8 класс. География. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

8 класс. География. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Комментарии преподавателя

1. Введение

Цель урока: узнать о раз­но­об­ра­зии фауны Рос­сии, об осо­бен­но­стях рас­пре­де­ле­ния жи­вот­ных по при­род­ным зонам и зоо­гео­гра­фи­че­ским об­ла­стям стра­ны.

 2. Общие сведения. Фауна

Че­ло­век по­сто­ян­но вза­и­мо­дей­ству­ет с жи­вот­ны­ми и сам яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­те­лем жи­вот­но­го мира, с по­мо­щью жи­вот­ных люди даже про­хо­дят ле­че­ние

Дельфинотерапия

Рис. 1. Дель­фи­но­те­ра­пия (Ис­точ­ник)

В общей слож­но­сти в Рос­сии на­счи­ты­ва­ет­ся около 130000 видов жи­вот­ных, из них боль­шая часть при­хо­дит­ся на на­се­ко­мых (около 90000 видов).

Жи­вот­ные:

1.      Бес­по­зво­ноч­ные (мол­люс­ки, на­се­ко­мые, черви и пр.)

2.      По­зво­ноч­ные (рыбы, зем­но­вод­ные, пре­смы­ка­ю­щи­е­ся, птица, мле­ко­пи­та­ю­щие) 

Разнообразие животных

Рис. 2. Раз­но­об­ра­зие жи­вот­ных

Фауна – ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся со­во­куп­ность жи­вот­ных, рас­про­стра­нен­ных на ка­кой-ли­бо тер­ри­то­рии. На тер­ри­то­рии Рос­сии вы­де­ля­ют несколь­ко рай­о­нов, име­ю­щих осо­бый со­став фауны. Такие рай­о­ны на­зы­ва­ют­ся зоо­гео­гра­фи­че­ские об­ла­сти.

Карта зоогеографического районирования России

Рис. 3. Карта зоо­гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­ни­ро­ва­ния Рос­сии (Ис­точ­ник)

Ос­нов­ные фак­то­ры, вли­я­ю­щие на раз­но­об­ра­зие фауны на тер­ри­то­рии Рос­сии:

1.      Гео­ло­ги­че­ская ис­то­рия

2.      Раз­но­об­ра­зие при­род­ных усло­вий

3.      Кли­мат

При­чи­ны раз­ме­ще­ния видов живых су­ществ:

1.      При­род­ная зо­наль­ность

2.      Вы­сот­ная по­яс­ность

Зоологическая карта России

Рис. 4. Зоо­ло­ги­че­ская карта Рос­сии (Ис­точ­ник)

 3. Животные арктических пустынь,  тундры и лесотундры

Видов жи­вот­ных арк­ти­че­ских пу­стынь очень мало, это свя­за­но с тя­же­лы­ми усло­ви­я­ми су­ще­ство­ва­ния. Здесь оби­та­ют в ос­нов­ном живые ор­га­низ­мы, образ жизни ко­то­рых свя­зан с морем, так как имен­но в нем есть про­пи­та­нии. Здесь оби­та­ют моржи, тю­ле­ни, белые мед­ве­ди, раз­лич­ные птицы, встре­ча­ют­ся писцы, много рыбы.

Белый медведь

Рис. 5. Белый мед­ведь (Ис­точ­ник)

Жи­вот­ных в тундре боль­ше, но мно­гие во время зимы пе­ре­ко­че­вы­ва­ют южнее. Жи­вот­ный мир тунд­ры: по­ляр­ные совы, волки, лем­мин­ги, песцы, се­вер­ные олени, ли­си­цы. У се­вер­ных жи­вот­ных име­ют­ся раз­лич­ные при­спо­соб­ле­ния для жизни в таких при­род­ных усло­ви­ях: тол­стый слой жира, белая окрас­ка, когти и др. В тундре много ко­ма­ров и мош­ка­ры.

В ле­со­тундре встре­ча­ют­ся оби­та­те­ли тайги и тунд­ры. Ярким пред­ста­ви­те­лем жи­вот­но­го мира здесь яв­ля­ет­ся ро­со­ма­ха.

Северный олень

Рис. 6. Се­вер­ный олень (Ис­точ­ник)

 4. Животные лесов

Тайга рас­по­ло­же­на южнее тунд­ры и ле­со­тунд­ры. Из-за боль­шой про­тя­жен­но­сти та­еж­ной зоны, в ее пре­де­лах встре­ча­ют­ся самые раз­лич­ные пред­ста­ви­те­ли жи­вот­но­го мира. В тайге оби­та­ют лисы, мед­ве­ди, волки, со­бо­ля, белки, ро­со­ма­хи, зайцы, бу­ро­зуб­ки, мыши, рыси, раз­лич­ные птицы и др.

