6 класс. Русский язык. Отличие синонимов от антонимов

6 класс. Русский язык. Отличие синонимов от антонимов

Комментарии преподавателя

 1. Вступление

Как вы уже зна­е­те, то, что обо­зна­ча­ет слово, на­зы­ва­ет­ся его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

Учи­ты­вать лек­си­че­ское зна­че­ние необ­хо­ди­мо при на­пи­са­нии неко­то­рых «фо­не­ти­че­ских близ­не­цов», на­при­мер: посв…тить рас­сказ – посв…тить фо­на­ри­ком.

В этих гла­го­лах в за­ви­си­мо­сти от их лек­си­че­ско­го зна­че­ния будет пи­сать­ся раз­ная без­удар­ная глас­ная в корне.

Пра­виль­но на­пи­сать эти слова по­мо­жет сле­ду­ю­щее сти­хо­твор­ное пра­ви­ло-по­мощ­ник:

Без­удар­ный глас­ный звук

При­чи­ня­ет много мук.

Чтобы не было со­мне­нья,

Ста­вим звук под уда­ре­нье.

Уда­ре­ние над глас­ной

Может сде­лать букву ясной.

По­свя­тить рас­сказ – зна­чит ука­зать, в па­мять о ком его на­пи­са­ли. Про­ве­роч­ное слово – свя́тость. По­это­му мы пишем по­свЯ­титьрас­сказ – с без­удар­ной глас­ной бук­вой Я в корне.

По­све­тить фо­на­ри­ком – зна­чит до­ба­вить света, чтобы было лучше видно. Про­ве­роч­ное слово – свет. По­это­му мы пишемпо­свЕ­тить фо­на­ри­ком – с без­удар­ной глас­ной бук­вой Е в корне.

Необ­хо­ди­мо учи­ты­вать лек­си­че­ское зна­че­ние для пра­виль­но­го на­пи­са­ния сле­ду­ю­щих слов: флаг разв…ва­ет­ся из-за ветра – ре­бе­нок хо­ро­шо разв…ва­ет­ся.

Флаг разв..ва­ет­ся из-за ветра, то есть ко­лы­шет­ся. Про­ве­роч­ное слово будет ве́ять. По­это­му мы пишем флаг раз­вЕ­ва­ет­ся – с без­удар­ной глас­ной бук­вой Е в корне.

Ре­бе­нок хо­ро­шо разв…ва­ет­ся, то есть быст­ро рас­тет. Про­ве­роч­ное слово будет разви́тие. По­это­му мы пишем ре­бе­нок хо­ро­шо раз­вИ­ва­ет­ся– с без­удар­ной глас­ной бук­вой И в корне.

 2. Синонимы

Есть слова, близ­кие по смыс­лу, но от­ли­ча­ю­щи­е­ся упо­треб­ле­ни­ем в речи или смыс­ло­вы­ми от­тен­ка­ми. В лек­си­ко­ло­гии они на­зы­ва­ют­ся си­но­ни­ма­ми.

Про­чи­тай­те сти­хо­тво­ре­ние:

В поле пасут бе­ге­мо­ты

Коров,

С моря везут бе­ге­мо­ты

Улов.

В чер­ных ма­ши­нах

В огром­ные зда­ния

Мчат бе­ге­мо­ты

На за­се­да­ния.

В Доме мо­де­лей

Гип­по­по­там­ши

Там де­мон­стри­ру­ют

Пла­тья из замши.

Слова бе­ге­мот и гип­по­по­там – си­но­ни­мы. Они на­зы­ва­ют одно и то же жи­вот­ное. Толь­ко пер­вое из этих слов упо­тре­бит в своей речи обыч­ный че­ло­век, а вто­рое – уче­ный-био­лог.

Си­но­ни­мы от­ли­ча­ют­ся не толь­ко упо­треб­ле­ни­ем в речи, но и от­тен­ка­ми лек­си­че­ско­го зна­че­ния. К гла­го­лу ска­зать можно по­до­брать 11 си­но­ни­мов: про­из­не­сти, про­го­во­рить, про­мол­вить, из­речь за­ме­тить, бурк­нуть, ляп­нуть, обо­ро­нить, от­мо­чить, вы­дать. Члены этого си­но­ни­ми­че­ско­го ряда от­ли­ча­ют­ся ха­рак­те­ром про­из­во­ди­мых дей­ствий. Про­мол­вить обыч­но ука­зы­ва­ет на крат­кость, од­но­слож­ность того, что про­из­но­сит­ся вслух. Из­речь шут­ли­во упо­треб­ля­ет­ся по от­но­ше­нию к мно­го­слов­ной, но пу­стой по со­дер­жа­нию речи.

Си­но­ни­мы важны в нашей речи, так как поз­во­ля­ют из­бе­жать по­вто­ра од­но­го и того же слова в двух рядом сто­я­щих пред­ло­же­ни­ях.

 3. Антонимы

Ан­то­ни­мы – это слова одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем. На­при­мер: хо­лод­ный чай –го­ря­чий чай, тя­жё­лый пред­мет – лёг­кий пред­мет.

 

До­маш­нее за­да­ние

За­да­ние №1

От­ре­дак­ти­руй­те сле­ду­ю­щий текст. За­ме­ни­те по­вто­ря­ю­ще­е­ся слово в нем си­но­ни­ма­ми:

Было ХО­РО­ШЕЕ лет­нее утро, и мы с бра­том от­пра­ви­лись ло­вить рыбу. Я знал на реке ХО­РО­ШЕЕ место, ко­то­рое было из­вест­но толь­ко здеш­ним ста­ро­жи­лам. Улов здесь все­гда ХО­РО­ШИЙ. По­это­му, когда мы вер­ну­лись домой, мама ска­за­ла: «Мо­лод­цы, уха будет ХО­РО­ШАЯ!» На­стро­е­ние у нас после ры­бал­ки тоже ХО­РО­ШЕЕ.

За­да­ние №2

Перед вами лек­си­че­ские урав­не­ния. Опре­де­ли­те, какое слово сле­ду­ет по­ста­вить вме­сто во­про­си­тель­но­го знака, чтобы по левую и по пра­вую сто­ро­ны от знака ра­вен­ства по­лу­чи­лось оди­на­ко­вое со­от­но­ше­ние.

Живой – мерт­вый = Вос­тор­гать­ся – ?

Закат – рас­свет = Доб­ро­та – ?

За­да­ние №3

Од­на­ж­ды Тол­ко­вый сло­варь об­на­ру­жил, что у него по­хи­ще­но несколь­ко слов. Перед вами «лек­си­че­ские при­ме­ты» про­пав­ших. На­зо­ви­те эти слова.

1. Один из ан­то­ни­мов слова свет и омо­ним слова, обо­зна­ча­ю­ще­го боль­шое ко­ли­че­ство.

2. В одном зна­че­нии си­но­ним слова уни­каль­ный, в дру­гом – ан­то­ним слова гу­стой.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bleksika-frazeologiyab/povtorenie-izuchennogo-v-5-klasse-v-razdele-leksika-otlichie-sinonimov-ot-antonimov

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=7tN7OoxJ9xM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=rPK8DZEKSM4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=iTUcEkzruT0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=qycN9BmJiXc

источник презентации - http://pwpt.ru/download/ident/eaa8734286aeb24ab60e94bfaea637c8/

Файлы