8 класс. Алгебра. Квадратные уравнения.

8 класс. Алгебра. Квадратные уравнения.

Комментарии преподавателя

На занятии будет введено понятие квадратного уравнения, рассмотрены его два вида: полное и неполное. Отдельное внимание на уроке будет уделено разновидностям неполных квадратных уравнений, во второй половине занятия будет рассмотрено множество примеров.

 

 

Тема: Квад­рат­ные урав­не­ния.

Урок: Квад­рат­ные урав­не­ния. Ос­нов­ные по­ня­тия

 1. Определение квадратного уравнения

Опре­де­ле­ние. Квад­рат­ным урав­не­ни­ем на­зы­ва­ет­ся урав­не­ние вида

.

 фик­си­ро­ван­ные дей­стви­тель­ные числа, ко­то­рые за­да­ют квад­рат­ное урав­не­ние. Эти числа имеют опре­де­лен­ные на­зва­ния:

 стар­ший ко­эф­фи­ци­ент (мно­жи­тель при );

 вто­рой ко­эф­фи­ци­ент (мно­жи­тель при );

 сво­бод­ный член (число без мно­жи­те­ля-пе­ре­мен­ной).

За­ме­ча­ние. Сле­ду­ет по­ни­мать, что ука­зан­ная по­сле­до­ва­тель­ность за­пи­си сла­га­е­мых в квад­рат­ном урав­не­нии яв­ля­ет­ся стан­дарт­ной, но не обя­за­тель­ной, и в слу­чае их пе­ре­ста­нов­ки необ­хо­ди­мо уметь опре­де­лять чис­лен­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты не по их по­ряд­ко­во­му рас­по­ло­же­нию, а по при­над­леж­но­сти к пе­ре­мен­ным.

Опре­де­ле­ние. Вы­ра­же­ние  носит на­зва­ние квад­рат­ный трех­член.

При­мер 1. За­да­но квад­рат­ное урав­не­ние . Его ко­эф­фи­ци­ен­ты:

 стар­ший ко­эф­фи­ци­ент;

 вто­рой ко­эф­фи­ци­ент (об­ра­ти­те вни­ма­ние, что ко­эф­фи­ци­ент ука­зы­ва­ет­ся со зна­ком пе­ред­ним);

 сво­бод­ный член.

 2. Приведенные квадратные уравнения

Опре­де­ле­ние. Если , то квад­рат­ное урав­не­ние на­зы­ва­ет­ся непри­ве­ден­ным, а если , то квад­рат­ное урав­не­ние на­зы­ва­ет­ся при­ве­ден­ным.

При­мер 2. При­ве­сти квад­рат­ное урав­не­ние . Раз­де­лим обе его части на 2:  .

За­ме­ча­ние. Как видно из преды­ду­ще­го при­ме­ра, де­ле­ни­ем на стар­ший ко­эф­фи­ци­ент мы не из­ме­ни­ли урав­не­ние, но из­ме­ни­ли его форму (сде­ла­ли при­ве­ден­ным), ана­ло­гич­но его можно было и умно­жить на ка­кое-ни­будь нену­ле­вое число. Таким об­ра­зом, квад­рат­ное урав­не­ние за­да­ет­ся не един­ствен­ной трой­кой чисел, а го­во­рят, что за­да­ет­ся с точ­но­стью до нену­ле­во­го мно­же­ства ко­эф­фи­ци­ен­тов.

Опре­де­ле­ние. При­ве­ден­ное квад­рат­ное урав­не­ние по­лу­чаю из непри­ве­ден­но­го путем де­ле­ния на стар­ший ко­эф­фи­ци­ент , и оно имеет вид:

.

При­ня­ты сле­ду­ю­щие обо­зна­че­ния: . Тогда при­ве­ден­ное квад­рат­ное урав­не­ние имеет вид:

.

За­ме­ча­ние. В при­ве­ден­ной форме квад­рат­но­го урав­не­ния видно, что квад­рат­ное урав­не­ние можно за­дать всего двумя чис­ла­ми: .

