8 класс. География. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

8 класс. География. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Комментарии преподавателя

1. Введение

Цель урока: по­зна­ко­мить­ся с ролью живых ор­га­низ­мов, узнать, что такое био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы, какие их виды су­ще­ству­ют на тер­ри­то­рии Рос­сии.

 2. Общие сведения. Биологические ресурсы

Био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы – это живая при­ро­да Земли, рас­те­ния, жи­вот­ные и дру­гие живые су­ще­ства, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся или могут быть ис­поль­зо­ва­ны че­ло­ве­ком.

Био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы, по сути, пред­став­ля­ют собой самый древ­ний вид ре­сур­сов, ко­то­рый начал ис­поль­зо­вать­ся че­ло­ве­ком.

Для оцен­ки био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов ис­поль­зу­ют сле­ду­ю­щие по­ня­тия:

1.      Био­мас­са – масса всех живых ор­га­низ­мов

2.      Фи­то­мас­са – общая масса рас­те­ний

3.      Зо­о­мас­са – общая масса жи­вот­ных

4.      Био­про­дук­тив­ность – при­рост био­мас­сы за еди­ни­цу вре­ме­ни

Био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы от­но­сят к ка­те­го­рии ис­чер­па­е­мые воз­об­но­ви­мые.

Тех жи­вот­ных, ко­то­рые раз­во­дит че­ло­век, те рас­те­ния, ко­то­рые он воз­де­лы­ва­ет, тоже от­но­сят к био­ло­ги­че­ским ре­сур­сам. В целом оце­нить био­ло­ги­че­ские ре­сур­сы слож­но.

Пшеничное поле

Рис. 1. Пше­нич­ное поле (Ис­точ­ник)

Слож­ность оцен­ки био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов можно объ­яс­нить на при­ме­ре лес­ных ре­сур­сов. Лес – это и сырье для стро­и­тель­ства, ис­точ­ник кис­ло­ро­да, энер­гии, место от­ды­ха.

Лес

Рис. 2. Лес (Ис­точ­ник)

Не стоит за­бы­вать об огром­ных био­ре­сур­сах Ми­ро­во­го оке­а­на. Во мно­гих стра­нах и у неко­то­рых на­ро­дов рыба и мор­ской зверь – ос­нов­ные ис­точ­ни­ки пищи и су­ще­ство­ва­ния.

Улов рыбы

Рис. 3. Улов рыбы (Ис­точ­ник)

По неко­то­рым оцен­кам в мире оби­та­ет около 2 млн. живых су­ществ, а то и боль­ше.

Биомасса

Рис. 4. Био­мас­са (Ис­точ­ник)

Суммарная биомасса

Рис. 5. Сум­мар­ная био­мас­са (Ис­точ­ник)

В целом био­мас­са рас­те­ний пре­вы­ша­ет по ко­ли­че­ству (весу) био­мас­су жи­вот­ных.

Рас­ти­тель­ные ре­сур­сы:

1.      Лес­ные (де­ре­вья, ягоды, грибы)

2.      Кор­мо­вые (травы)

3.      Пи­ще­вые рас­ти­тель­ные ре­сур­сы морей

Жи­вот­ные ре­сур­сы:

1.      Охот­ни­чьи-про­мыс­ло­вые (дичь, пуш­ной зверь)

2.      Рыб­ные

3.      Мор­ские (мор­ской зверь, оби­та­те­ли дна)

 3. Растительные ресурсы

Рос­сия об­ла­да­ет уни­каль­ны­ми за­па­са­ми био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов, но раз­ме­ще­ны они нерав­но­мер­но, их раз­ме­ще­ние за­ви­сит от при­род­ных зон и де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. На­при­мер, наи­боль­шее число пуш­ных зве­рея, ягод, гри­бов на­хо­дит­ся в лес­ной зоне.

Среди рас­ти­тель­ных ре­сур­сов очень важны лес­ные ре­сур­сы. По ко­ли­че­ству лес­ных ре­сур­сов Рос­сия за­ни­ма­ет пер­вое место в мире. Так же важ­ную роль иг­ра­ют плоды, се­ме­на, ягоды, орехи, по­бе­ги и пр. Все они на­хо­дят самое ши­ро­кое при­ме­не­ние. Мно­гие рас­те­ния ис­поль­зу­ют­ся при ле­че­нии, как эс­те­ти­че­ский ма­те­ри­ал.

Карта лесных ресурсов России

Рис. 6. Карта лес­ных ре­сур­сов Рос­сии (Ис­точ­ник)

 4. Животные ресурсы

Охот­ни­чьи-про­мыс­ло­вые и дру­гие виды жи­вот­ных ре­сур­сов от­ли­ча­ют­ся на тер­ри­то­рии Рос­сии боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем. Ис­поль­зу­ют жир, рога, мясо, шерсть, шкуры и про­чее живых ор­га­низ­мов. Эти ре­сур­сы наши при­ме­не­ние в раз­лич­ных от­рас­лях хо­зяй­ства и на­прав­ле­ни­ях че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, на­чи­ная от ме­ди­ци­ны и за­кан­чи­вая пи­ще­вой про­мыш­лен­но­стью.

Ос­нов­ные про­мыс­ло­вые жи­вот­ные Рос­сии: белка, заяц, со­боль, норка, лиса, нут­рия, волки, ка­ба­ны, олени и пр.

Шарф из норки

Рис. 7. Шарф из норки (Ис­точ­ник)

Для мно­гих жи­те­лей нашей стра­ны охота яв­ля­ет­ся не толь­ко раз­вле­че­ни­ем и вре­мя­пре­про­вож­де­ни­ем, но и тра­ди­ци­ей и сред­ством су­ще­ство­ва­ния. Но не надо за­бы­вать о том, что, несмот­ря на спо­соб­ность к воз­об­нов­ле­нию био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов, их чрез­мер­ное ис­треб­ле­ние может при­ве­сти к ка­та­стро­фи­че­ским по­след­стви­ям и ис­чез­но­ве­нию опре­де­лен­ных видов.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/8-klass

http://www.youtube.com/watch?v=5PW-x5ooA8w

http://www.youtube.com/watch?v=vQ_fsAoT5Eg

http://www.youtube.com/watch?v=INulmXeJv2w

http://doc4web.ru/geografiya/konspekt-uroka-po-geografii-v-klasse-resursi-rastitelnogo-i-zhiv.html

Файлы