Морфология и орфография. Имя числительное как часть речи. 6 класс ( урок 114-130
Морфология и орфография. Имя числительное как часть речи. 6 класс ( урок 114-130
Комментарии преподавателя
Цели урока:
-
учащиеся должны знать основные грамматические признаки
порядковых имен числительных и нормы их употребления в речи;
-
развивать словарный запас учащихся.
-
учащиеся должны знать основные правила употребления числительных в речи;
-
учащиеся должны уметь правильно употреблять различные формы имен числительных;
-
повторить склонение количественных числительных;
-
развивать орфографическую зоркость;
-
уметь исправлять грамматические ошибки;
-
воспитывать чувство прекрасного;
-
развивать кругозор учащихся;
-
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Грамматическая разминка
Просклоняем словосочетание 237 деревьев.
И.п. двести тридцать семь деревьев
Р.п. двухсот тридцати семи деревьев
Д.п. двумстам тридцати семи деревьям
В.п. двести тридцать семь деревьев
Т.п. двумястами тридцатью семью деревьями
П.п. о двухстах тридцати семи деревьях
При проверке учитель последовательно по падежам демонстрирует на экране верную форму числительного после озвученной учащимися версии (слайд 1).
- К какому разряду относится это числительное? Какие правила склонения количественных числительных вы вспоминали, выполняя задание? (У сложных числительных изменяются при склонении обе части, числительные «тридцать» и «семь» склоняются как имена существительные 3-го склонения).
- Качество полученных знаний по данной теме во многом будет отражать культуру вашей речи. Всегда необходимо стремиться ее повышать.
- Существуют профессии, для которых именно культура речи определяет профессиональную пригодность человека. Как вы думаете, какие это профессии? Это так называемые публичные профессии: адвокат, диктор, телеведущий, учитель и т.д. Но это вовсе не значит, что следить за культурой своей речи необходимо только в том случае, если собираешься выбрать одну из перечисленных выше профессий. Речевая компетентность - непременное условие профессионализма человека, в какой бы области он ни работал. Сейчас мы проведем небольшой конкурс на звание лучшего диктора. Трем вашим одноклассникам были заранее розданы небольшие тексты. Необходимо было подготовить их выразительное чтение, правильно употребив имена числительные. Сейчас мы заслушаем их выступления. Следить за правильностью речи будет экспертный совет в составе (называются фамилии, учитель раздает им листы бумаги ля заметок).
Чтобы эта игра прошла интересно, можно подготовить небольшое презентационное сопровождение с иллюстративным материалом, отвечающим теме каждого выступления. Можно также записать выступления учащихся (при наличии техники), чтобы прослушать их в спорных ситуациях.
Выступления учащихся (мини-игра)
Тексты выступлений:
Локомотивы железных дорог (слайд 2)
Первые паровозы появились в начале XIX века. Скорость их не превышала 5-6 километров в час. Но только после постройки Д. Стефенсоном в 1829 году паровоза «Ракета», который с поездом развивал скорость 22 - 23 километра в час, паровоз занял на железных дорогах ведущее место.
В России первые два паровоза были построены на Урале в 1833 - 1834 годах крепостными механиками - отцом и сыном Черепановыми. С тех пор у нас был построен целый рад мощных и быстроходных паровозов: пассажирский «ИС» и грузовой «ФД».
Позже на железнодорожные магистрали вышли более экономичные и совершенные локомотивы - тепловозы и электровозы. С каждым годом растут скорости поездов. Скорость товарных поездов достигает 100, а пассажирских - 140 - 160 километров в час.
Труд художника (слайд 4)
Илья Ефимович Репин прожил 86 лет. Он родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве (в 30 километрах от Харькова). Он написал десятки картин, сотни портретов и сделал тысячи рисунков. К одной только картине «Государственный совет» он создал больше 50 этюдов, к картине «Садко» - 150 подготовительных рисунков и эскизов.
Репин обладал и несомненным литературным талантом, его перу принадлежит много статей. Написанная им книга воспоминаний «Далекое близкое» вышла в нескольких изданиях. И если в первом издании (1937 года) тираж ее составил 5 тысяч экземпляров, то в четвертом издании (1953 года) уже 50 тысяч. Знаменательно, что большинство портретируемых были друзьями Репина. Его эпистолярное наследие насчитывает свыше 10 тысяч писем.
Фронтальная работа с классом – исправление ошибок.
Пока наши дикторы готовятся, мы поработаем учителями. При употреблении числительных в речи мы можем допустить два вида ошибок: орфографические - неправильное написание и грамматические - ошибки в формообразовании. Предлагаю вам отыскать в предложениях грамматические ошибки в употреблении форм числительных (слайд 3). Разбор предложений проходит следующим образом: «Какая грамматическая ошибка допущена в предложении? (Неверно образована форма от числительного «обе»). На письме такие ошибки подчеркиваются волнистой линией. Давайте исправим эту ошибку. (Правильной формой в данном случае будет «обеими»). На поля выносится буква «Г», что означает - грамматическая ошибка». Возьмите карточки с выдержками из сочинений шестиклассников, исправьте ошибки.