Рысь

Рис. 7. Рысь (Ис­точ­ник)

В сме­шан­ных и ши­ро­ко­лист­вен­ных лесах оби­та­ют ка­ба­ны, волки, лисы, белки, совы, дятлы, мед­ве­ди, лоси, бла­го­род­ные олени, ку­ни­цы, бу­рун­ду­ки и др. По срав­не­нию с тай­гой, в этих при­род­ных зонах по­яв­ля­ет­ся боль­ше зем­но­вод­ных и пре­смы­ка­ю­щих­ся. Много ин­те­рес­ных и необыч­ных жи­вот­ных оби­та­ет на юге Даль­не­го Во­сто­ка: изюбрь,

ги­ма­лай­ский мед­ведь, даль­не­во­сточ­ный енот, харза, ус­су­рий­ский тигр, даль­не­во­сточ­ный лео­пард.

Лось

Рис. 8. Лось (Ис­точ­ник)

 5. Лесостепи. Степи. Полупустыни и пустыни

Жи­вот­ные сте­пей и ле­со­сте­пей это в ос­нов­ном жи­вот­ные от­кры­тых про­странств. Здесь встре­ча­ют­ся сус­ли­ки, сурки, туш­кан­чи­ки, ка­ба­ны, ли­си­цы, мыши, сай­га­ки, змеи, раз­лич­ные птицы (на­при­мер, дрофы, жа­во­рон­ки, степ­ные орлы).

Степной орел

Рис. 9. Степ­ной орел (Ис­точ­ник)

В по­лу­пу­сты­нях оби­та­ют змеи, яще­ри­цы, туш­кан­чи­ки, уша­стые ежи, на­се­ко­мые и др.

 6. Значение животных

Жи­вот­ные со­зда­ют непо­вто­ри­мый облик нашей стра­ны. Они яв­ля­ют­ся по­став­щи­ка­ми раз­лич­ных ре­сур­сов, пищи, меха. Кром того о жи­вот­ных сла­га­ют ле­ген­ды, сказ­ки, у мно­гих на­ро­дов есть культ ка­ко­го-ли­бо жи­вот­но­го. Но, к со­жа­ле­нию, мно­гие виды жи­вот­ных как в Рос­сии, так и за ее пре­де­ла­ми на­хо­дят­ся на грани ис­чез­но­ве­ния, на­при­мер ус­су­рий­ский тигр, даль­не­во­сточ­ные лео­пард, рыб­ный филин, да­ур­ский еж, дрофа и дру­гие. Ис­че­за­ю­щие, ред­кие и на­хо­дя­щи­е­ся под угро­зой ис­чез­но­ве­ния жи­вот­ные за­не­се­ны в Крас­ную книгу Рос­сии.

 7. Дополнительный материал

Мед­ве­ди на до­ро­ге.

Мно­гие мед­ве­ди в по­ис­ках еды идут «по­про­шай­ни­чать» на до­ро­ги.

Ко­то­ка­фе.

Недо­ста­ток об­ще­ния с жи­вот­ны­ми мно­гие люди ком­пен­си­ру­ют весь­ма ори­ги­наль­ны­ми спо­со­ба­ми… На­при­мер, в Япо­нии от­кры­ва­ют­ся ко­то­ка­фе в ко­то­рых кошек можно по­кор­мить, по­гла­дить, по­дер­жать на руках.

Лед­ни­ко­вый пе­ри­од.

В Москве ра­бо­та­ет те­атр-му­зей «Лед­ни­ко­вый пе­ри­од». Его экс­по­зи­ция по­свя­ще­на ма­мон­то­вой фауне.

Игорь Шпи­ле­нок.

Игорь Шпи­ле­нок – за­ме­ча­тель­ный фо­то­граф, ко­то­рый за­пе­чат­ле­ет жи­вот­ных.

Амур­ский тигр.

Ус­су­рий­ский (Амур­ский) тигр – самый се­вер­ный тигр в мире по аре­а­лу оби­та­ния. Счи­та­ет­ся, что в дикой при­ро­де их оста­лось около 300-400.

Амурский тигр

Рис. 10. Амур­ский тигр (Ис­точ­ник)

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/8-klass/rastitelnyj-i-zhivotnyj-mir-biologicheskie-resursy/zhivotnyy-mir-rossii?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=Pj2OKxWmzD0

http://www.youtube.com/watch?v=dSiJJabV3t8

http://www.youtube.com/watch?v=-t5rzUYpglg

http://www.youtube.com/watch?v=cEy9piP34mE

http://www.youtube.com/watch?v=Cu2383VyduE

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.