Морфология и орфография. Имя числительное как часть речи. 6 класс ( урок 114-130
Морфология и орфография. Имя числительное как часть речи. 6 класс ( урок 114-130
Комментарии преподавателя
Тема: «Имя числительное как часть речи»
Тип: объяснение нового материала.
Цели:
1.познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
2. Дать представление о разрядах числительных.
3. Сформировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
4. Развивать умение обобщать, делать выводы.
5. Воспитывать творческие способности учащихся.
Используемые технологии: проблемная (эвристическая), информационная, игровая, дифференцированный подход к учащимся, исследовательская, межпредметные связи.
Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 1).
1.Сколько тебе лет?
2.Какое сегодня число?
3.Который это ряд?
4.Сколько человек сегодня в классе?
- При ответе вы использовали имена числительные
- Как вы думаете, зачем они нам нужны? (слайд 2)
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
II Работа с учебником стр.... Анализ языкового материала. Вывод (слайд 3)
III Н.Гумилев в стихотворении «Слово» писал не только о словах, но и о числах. Вот эти строки:
А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение? (Слайд 4)
Про Семёна
Есть у нас в квартире дядя,
Он известен в доме всем.
У него во лбу семь пядей,
На неделе пятниц семь.
Семимильными шагами
По квартире ходит он,
За семью живет замками,
И зовут его Семён.
Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём). (слайд 5)
Во лбу семь пядей - очень умный
На неделе пятниц семь -
Семимильными шагами -
За семью замками -
3. Вспомните русские пословицы, в которых упоминаются числительные
Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Двумя ложками кашу не едят.
4.Из этимологии. Проверка индивидуального домашнего задания. Сообщения о числительных сорок и миллион.(слайд 6 – 8)
III. Чтение теоретического материала на с. ... .
- На какие разряды делятся числительные?
Имя числительное
количественное порядковое
- выписать в 2 столбика количественные и порядковые числительные (слайд 9)
В окне на девятом этаже погас свет.
Двумя ложками кашу не едят.
Сто одёжек и все без застёжек.
Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке.
Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки.
Мой брат учится в третьем классе.
- Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.
Рассмотрите таблицу. (слайд 10)
Имя существительное кто? что? тройка лошадей, дружная семёрка |
Имя числительное сколько? три товарища семь тетрадей сто дней второй год пятый дом шестой класс третий месяц |
Имя прилагательное какой? какая? какое? семидневный поход, двойная подкладка
|
|
Глагол что сделать? что делать? удвоить усилия, утроить энергию |
|
Упражнение ... у доски.
IV Какова синтаксическая роль имени числительного?
Работа с учебником с. ... (слайд 11)
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения
- упр. ... у доски
V. Игра. Разгадай ребусы. (слайд 12)
III. Подведение итогов урока. (слайд № 13).
- Что такое числительное?
- Все ли слова со значением счета являются числительными?
- Какие разряды имени числительного вы узнали?
- Какова синтаксическая роль имени числительного?
IV. Домашнее задание.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.