- А теперь заслушаем наших телеведущих. (слайды 4-5)
III. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет о порядковых числительных. Мы рассмотрим более подробно их грамматические признаки и правила употребления этого разряда числительных в речи. Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? Какую информацию о грамматических свойствах порядковых имен числительных дают следующие предложения? (Слайд 6):
Мы поднимаемся на пятый этаж и звоним в пятую квартиру,
У меня пятое место в пятом ряду.
Пятые сутки идет дождь.
Работа на интерактивной доске.
Определите у существительных род, число, падеж. А теперь это сделаем с числительными. Проверьте себя по слайду 8. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Род, число и падеж порядкового имени числительного определяется по связанному с ним имени существительному.
Итак, по морфологическим свойствам порядковые числительные сходны с именами прилагательными. На основе следующих примеров докажите, что это сходство обнаруживается относительно и их синтаксической функции (слайд 9). Выходим к доске и подчеркиваем прилагательные и числительные как члены предложения.
Наступила студеная зима. Начался второй урок.
Зима в этом году суровая. Урок математики второй.
Больной принял лекарство. Пятый вышел из строя.
Порядковые числительные являются теми же членами предложения, что и прилагательные: определениями, сказуемыми, подлежащими (здесь наблюдается переход имен прилагательных и имен числительных в имена существительные).
Физминутка.
- Мы знаем, что порядковые числительные образуются от соответствующих количественных. Я предлагаю вам потренироваться образовывать порядковые числительные, а заодно и поиграть. На экране будет появляться мяч с записанным числительным. Тот, чье имя я назову, пока «летит» мяч, должен быстро образовать и назвать порядковое (слайд 10). (игра «Лови мяч»)
- Может быть, вы обратили внимание, как образуются порядковые числительные от составных количественных?
В составных порядковых числительных меняется только последнее слово. То же самое происходит и при склонении порядковых числительных.
Давайте вместе просклоняем словосочетание с порядковым числительным: триста сорок восьмая задача (слайд 11).
Самостоятельная работа по учебнику.
Выписать словосочетания с числительным и поставить их в нужный падеж. Упр.376.
- Некоторые особенности имеют порядковые числительные, которые заканчиваются на -десятый, -сотый, -тысячный, -миллионный и -миллиардный.(слайд 12)
Первая часть числительных пятидесятый, шестидесятый, семидесятый и восьмидесятый представляет собой форму родительного падежа (слайд 13). При склонении она не изменяется, не путайте с количественным числительным (слайд 14).
Форма родительного падежа в первой части сохраняется и в числительных, оканчивающихся на -сотый (слайд 15). И опять же при склонении изменяется только окончание второй части.
Числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный и -миллиардный, кроме родительного падежа первой части имеют и дополнительные нормы употребления. Они пишутся в одно слово, даже если образованы от составного числительного. Требование формы родительного падежа не распространяется на числительные сто и девяносто. Если эти числительные входят в состав порядкового, то они сохраняют начальную форму. Посмотрим, как это отражено в таблице (слайд 15).
IV. Закрепление материала с самопроверкой.
Учитель: Образуйте от количественных числительных порядковые (слайд 16).
- Нужно помнить, что слова миллион и миллиард пишутся с удвоенной л.
Разрядка для глаз. (слайды 17-25)
- Сядьте прямо, положите руки на колени, не поворачивайте головы. Внимание на экран. Мы живем на одной из красивейших планет. Смотрим на экран, слушаем звуки музыки. Посмотрели в окно. На экран. Обвели взглядом вокруг себя. На экран. Слушаем музыку. Посмотрели на соседа справа, на соседа слева. На экран. Опустили глаза вниз, посмотрели в тетрадь. На экран. Закрыли глаза. Посмотрели на экран. Закрыли глаза. Мы научились видеть красоту вокруг себя: в листочке, в снежинке, в травинке, в человеке. Это мир, в котором мы живем, он прекрасен. Будем беречь его. Открыли глаза, продолжаем работу.
Самостоятельно изучите материал в учебнике.
- Порядковые числительные используются для обозначения дат. Если дата является официальным праздником, то существуют определенные правила ее записи (слайд 26).
Праздничную дату можно записать по-разному: числом и существительным, причем существительное пишется с заглавной буквы. Можно заменить число словом, тогда писать числительное следует с заглавной буквы, а название месяца с маленькой. Порядковые числительные в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. Если этих слов нет, то числительное ставится в нужном падеже, а название месяца всегда остается в родительном падеже.
- По образцу запишите предложения с другой памятной датой – 9 Мая. Проверьте себя. (слайд 26)
V. Соревнование «Грамматический поединок»
В поединке принимают участие двое соревнующихся. Для удобства их вопросы (они появляются по клику мыши) разделены по цветам (синий и зеленый). Задача участника - правильно употребить имена числительные. Безошибочный ответ отмечается учителем в соответствующем по цвету поле (в режиме демонстрации презентации оно активно, необходимо навести на него курсор, «кликнуть» и, после того как курсор «замигал» внутри, ввести знак «+»). Побеждает участник, набравший больше баллов. (слайд 27)
V!. Итоги урока
- Как склоняются порядковые имена числительные? В чем особенности числительных, оканчивающихся на -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный!
VI!. Домашнее задание
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.