6 класс. Русский язык.Повторение изученного в 5 классе. Отличие многозначных слов от омонимов
6 класс. Русский язык.Повторение изученного в 5 классе. Отличие многозначных слов от омонимов
Комментарии преподавателя
1. Введение
Лексика – это словарный состав данного языка. Раздел науки о языке, изучающий лексику, называется лексикологией.
2. Лексика и лексикон
Лексику следует отличать от лексикона. Понять, в чем состоит отличие между ними, вам поможет следующая сказочная история.
В одном лингвистическом городе жили Лексика и Лексикон. Часто ходили они друг к другу в гости, но однажды произошла у них ссора. Поссорились Лексика и Лексикон из-за того, что не могли решить, кто из них главнее.
– Я включаю в себя больше слов, чем ты. Специально для меня составляются толковые словари. Значит, я важней и богаче, – заявила Лексика.
– Зато я у каждого человека свой. И каждый старается меня расширить и обогатить. Для этого читает много умных книжек. Поэтому я важнее и богаче для людей, чем ты, – возразил Лексикон.
Поссорились они и разошлись по своим домам. Прошло много времени, прежде чем бывшие друзья поняли, что оба они в равной мере важны для людей.
Лексика включает в себя все слова данного языка и помогает людям одной страны понимать друг друга. А Лексикон отличает одного человека от другого, делает речь каждого из нас индивидуальной и неповторимой.
3. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
Слова, которые составляют наш лексикон, имеют лексические значения. Лексическое значение – это то, что обозначает данное слово.
Слова в русском языке могут иметь одно лексическое значение, например, слово «жалюзи» – шторы из пластинок. Такие слова в науке о языке называются однозначными.
Есть в русском языке слов, которые имеют два и более лексических значения и являются многозначными.
Одно из таких многозначных слов поможет разгадать следующая загадка:
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я средство для черчения.
И наконец, порою
В шеренгу вас построю.
В этой загадке речь идет о слове линейка. Его, как и любое многозначное слово, можно сравнить с многоголовым Змеем Горынычем. У этого сказочного героя много голов, так же как и у многозначного слова всегда несколько значений.
Каждая голова Змея Горыныча по-своему видит мир, имеет свое мнение, но сердце, туловище у них общие. Так и многозначное слово. У него имеется несколько связанных между собой лексических значений. У этих лексических значений есть общая смысловая часть, которая подобна сердцу и туловищу Змея Горыныча.
Слово линейка имеет 3 лексических значения. Если бы мы схематично изобразили их в виде многоголового Змея Горыныча, то нам бы пришлось нарисовать 3 головы. Но есть общая смысловая часть, объединяющая все эти значения, – «прямая линия».
Линейка
1) Прямая черта на бумаге, помогающая писать прямыми ровными строками. Тетрадь в линейку.
2) Планка для вычерчивания прямых линий, для измерений. Отмерить по линейке.
3) Сбор, на котором участники выстраиваются в линию. Торжественная линейка.
Как вы считаете, какой многозначный глагол в различных своих значениях может относиться к человеку, поезду, часам, весне, дороге? Это слово идти, у которого имеется 25 лексических значений. Представьте себе 25-голового Змея Горыныча…
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bleksika-frazeologiyab/povtorenie-izuchennogo-v-5-klasse-otlichie-mnogoznachnyh-slov-ot-omonimov
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FnECtwAF5Yg
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=T-O1kPL4rrQ
источник презентации -http://www.myshared.ru/slide/download/
http://www.youtube.com/watch?v=r72ZcoZ6YPo