов, образец для всех последующих действий, т. е. важнейшая задача мифа – создание модели, образца для подражания и воспроизведения (Рис. 3).
Рис. 3. Геракл в древнегреческой мифологии – герой, сын бога Зевса и Алкмены – жены фиванского царя Амфитриона. Образец силы и мужества (Источник)
Таким образом, миф – это особая форма сознания, для которого характерны: а) иррациональность; б) алогичность; в) в миф надо верить, а не объяснять его; г) синкретизм создания, где переплетены объект и субъект, количество и качество, абстрактное и конкретное мышление, чувственное и рациональное мышление; д) миф требует не только слов, но и воплощения, его необходимо проигрывать; е) миф объясняет акт творения – поэтому он модель объяснения того, что было, и парадигма: образец для повторения; ж) миф – это реальность особого рода, а не выдумка, «сказка».
На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религий. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Наблюдая смену дня и ночи, времена года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни и смерть вселяло в сознание первобытного человека тревогу и ужас. Так у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений. К первобытным формам религии относятся: анимизм, фетишизм, тотемизм и магия.
Анимизм (от лат. anima, animus – «душа» и «дух» соответственно) – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы (Рис. 4).
Рис. 4. Первобытный человек в изображениях видел, прежде всего, душу (Источник)
Не выделяя себя из природы, человек отождествляет себя с ней, распространяя свой духовный мир, состояния и настроения на природу: в его понимании следующий день, желанная погода или долгожданное время года могут «забыть» наступить, окружающий мир может «показать» собственное отношение к человеку и т. д. Если, действуя необходимым образом, человек не получает ожидаемого результата, значит, некие силы противостоят ему. Древние считали одушевленными все существа, явления природы, различные материальные объекты. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих весь мир. Духи местности, духи сил природы, духи вещей, добрые и злые, – все требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности (Рис. 5).
Одно из частных проявлений анимизма – фетишизм (фр. фетиш «амулет, идол, талисман»), вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
Рис. 5. Ритуал (Источник)
Фетишем может стать любой предмет, но из множества предметов выбираются такие, которые с точки зрения древнего человека выступают как вместилище души, охраняя его или помогая ему в различных видах деятельности (камни, куски дерева и пр.).
От фетиша до идола (греч. «образ, подобие, изображение»; ср. эйдос) всего лишь один шаг: нужно только придать предмету какую-либо внешность.
В архаическом сознании не разделяются внешние и внутренние стороны предметов и отношений мира, представление о внутреннем складывается на основе внешнего, существенные признаки не отличаются от несущественных, а часть – от целого, отождествляются также его имя.
На основании этого развивается магия – система телесных манипуляций и слов, с помощью которой люди пытаются принудить природу, людей, духов и богов к желательным для них действиям или изменениям. Первобытный колдун, маг (Рис. 6) осуществляет малопонятный для непосвященных ритуал с любой частью предмета или его изображением, ожидая желаемого результата от целого.
Рис. 6. Шаман (Источник)
В основе магических действий лежит представление о том, что все связи, которые возникают в мыслях, обязательно осуществляются и в действительности, следовательно, на мир можно воздействовать силой мысли.
В условиях родовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисто человеческое стремление. Правда, попытки выяснения своего происхождения основывались чаще всего на тотемизме (на языке оджибве, племени американских индейцев, – ототем – «его род», а у одного из племен австралийских аборигенов – «это наше мясо») – одной из форм первобытных верований, представление о некой таинственной связи человеческих групп (родов) с теми или иными видами животных или растений как со своими родоначальниками (Рис. 7).
Рис. 7. Тотем (Источник)
Табу распространялось и на тотема – своего «родственника» (отца или старшего брата), которого не убивали, не ели его мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда «размножения» тотема.
Учёные выделяют следующие функции религии:
1. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека и его место в мире, на мир в целом и причины его существования.
2. Компенсаторная функция проявляется в том, что религия восполняет недостаток знаний людей о мире, снимает социальное и душевное напряжение, возмещает недостаток душевности в светском общении религиозным общением.
3. Коммуникативная функция религии выражается в обмене информацией верующих друг с другом, в их общении между собой, а также с Богом и служителями церкви.
4. Интеграционная функция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает людей, объединяет их, с другой – разъединяет, примером чему являются религиозные войны, социальные конфликты на почве религиозных разногласий.
5. Культурная функция состоит в том, что религия хранит в себе культурный опыт человечества, передает его из поколения в поколение, сама является частью культуры человеческого общества.
6. Обладая большим нравственным потенциалом, религия проповедует положительные нравственные ценности, призывает к достойному поведению, реализуя тем самым воспитательную функцию.
Таким образом сознанию древнего человека во всех его проявлениях был свойствен синкретизм (греч. «соединение, объединение»), нерасчлененность. В синкретических оценках явлений (вещей) смешивались различные критерии. Можно выделить по крайней мере четыре таких критерия: утилитарный (полезное или вредное), религиозный (священное или нет),нравственный (доброе или злое), и эстетический (прекрасное или безобразное). Оценка явления со знаком плюс или минус по любому основанию влекла за собой такую же положительную или отрицательную оценку его во всех других отношениях. Можно предположить, что определяющим был утилитарный критерий. Грубо говоря, полезная вещь считалась красивой, хорошей, созданной добрым духом, и наоборот. Ученые этнографы утверждают, что человек мог принять или отвергнуть ту или иную вещь на основании представления о ее нравственной, религиозной или эстетической ценности.
С развитием отношений человека и мира и осознанием им своего места в мире синкретический комплекс дифференцируется – сознание отделяет одни критерии от других: предмет может восприниматься как полезный, но безобразный, прекрасный, но злой, и т. д.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/mif-i-rannie-formy-religii
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JbY15jIh9so
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=45a5Aqn7ssU
источник презентации -http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9024-rannie-formy-religii.html