6 класс. Русский язык.Повторение изученного в 5 классе. Отличие многозначных слов от омонимов

6 класс. Русский язык.Повторение изученного в 5 классе. Отличие многозначных слов от омонимов

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Лек­си­ка – это сло­вар­ный со­став дан­но­го языка. Раз­дел науки о языке, изу­ча­ю­щий лек­си­ку, на­зы­ва­ет­ся лек­си­ко­ло­ги­ей.

 2. Лексика и лексикон

Лек­си­ку сле­ду­ет от­ли­чать от лек­си­ко­на. По­нять, в чем со­сто­ит от­ли­чие между ними, вам по­мо­жет сле­ду­ю­щая ска­зоч­ная ис­то­рия.

В одном линг­ви­сти­че­ском го­ро­де жили Лек­си­ка и Лек­си­кон. Часто хо­ди­ли они друг к другу в гости, но од­на­ж­ды про­изо­шла у них ссора. По­ссо­ри­лись Лек­си­ка и Лек­си­кон из-за того, что не могли ре­шить, кто из них глав­нее.

– Я вклю­чаю в себя боль­ше слов, чем ты. Спе­ци­аль­но для меня со­став­ля­ют­ся тол­ко­вые сло­ва­ри. Зна­чит, я важ­ней и бо­га­че, – за­яви­ла Лек­си­ка.

– Зато я у каж­до­го че­ло­ве­ка свой. И каж­дый ста­ра­ет­ся меня рас­ши­рить и обо­га­тить. Для этого чи­та­ет много умных кни­жек. По­это­му я важ­нее и бо­га­че для людей, чем ты, – воз­ра­зил Лек­си­кон.

По­ссо­ри­лись они и разо­шлись по своим домам. Про­шло много вре­ме­ни, пре­жде чем быв­шие дру­зья по­ня­ли, что оба они в рав­ной мере важны для людей.

Лек­си­ка вклю­ча­ет в себя все слова дан­но­го языка и по­мо­га­ет людям одной стра­ны по­ни­мать друг друга. А Лек­си­кон от­ли­ча­ет од­но­го че­ло­ве­ка от дру­го­го, де­ла­ет речь каж­до­го из нас ин­ди­ви­ду­аль­ной и непо­вто­ри­мой.

 3. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Слова, ко­то­рые со­став­ля­ют наш лек­си­кон, имеют лек­си­че­ские зна­че­ния. Лек­си­че­ское зна­че­ние – это то, что обо­зна­ча­ет дан­ное слово.

Слова в рус­ском языке могут иметь одно лек­си­че­ское зна­че­ние, на­при­мер, слово «жа­лю­зи» – шторы из пла­сти­нок. Такие слова в науке о языке на­зы­ва­ют­ся од­но­знач­ны­ми.

Есть в рус­ском языке слов, ко­то­рые имеют два и более лек­си­че­ских зна­че­ния и яв­ля­ют­ся мно­го­знач­ны­ми.

Одно из таких мно­го­знач­ных слов по­мо­жет раз­га­дать сле­ду­ю­щая за­гад­ка:

В тет­ра­ди я бываю

Косая и пря­мая;

В дру­гом своем зна­че­нии

Я сред­ство для чер­че­ния.

И на­ко­нец, порою

В ше­рен­гу вас по­строю.

В этой за­гад­ке речь идет о слове ли­ней­ка. Его, как и любое мно­го­знач­ное слово, можно срав­нить с мно­го­го­ло­вым Змеем Го­ры­ны­чем. У этого ска­зоч­но­го героя много голов, так же как и у мно­го­знач­но­го слова все­гда несколь­ко зна­че­ний.

Каж­дая го­ло­ва Змея Го­ры­ны­ча по-сво­е­му видит мир, имеет свое мне­ние, но серд­це, ту­ло­ви­ще у них общие. Так и мно­го­знач­ное слово. У него име­ет­ся несколь­ко свя­зан­ных между собой лек­си­че­ских зна­че­ний. У этих лек­си­че­ских зна­че­ний есть общая смыс­ло­вая часть, ко­то­рая по­доб­на серд­цу и ту­ло­ви­щу Змея Го­ры­ны­ча.

Слово ли­ней­ка имеет 3 лек­си­че­ских зна­че­ния. Если бы мы схе­ма­тич­но изоб­ра­зи­ли их в виде мно­го­го­ло­во­го Змея Го­ры­ны­ча, то нам бы при­ш­лось на­ри­со­вать  3 го­ло­вы. Но есть общая смыс­ло­вая часть, объ­еди­ня­ю­щая все эти зна­че­ния, – «пря­мая линия».

Ли­ней­ка

1) Пря­мая черта на бу­ма­ге, по­мо­га­ю­щая пи­сать пря­мы­ми ров­ны­ми стро­ка­ми. Тет­радь в ли­ней­ку.

2) План­ка для вы­чер­чи­ва­ния пря­мых линий, для из­ме­ре­ний. От­ме­рить по ли­ней­ке.

3) Сбор, на ко­то­ром участ­ни­ки вы­стра­и­ва­ют­ся в линию. Тор­же­ствен­ная ли­ней­ка.

Как вы счи­та­е­те, какой мно­го­знач­ный гла­гол в раз­лич­ных своих зна­че­ни­ях может от­но­сить­ся к че­ло­ве­ку, по­ез­ду, часам, весне, до­ро­ге? Это слово идти, у ко­то­ро­го име­ет­ся 25 лек­си­че­ских зна­че­ний. Пред­ставь­те себе 25-го­ло­во­го Змея Го­ры­ны­ча…

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bleksika-frazeologiyab/povtorenie-izuchennogo-v-5-klasse-otlichie-mnogoznachnyh-slov-ot-omonimov

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FnECtwAF5Yg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=T-O1kPL4rrQ

источник презентации -http://www.myshared.ru/slide/download/

http://www.youtube.com/watch?v=r72ZcoZ6YPo

Файлы