10 класс. Алгебра. Производная. Применение производной в задачах на экстремум и при исследовании тригонометрических функций.
10 класс. Алгебра. Производная. Применение производной в задачах на экстремум и при исследовании тригонометрических функций.
Комментарии преподавателя
Типовые задачи на касательную
1. Повторение основных понятий, связанных с темой «Уравнение касательной»
Уравнение касательной к графику функции в точке (см. рис. 1) имеет вид:
Рис. 1. Касательная к графику функции в точке .
Угол наклона касательной связан с производной следующим образом:
. Уравнение касательной полностью определяется значением абсциссы , поэтому все задачи на касательную, сложные или несложные, связаны с тем, чтобы найти точку . Одним из типов задач на касательную являются приближенные вычисления. В окрестности точки значение функции в точке и значение ординаты касательной в точке отличаются на малую величину. На этом была основана вся теория приближенных вычислений.
Существуют многочисленные задачи на применение касательной.
2. Задача 1
Найти площадь треугольника, образованного осями координат и касательной к кривой в точке . Проиллюстрировать решение на чертеже.
Решение.
Построим график функции . Найдем . Значит, в точке функция имеет минимум, в точке функция равна ,
. График функции изображен на рис.1.
Рис. 2. График функции .
Проведем в точке касательную, которая отсекает треугольник искомой площади (см. рис.3).
Рис. 3. Касательная к графику функции .
1. Найдем уравнение касательной.
Для этого найдем , . Тогда,
- уравнение касательной.
2. Определим треугольник, площадь которого нужно найти:
При , ; при , .
Итак, получился прямоугольный треугольник, у которого известны катеты (см. рис.4).
Рис. 4. Треугольник, образованный касательной и осями координат.
3. Найдем площадь треугольника: .
Ответ: .
Итак, одна из стандартных задач – найти площадь треугольника, образованного касательной и осями координат. Методика построения касательной – стандартная. Точка дана – это самый простой случай. Нужно просто было найти уравнение касательной, точки пересечения с осями, а потом – площадь треугольника.
3. Задача из практики подготовки к ЕГЭ
На рисунке изображен график функции (см. рис.4) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой . Найти значение производной в точке , то есть .
Решение.
Знаем, что . Найдем тангенс дополнительного угла (см. рис.4): .
Рис. 4. График функции .
Из рисунка видно, что , отсюда
.
Ответ: .
4. Вторая типовая задача
Функция определена на промежутке . На рисунке изображен график ее производной (см. рис.5). К графику функции провели все касательные, параллельные прямой . Найти наименьшую из абсцисс точек, в которых проведены эти касательные.
Решение.
Поскольку дан график производной функции, то в каждой точке известен тангенс угла наклона касательной. Все касательные параллельны прямой , в которой - угловой коэффициент.
Рис. 5. График производной функции .
Значит, . Проведем прямую , и найдем точку с наименьшей абсциссой.
Важно понимать, что на графике изображена не сама функция, а ее производная. Если дана производная, то известен тангенс угла наклона в каждой точке.
Ответ:
5. Итог урока
Итак, мы рассмотрели типовые задачи на касательную. Прежде всего нужно уметь строить саму касательную, понимать смысл всех параметров, которые входят в уравнение касательной. Решили несколько типовых задач, в которых либо дан график касательной, либо график производной. Ключи к этим задачам лежат в тех опорных фактах, которые были сформулированы и повторены в начале урока.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/10-klass/proizvodnaya/tipovye-zadachi-na-kasatelnuyu
http://school.xvatit.com/index.php?title=Уравнение_касательной_к_графику_функции
http://www.reshim.su/blog/uravnenie_kasatelnoj/2015-10-14-645
http://uchil.net/?cm=52488
https://downloader.disk.yandex.ru/disk/779ef72b0b73617de61c4dc2c21838459e86176ed8f801b37481d34346768467/56a16f54/KmTYbqVG3TgKGL9iUHPR0em0RlLtpxhP_BVgRtkosSgfwonkMOj8PI__aMfad3WZY71hHToni_M3mTC7aMwq3A%3D%3D?uid=0&filename=666.PDF&disposition=attachment&hash=RaLDsjqwggBTdSmademPwU40mOjt%2BFWdduHVDt9R80E%3D&limit=0&content_type=application%2Fpdf&fsize=8352787&hid=021760e85b03ef221c6c4091fc10c607&media_type=document&tknv=v2
http://www.youtube.com/watch?v=3M16hzw6s3c
http://www.youtube.com/watch?v=kt24DUb2I04
http://www.youtube.com/watch?v=MfcuwNa2cVI
http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2011/10/_1_ppt_15122.ppt
http://vseuchebniki.net/uploads/posts/2015-01/1422313744_algebra_10-11_mordkovich_p2_2009.jpg
http://cdndl.zaycev.net/117190/12852/didyulya_-_put_domoy_(zaycev.net).mp3