При­мер 2 (про­дол­же­ние). Ука­жем ко­эф­фи­ци­ен­ты, ко­то­рые за­да­ют при­ве­ден­ное квад­рат­ное урав­не­ние . Эти ко­эф­фи­ци­ен­ты также ука­зы­ва­ют­ся с уче­том знака. Эти же два числа за­да­ют и со­от­вет­ству­ю­щее непри­ве­ден­ное квад­рат­ное урав­не­ние .

За­ме­ча­ние. Со­от­вет­ству­ю­щие непри­ве­ден­ное и при­ве­ден­ное квад­рат­ные урав­не­ния яв­ля­ют­ся оди­на­ко­вы­ми, т.е. имеют оди­на­ко­вые на­бо­ры кор­ней.

 3. Неполные квадратные уравнения

Опре­де­ле­ние. Неко­то­рые из ко­эф­фи­ци­ен­тов  в непри­ве­ден­ной форме или  в при­ве­ден­ной форме квад­рат­но­го урав­не­ния могут рав­нять­ся нулю. В таком слу­чае квад­рат­ное урав­не­ние на­зы­ва­ют непол­ным. Если же все ко­эф­фи­ци­ен­ты нену­ле­вые, то квад­рат­ное урав­не­ние на­зы­ва­ют пол­ным.

Су­ще­ству­ет несколь­ко видов непол­но­го квад­рат­но­го урав­не­ния.

1) .

Если ре­ше­ние пол­но­го квад­рат­но­го урав­не­ния мы пока не рас­смат­ри­ва­ли, то ре­шить непол­ное мы легко смо­жем уже из­вест­ны­ми нам ме­то­да­ми.

Опре­де­ле­ние. Ре­шить квад­рат­ное урав­не­ние – зна­чит найти все зна­че­ния пе­ре­мен­ной  (корни урав­не­ния), при ко­то­рых дан­ное урав­не­ние об­ра­ща­ет­ся в вер­ное чис­ло­вое ра­вен­ство, или уста­но­вить, что таких зна­че­ний нет.

При­мер 3. Рас­смот­рим при­мер ука­зан­но­го вида непол­ных квад­рат­ных урав­не­ний. Ре­шить урав­не­ние .

Ре­ше­ние. Вы­не­сем общий мно­жи­тель . Урав­не­ния та­ко­го типа мы умеем ре­шать по сле­ду­ю­ще­му прин­ци­пу: про­из­ве­де­ние равно нулю тогда и толь­ко тогда, когда один из мно­жи­те­лей равен нулю, а дру­гой при этом зна­че­нии пе­ре­мен­ной су­ще­ству­ет. Таким об­ра­зом:

 или .

Ответ..

2) .

При­мер 4. Ре­шить урав­не­ние .

Ре­ше­ние. 1 спо­соб. Раз­ло­жим на мно­жи­те­ли по фор­му­ле раз­но­сти квад­ра­тов

, сле­до­ва­тель­но, ана­ло­гич­но преды­ду­ще­му при­ме­ру  или .

2 спо­соб. Пе­ре­не­сем сво­бод­ный член впра­во  и из­вле­чем квад­рат­ный ко­рень из обеих ча­стей .

Ответ.

При­мер 5. Ре­шить урав­не­ние .

Ре­ше­ние. Пе­ре­не­сем сво­бод­ный член впра­во , но , т.е. в урав­не­нии неот­ри­ца­тель­ное число при­рав­ни­ва­ет­ся к от­ри­ца­тель­но­му, что не имеет смыс­ла ни при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной, сле­до­ва­тель­но, кор­ней нет.

Ответ. Кор­ней нет.

3) .

При­мер 6.Ре­шить урав­не­ние .

Ре­ше­ние. Раз­де­лим обе части урав­не­ния на 7: .

Ответ. 0.

 

 Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratnye-uravneniya-prodolzhenie/kvadratnye-uravneniya-osnovnye-ponyatiya?konspekt&chapter_id=16

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=VqzYbWrE4e4

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.